Управление образования Окружной администрации г.Якутска
МОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №34 VIIвида
(со структурным подразделением классов VIII вида)
Работа детского клуба
«Патриот» по пожарно-прикладному
спорту для детей с ограниченными
возможностями здоровья
Якутск – 2013
Оздоровление и коррекция психофизического развития
детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной
физической культуры
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, учителя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Цель:
Формирование социально-адаптированной личности, придерживающейся здорового образа жизни и знающей основы безопасного поведения.
Задачи:
развитие у детей способности правильно действовать в экстремальных ситуациях; подготовка к безопасной жизнедеятельности;
формирование навыков здорового образа жизни;
развитие умений оказания первой медицинской помощи;
коррекция нарушений психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы, к детям «группы риска»;
разработка и внедрение новых направлений и форм внеклассной работы по ОБЖ в С(К)ОШ-И 7-8 вида.
Актуальность. С каждым годом повышается уровень опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, увеличивающаяся частота проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности школьников, их подготовленности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Адаптивная работа в С(К)ОШ МЗУ направлена на развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе и физическую реабилитацию. Это уроки ОБЖ, физической культуры, занятия ЛФК и внеклассная оздоровительная работа.
В нашей специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются и проживают дети с нарушениями интеллекта (задержка психического развития и умственная отсталость). Интеллектуальное недоразвитие усугубляется недостатками в физическом развитии. Немаловажное значение имеют и социальные факторы: 35 детей находятся на полном государственном обеспечении, более половины семей - малоимущие. Так, вследствие низкого уровня жизни в семьях учеников наблюдается:
- отсутствие сбалансированного питания,
- недоступность качественного лечения,
- отсутствие возможностей для систематических занятий спортом (приложение 1).
Ученики-сироты и ученики из малоимущих семей проживают в интернате, где они обеспечены четырехразовым питанием, благоприятными условиями для полноценного труда и отдыха. Основной составляющей режима интерната является активно-оздоровительная деятельность детей. Это физкультминутки на уроках; организованные подвижные игры на переменах и после уроков; уроки физической культуры, ОБЖ, ЛФК, ритмики; различные кружки, спортивные секции; прогулки на свежем воздухе, экскурсии и походы в лес, на гору и т.д.
В коррекционном обучении и воспитании детей параллельно решаются и образовательные, и воспитательные, и лечебно-оздоровительные, и коррекционно-компенсаторные задачи. Дети с задержкой психического развития, нарушениями интеллекта малоинициативны, малоэмоциональны, быстро устают, отвлекаются, не могут долго слушать учителя и не всегда понимают его. Только через практический показ и через игру учитель может вызвать интерес к двигательной деятельности. Ввиду особенностей наших детей выездные занятия привлекают живой интерес, дети занимаются с удовольствием, активны, общительны.
Наш интернат расположен за городом, на Сергеляхском шоссе под горой. Здание деревянное, ветхое, рядом озеро. В условиях проживания в интернате (массовое скопление народа) высока опасность возникновения различных чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение). Поэтому особенно важно научить детей основам безопасного поведения.
Также для успешной социализации детей с проблемами в развитии им необходимо полноценное общение с другими людьми, знакомство с различными структурами города, включение в общественную жизнь.
Учитывая вышесказанное, мы решили в рамках школьного детского клуба «Патриот» ввести занятия по пожарно-прикладному спорту – как одну из форм внеклассной работы по ОБЖ.
Пожарно-прикладной спорт:
воспитывает смелость, решительность, уверенность в своих силах, умение не теряться в чрезвычайных ситуациях, найти правильное решение.
развивает такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, выносливость и др;
улучшает вестибулярный аппарат, координацию движений, пространственную ориентировку; формирует умение управлять своим телом.
компенсирует нарушения деятельности центральной нервной системы;
Все в целом способствует формированию социально и физически адаптированной личности. Обучение проходит на базе полигона МЧС РС(Я). Занятия – 1-2 раза в неделю.
