МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9»
«Творческая мастерская педагогического опыта»
Оценки в первом классе: за и против
Подготовила:
учитель начальных классов
Долгих С.В.
Г.Вилючинск
2022 г.
Слайд 2. Как оценивать первоклассника правильно?
В первом классе перед ребенком, педагогом и родителями стоят две главные задачи:
-учебная: научить ребенка быть школьником, трудиться интеллектуально;
-эмоциональная задача, задача здоровой психики: привить любовь к школе.
В России стресс из-за неуспеваемости составляет у 79% учеников.
Каковы же последствия влияния классической оценочной системы на психику наших малышей?
Помните, как только мы начинаем привязывать их результаты к формальным системам оценивания, дети начинают обучаться учиться ради того, чтобы получить заветную отметку, но не научиться. Фокус смещается от смысла и содержания обучения. А также любви к тому, что ребенок изучает, к формальной отметке за его прохождение.
Увеличивается уровень стресса. Особенно у тревожных, чувствительных детей, ухудшается усвоение материала.
Слайд 3 Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?
Марьяна Михайловна Безруких: член-корреспондент Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО
«Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа – карательный институт и отметки чаще всего носят отрицательный характер.
Во-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию.
А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители».
Или ещё мнение: Натальи Фёдоровны Виноградовой: доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, руководителя научно-исследовательского Центра начальной школы, заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Наталья Фёдоровна не один год работает над созданием инновационных программ для обучения младших школьников, основанных на принципах гуманизации образования.
«Вопрос сложный и противоречивый. Если речь идет о первом классе, то, в соответствии с законодательством РФ (нормы СанПиНа), ставить отметки первоклассникам запрещено. Нарушение этого закона идет по двум причинам: во-первых, от убежденности учителя в том, что отметка стимулирует ответственность и старание ученика (это миф!), во-вторых, есть просьба родителей ставить эти отметки, чтобы ребенок быстрее привык к школе (еще один миф!). Дело в том, что запрет на выставление отметок в первом классе связан с тем, что пока у ребенка не развита самооценка, то есть понимание того, за что ему ее поставили (это формируется во втором классе), то первоклассник воспринимает цифровую или любую другую отметку (солнышко, звездочку, домик, фасолинку), как отношение учителя к нему (поставил учитель хорошую отметку – любит меня, поставил плохую – не любит). Кстати, такое нерефлексивное отношение к отметке держится у школьников очень долго и присутствует даже у старшеклассников – «мне физичка никогда не поставит 4, она меня не терпит…».
Чтобы не формировалось такое противоречивое отношение к оценке, уже в первом классе и должна проводиться работа по формированию самоконтроля и самооценки
Чем еще плохи отметки?
Формируется нездоровая конкурентная позиция по отношению к учебному материалу, к школе, к самому себе и детям, которые его окружают.
Через традиционную оценочную систему этого не достичь. Что же тогда делать? Как правильно оценивать первоклассника?
Слайд 4
- Давайте разберёмся, в чем разница между оценкой и отметкой.
Оценка –это обратная связь ребенку, как он потрудился.
это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»)
Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос (РЕПРОДУКТИВНЫЕ - наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов. Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает? Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные)
Отметка −
это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
Слайд 5 Как правильно оценивать нашего первоклассника.
Оценивать важно правильно. Как?
Самое главное для чего?
Улучшить качество обучения – это раз, и наконец, дать ребёнку обратную связь в его стараниях-два.
Слайд 6 Оценивать первоклассника лучше всего по критериальной системе.
Мы с вами заранее выбираем критерии, по которым оцениваем успешность наших учеников.
Как правило они имеют характер оценивания его труда, его старания в части приложения знаний.
Зная критерии оценивания, дети могут объективно оценивать себя, спокойно относиться к своим неудачам.
Очень важно, что ребенок знает, по каким критериям его будут оценивать, способен спланировать свой результат, стремиться к нему, видеть путь к нему и логично построить свою работу.
Зная критерии оценивания, ребенок осознанно подходит к своей работе.
Какие бывают критериальные модели в 1 классе?
1 модель. Самооценивание- посмотри на свой результат, сверься с критериями, оцени себя сам.
2 модель. Взаимооценивание- ребёнка оценивает сосед по парте, учитель, родитель.
3 модель. Рефлексия-я сам обдумал свой результат и решил, как-то его изменить.
Алгоритм самооценки очень важен для формирования когнетивного навыка наших малышей.
Учимся ставить и запоминать цель на уроке.
Учимся сравнивать свой результат с этой целью.
Учимся находить и признавать ошибки. И в результате учимся оценивать весь процесс целиком.
Слайд 7 Критериальная система-акцент на успешность!
Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?
1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.
Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено?
(Коллективная самооценка обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или с ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться незакрашенным кружком.
6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).
Слайд 8 Где найти время для развития умения самооценки?
1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у учеников умения самооценки.
2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для использования алгоритма самооценки.
3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки (опорный сигнал).
Слайд 9 Приёмы безотметочного оценивания знаний и умений:
•«Лесенка достижений» «Волшебные линеечки» «Светофор»
Карта достижений
• «Дерево успеха» Портфолио Лист самооценивания
Словесное оценивание
• «Солнышко»
• «Подъём в гору»
«Радуга»
В нашем классе мы применяем метод «зеленой ручки», самоконтроль, который разработала Татьяна Иванко. Принцип «зеленой ручки» учит ученика любого возраста не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи.
В случае подчеркивания ошибок красной пастой мы концентрируемся на ошибках. Что откладывается в фотопамяти?
Мы концентрируемся на том, что сделано правильно и получаем совсем другие эмоции, другое восприятие. Хотим мы того или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным.
Это совсем другая внутренняя мотивация – не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо.
Зеленым цветом помечаются красиво нарисованные значки, верные ответы, ровные буквы. Детям приятна похвала и они стараются еще больше, если понимают – «я могу, у меня получается». Достижения, пусть и небольшие, вдохновляют детей на новые успехи. В результате учеба приносит удовольствие, маленькие победы придают уверенность в своих силах.
Принцип «Зелёной ручки» находит применение не только в обучении, но и в личностном развитии, не только с детьми, но и со взрослыми. Этим методом можно преобразить и себя, любимую. Попробуйте!
Советы учителю начальной школы: как оценивать знания учащихся в первом классе
Советуем учителю: категорически отказаться от любой «вещественной» оценки, только хвалить (!) за любую удавшуюся мелочь и вместе с ребенком (!), без всяких репрессий и осуждений, рассматривать причины того, что не удалось. И на первом собрании объяснить родителям, чтобы они не задавали «традиционные» вопросы «Что получил?», «Почему у Пети есть отметки, а у тебя нет? Наверное, ты не старался…», а спрашивали о том, чему учились, чему научился…
В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:
Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.
Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.
Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.
Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением.
Слова, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!»
Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно»
Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение».
Если вы ставите своей целью воодушевлять детей, научитесь сотне различных способов говорить:
«Это хорошо!».
Восхитительно!
Хорошо делаешь!
Это внушительно!
Невероятно!
Отлично!
Превосходно!
Прекрасно!
Поразительно!
Эффектно!
Молодец!
Хорошо придумано!
Ты преуспеваешь!
Потрясающе!
Остроумно!
Безупречная работа!
То, что надо!
Неплохо!
Чудесно!
Изумительно!
Потрудился на совесть!
Хорошо организовано!
Это лучше, чем когда-либо!
Хороший ответ!
Ты это заслужил!
Это воля божья!
Оригинально!
В следующий раз будет лучше!
Видишь, какие у тебя способности!
Трудящийся не будет постыжен!
Ну, это событие!
Я знала, что ты можешь это сделать!
Хорошо получается!
Сегодня намного лучше!
Видишь, ты сам справился!
Ты умеешь работать головой!
Сразу видно, что ты хорошо подготовился!
Ты выполняешь задание, просто играя!
Ты на правильно пути!
Это на высшем уровне!
Здорово! С тебя можно брать пример!
Какой прогресс!
Это мне нравится!
Необыкновенно!
Блестяще!
Этим можно гордиться!
Замечательно!
Красота!
Нет слов, чтобы оценить твою работу!
В этом есть своя «изюминка»!
Ты настоящий мастер!
Это гениально!
Ты творчески подошел!
У тебя светлая голова!
На такое приятно смотреть!
Просто прелесть!
Умница!
Это просто удивительная работа!
Это - победа!
Это – настоящая находка!
Мировой стандарт!
Верно!
Просто чудесно!
Великолепно!
Очаровательно!
Сразу видно, что ты умеешь думать!
Разумный ответ!
Стоящая работа!
Это достойно похвалы!
Твои родители могут гордиться тобой!
Захватывающе!
Чувствуется твоя проницательность!
Считай, что ты преодолел новую высоту!
Ты доказал, что хорошо мыслишь!
Радуюсь, глядя на тебя!
Вот таким будь каждый день!
Сложная работа, но ты выполнил ее отлично!
Ты обладаешь необыкновенной трудоспособностью!
В тебе есть трудолюбие!
Ты потрудился даже больше, чем требовалось!
Превосходно выполнено!
Замечательно придумано!
Талант родился!
Если хочешь – можешь!