«Отцовство - как психологический феномен»
Выполнила: Андреева Л. А.
Научный руководитель Орлова К.К.
Современные психологи, этнографы, социологи, психотерапевты, педагоги единогласно отмечают, что наши знания об отцовстве поразительно скудны. Имеющиеся в различных науках данные доказывают, что, несмотря на все многообразие исследований родительства, можно сделать вывод о том, что материнство исследовано в большей степени, чем отцовство. На фоне относительной изученности феномена материнства, отцовство остается «белым пятном».
Во времена античности в основном во всех странах дети были подчинены воле отца, но не на основе любви и заботы. С появлением христианства появилось разграничение отцовской и материнской функции, родительским отношениям свойственна эмпатия. В средние века происходит ущемление отцовства в связи с появлением новой социальной роли – священника, который может вмешаться в жизнь любой семьи и взять на себя функцию отца, хотя сам дает обет безбрачия, который предписывает запрет на зачатие ребенка. Только во времена Ренессанса отцовские функции перестали контролироваться церковью и стали регулироваться обществом. В девятнадцатом веке происходит утеря отцом своих основных функций, развивается женское движение. Развитие института отцовства происходит в связи с появлением частной собственности, потому что появляется необходимость наследования ее одним из сыновей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что родительское отношение мужчины к своим детям это, по сути, социальное явление.
В литературных источниках часто отец играет второстепенную роль. Главная же роль отводится матери, потому что считается, что материнская любовь священна. Это высший вид человеческой любви, которая представляет собой неравенство, где одно человеку необходима помощь, а другой человек полностью дает ее, не спрашивая ничего взамен.
В работах А.С. Спиваковой прослеживается мысль о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании немного отстает от материнской позиции, потому что максимальную привязанность отец начинает испытывать уже к подросшим детям [5]. К. Витакер видит образ отца как стороннего наблюдателя во время беременности женщины и в период ухода за новорожденным [4].
В то же время К. Флэйк-Хобсон считает, что присутствие отца при рождении ребенка и его участие в дальнейшем воспитании малыша положительно сказываются на взаимоотношении супругов как друг с другом, так и с ребенком в будущем.
Ю.В. Борисенко видит сущность отца с разных сторон: отец кормилец, защитник, пример для подражания, наставник в общественной деятельности и отношениях, транслятор социальных норм и фигура, обеспечивающая связь поколений [3].
Д. Блэнкенхорн, сторонник движения укрепления семей, и Дж. Гилдер, занимающийся философией экономики, считают, что брак и вытекающее из него отцовство – это первостепенные механизмы, которые актуализируют и формируют мужскую значимость.
Д.С. Акивис полагает, что только при взаимодействии с ребенком полностью формируются такие черты личности, которые свойственны именно мужском полу. Это потребность и способность защищать, возлагать на себя ответственность. Мужчины становятся энергичными, исполнительными. У них появляется душевная сила [2]. Еще не родившийся на свет ребенок уже дает почувствовать будущему отцу «отцовский инстинкт», который выражается в желании демонстрировать родительскую любовь и привязанность, ощутить себя защитником семьи. В таком контексте можно говорить о том, что ребенок – отец мужчины, потому что отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Происходит социализация мужчины.
В психолого-педагогической литературе не существует общепринятого определения отцовства. Анализируя словари, можно сказать о том, что значение термина «отцовство» сводится к официальному факту происхождения ребенка от данного мужчины, факту, который зафиксирован в государственном документе. Также в словарях акцентируется внимание на правах и обязанностях отца по отношению к ребенку.
Более уместно, на мой взгляд, следующее определение этого термина: отцовство - врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью.
Несмотря на то, что проблема отцовства рассматривалась многими учеными, такими, как Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.С. Акивис, Е.И. Захарова, Б.И. Кочубей, А. Биллер, Р. В. Овчарова, Е. В. Милюкова и др., мало изучен вопрос о роли отца в развитии, воспитании и социализации ребенка, недостаточно разработана проблема формирования отцовства и психологических условий развития личности отца.
Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании ребенка заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности [1].
Несомненно, роль отца в воспитании и становлении личности ребенка безгранично велика. После 5 лет у детей происходит полоролевая идентификация. Сколько бы мама не учила мальчика, как нужно себя вести в какой-либо ситуации, вероятнее всего он будет поступать так же, как поступил бы его отец. Помимо этого мужчина выполняет свою исторически сложившуюся роль кормильца и защитника семьи. И хотя в современном мире отец не защищает ребенка в прямом смысле от военной опасности, он может защищать интересы и потребности своего ребенка. Важную роль отец играет в становлении самооценки ребенка особенно в первые годы жизни малыша. Но, даже ругая или наказывая ребенка, мужчина приносит ему наименьший вред, чем просто игнорируя его, проявляя к нему полную незаинтересованность и безразличие. Именно отец должен организовать сексуальное воспитание мальчиков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль мужчины в семье не сводится только к материальному обеспечению и защите, как, к сожалению, считают многие из нас.
Переход к новому социальному статусу отца отмечается как кризисный период в жизни мужчины, связанный с проблемой осознания себя отцом, принятия своих чувств и самоконтроля. Если кризис разрешен успешно, то мужчина принимает свои родительские функции и родительскую роль, укрепляются внутрисемейные отношения, происходит личностное развитие человека. Не только в период становления, но и в процессе отцовства мужчина подвергается психологическим кризисам. Это происходит в том случае, если у него самого не были решены проблемы детской привязанности к собственным родителям.
Отцовскую любовь отличает от материнской любви то, что ее нужно больше воспитывать, потому что любовь отца является обусловленной. У мужчины отсутствует врожденная потребность в заботе и сохранении своего потомства. Такая условная любовь дает ребенку возможность социализации в обществе.
В заключении хотелось бы выделить неразработанные аспекты по данной проблеме, а именно: процесс становления мужчины как отца, типология отцовского поведения, структура феномена отцовства, влияние отцовства на развитие личности мужчины и ребенка, психологические условия развития личности отца, изменение заботы и осознанности родительства у отца в связи с развитием и взрослением ребенка.
Изучение и исследование такого психологического феномена, как «отцовство», кроме теоретической значимости, имеет очень важный прикладной аспект. Это необходимо для того, чтобы оценить развитие современного института отцовства, разработать программы обучения матерей и отцов на различных жизненных этапах, организовать социальную и психологическую работу с семьями и пропагандировать сознательное и ответственное отцовство.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!