В клубе «Патриот» сформированы две группы из учащихся 4-9 классов, «Звезда» и «Ратник». Подобрали детей разного возраста для того, чтобы старшие учились заботиться о младших, а младшие брали пример у старших. Обучение взаимопомощи, сотрудничеству, чувство локтя – обязательное условие личной безопасности, что особенно ценно для детей из неблагополучных семей.
В группах 30% детей с поведенческими нарушениями (группа риска). Для таких детей стараемся обеспечить полную занятость, дать выход двигательной энергии, направить в положительную сторону стремление к лидерству.
Начинаем с объяснения важности профессии пожарника, ознакомления с другими направлениями работы спасателей. Рассказ об отличившихся работниках МЧС, их героизме. Затем знакомство с пожарно-прикладным спортом, видами соревнований и нормативами. Опыт работы в Якутской кадетской школе-интернате (ЯКШ-И) применяю и в коррекционной школе. Успешность данного вида спорта подтвердили 5 моих воспитанников, ставшие рекордсменами РС(Я) среди юношей (Андреев Сергей, Габышев Петр, Гоголев Гаврил, Попов Саша, Христофоров Айсен).
Первый этап обучения - экипировка пожарника.
Ознакомление воспитанников с:
деталями, частями экипировки,
составом материала ткани,
назначением.
Обучение надеванию на время. Воспитывает ловкость, быстроту действий.
Второй этап – Вязание узлов:
Развитие мелкой моторики,
памяти,
глазомера,
пространственной ориентировки,
координации движений.
Третий этап – Преодоление стометровой полосы препятствий.
Развитие быстроты,
ловкости;
смелости, силы,
координации движений,
точности.
Надо запоминать порядок движений, точно отмерить силу броска, длину разбега, расстояние, уметь прогнозировать свои действия.
Это особенно сложно для наших детей, но вполне доступно при хорошей организации, систематических тренировках.
Контрольное тестирование по этим трем этапам проводим два раза в год (сентябрь - май), чтобы оценить динамику развития учащихся (приложение 1). Учащиеся 4 класса тестирование не проходят, так как они только знакомятся в этими упражнениями.
Четвертый этап - Подъем по штурмовой лестнице (2 этаж).
Это трудный этап в психологическом плане. Надо преодолеть естественную боязнь высоты, уметь страховать друг друга, координировать движения, быть особенно точным в расчете.
Наиболее тренированные, способные воспитанники пробуют свои силы в скалолазании, проходят лабиринт в дымокамере. Эти упражнения доступны не для всех детей.
Кроме тренировок на полигоне, занимаемся в здании интерната медицинской подготовкой (уроки ОБЖ, групповые занятия).
знакомство с травмоопасными ситуациями,
характерные признаки травм,
оказание доврачебной помощи с практическими занятиями,
обучение самостраховке, взаимостраховке.
В средствах массовой информации находим, читаем и смотрим информации о героизме детей и взрослых, и обсуждаем поведение людей в экстремальных ситуациях. Проводим встречи с героями нашего города. Проводим конкурсы рисунков в рамках месячников по противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.

Новизна и необычность выездных занятий, свободное пространство полигона, постоянная смена видов деятельности способствуют высокой активности детей.
Систематические занятия пожарно-прикладным спортом приводят к улучшению:
- физических (координационных, скоростных, силовых) качеств,
- моральных (гражданская ответственность, готовность к оказанию помощи),
- интеллектуальных (основы логического мышления – оценка ситуации, анализ, выработка плана действий).
Психолог и дефектолог школы отмечают положительную динамику у воспитанников нашей группы по итогам еженедельных тренинг-занятий. Дети становятся более ответственными, подтягиваются и в учебе, и в поведении. Количество детей «группы риска» медленно, но постоянно снижается (с 50% до 20%). (Приложение 2).
Например, при пожаре в своей квартире Вовк Саша спокойно, без паники, помог выбраться со 2 этажа брату и сестре, а Медведев Витя самостоятельно смог потушить очаг возгорания в доме.
