Темперамент и профессиональная деятельность
11А класс
(открытый урок)
Цели:
1. Обучающая:
познакомить с типами темпераментов;
дать представление о влиянии темпераментов на профессиональную деятельность;
способствовать повышению у детей знаний о мире профессионального труда.
2. Воспитывающая:
воспитывать у учащихся качества: вежливость, порядочность, тактичность, не взирая на тип темперамента.
3. Развивающая:
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: беседа, объяснение, тестирование.
Ход занятия
I.
Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. Слайд №1
Беседа учителя с учащимися.
Каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет, где будет работать. Пройдёт немного времени и вам предстоит занять рабочие места за компьютером, на строительной площадке, в суде или магазине.
А как вы считаете, от чего зависит выбор профессии? (от интереса, способностей, востребованности на рынке труда, но самое главное, нельзя забывать, что каждая профессия предъявляет определённые требования).
Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание, умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.
Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.
Как вы думаете, от чего это зависит? (От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека). Верно. Всё, что вы назвали, относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека.
Слайд №2
Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности.
Слайд №3
Рассказ об учёном.
Слайд №4
Один из типов нервной системы характеризуется:
сильный, т.е., способный выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен;
уравновешенный – его трудно вывести из себя;
подвижный – быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
Этот тип нервной системы составляет основу темперамента сангвиника. Основные черты характера сангвиника: общительный, открытый, разговорчивый, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный.
Другой тип нервной системы характеризуется как:
Этот тип составляет основу темперамента холерика. Основные черты его характера: раздражительный, поддающийся настроениям, агрессивный, импульсивный, оптимистический, лидирующий, активный.
Следующий тип нервной системы:
Этот тип составляет основу темперамента флегматика. Основные черты характера: пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, надёжный, размеренный, спокойный.
И последний тип нервной системы представлен как:
слабый - чувствительный, восприимчивый, плохо переносит большие нагрузки и при сильных раздражителях (стрессах) склонен впадать в «запредельное торможение» (нервная система не выдерживает нагрузки и предохраняет сама себя – как бы временно отключается, перестаёт реагировать);
неуравновешенный;
инертный.
Этот тип нервной системы составляет основу темперамента меланхолика. Основные черты характера меланхолика: обидчивый, тревожный, впечатлительный, пессимистический, необщительный, сдержанный.
Итак, психологи условно выделили 4 основных типа темпераментов:
Сангвиник.
Холерик.
Флегматик.
Меланхолик.
Слайд №5
III. Практическая работа. Учитель раздаёт бланки с тестом и дети выполняют его.
Методика Е.Н. Прощицкая. «Определи свой темперамент» (Приложение) 10 минут на выполнение задания.
Эта методика субъективная, потому что основана на самооценке.
Ребята, давайте посмотрим, какого темперамента больше всего у вас в классе. Поднимите руки сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.
Рассказ учителя.
Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Уже сам факт их существования на протяжении тысячелетий подтверждает их жизнеспособность и целесообразность.
Я хочу дать рекомендации каждому представителю определённого типа темперамента. Как нужно выбирать профессию с учётом вашего темперамента
Слайд №6 - Слайд №9 (дети читают с места рекомендации)
Рассказ учителя.
Смешанный темперамент. Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов.
Слайд №10
Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.
Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 г. М.И. Кутузов.
Слайд №11
Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.
В русской литературе мы встречаем холерика А.С.Пушкина.
Слайд №12
Биографии выдающихся людей науки, техники, литературы и искусства убеждают в том, что исключительных результатов в каждой из этих областей творчества достигали люди разных темпераментов.
IV. Закрепление. Викторина. Какие утверждения верны?
Слайд №13 - Слайд №15
Верные утверждения: 1в; 2б; 3в.
Слайд №16 - Слайд №19

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.
Рассмотрите рисунки. Укажите, где какой темперамент изобразил художник. Своё решение обоснуйте. (1-холерик, 2-флегматик, 3-меланхолик, 4-сангвиник)
V. Итог. -Что нового вы сегодня узнали?
-Ребята, скажите, нужны ли нам знания, полученные на занятии?
Слайд №20
Вильгельм Вундт сказал: В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.