А также вырабатывается позитивное отношение к физической культуре, дифференцирование спортивных интересов, а рациональное планирование уроков физической культуры и их организация дали возможность повысить требования к разносторонней физической подготовленности некоторых школьников. Таким образом, в нашей школе-интернате нам удалось воспитать призеров V Международных спортивных игр «Дети Азии» 2012 г. по пауэрлифтингу (Кульбертинова Снежана, Котляров Андрей - I место, Уваровская Айта, Молчанова Юля – 2 место, Ушницкий Еремей – 3 место) и, надеемся, будущих олимпийцев.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что систематическое проведение занятий-практикумов по основам пожарно-прикладного спорта для детей категории «социального сиротства», предъявление ребенку адекватных требований, создание социализирующей среды служит базовым условием для активизации динамической позиции воспитанника и выполняет психокоррекционную задачу школы-интерната специальной коррекционной направленности.
Конечно, предстоит еще много работы по привитию воспитанникам с ОВЗ знаний и умений безопасной жизнедеятельности.
В планах открытие и работа летнего лагеря «Патриот» с целью отработки практических навыков на местности (безопасное поведение в лесу, на водоеме и т.д.).
Приложение 1
Контрольное тестирование
по пожарно-прикладному спорту
2010-2011 уч.год
ФИ учащихся | Сентябрь | | Май |
5 класс | 100м | боевка | узлы | | 100м | боевка | узлы |
Вовк Саша | 20''87 | 45''94 | 18''24 | | 19''47 | 41''76 | 17''24 |
Ефремов Саша | 21''46 | 46''45 | 19''31 | | 20''86 | 44''54 | 18''54 |
Мордовской Денис | 24'77 | 48''81 | 20''45 | | 22''34 | 45''61 | 18''62 |
Зырянов Дима | 20''48 | 45''68 | 18''11 | | 18''66 | 43''71 | 17''24 |
6 класс | | | | | | | |
Купершмидт Рома | 21''45 | 44''16 | 19''54 | | 18''24 | 42''17 | 17''44 |
Караваев Андрей | 18''94 | 45''38 | 19''38 | | 17''84 | 43''21 | 17''54 |
Бобков Женя | 20''09 | 46''58 | 20''26 | | 18''96 | 44''33 | 18''47 |
Иванов Юра | 18''45 | 43''16 | 18''17 | | 17''87 | 41''31 | 17''86 |
Ефремов Афоня | 21''66 | 44''61 | 19''58 | | 18''44 | 40''08 | 17''91 |
7 класс | | | | | | | |
Медведев Витя | 20''11 | 40''69 | 18''74 | | 18''55 | 38''46 | 17''38 |
Уваровская Айта | 18''41 | 39''48 | 18''88 | | 17''48 | 37''54 | 17''77 |
Кононов Ким | 19''39 | 37''23 | 19''45 | | 18''57 | 36''87 | 18''54 |
Молчанова Юля | 22''61 | 41''09 | 20''86 | | 20''96 | 41''24 | 19''97 |
8 класс | | | | | | | |
Петухов Денис | 17''87 | 35''48 | 17''26 | | 15''54 | 34''96 | 16''86 |
Лощилов Яша | 15''41 | 36''65 | 18''31 | | 15''46 | 34''87 | 16''24 |
Алексеев Алеша | 17''91 | 34''47 | 17''29 | | 16''76 | 32''77 | 15''23 |
9 класс | | | | | | | |
Долганов Вова | 16''39 | 31''21 | 16''24 | | 15''18 | 28''07 | 14''02 |
Купершмидт Юлиан | 18''41 | 34''41 | 18''91 | | 16''47 | 32''18 | 15''28 |
Александров Алеша | 16''48 | 32''29 | 16''38 | | 15''24 | 30''83 | 14''11 |
Егорова Сардана | 19''21 | 35''08 | 19''91 | | 18''01 | 33''91 | 17''87 |
Средние показатели тестирования 2010-2011 уч.года
Бег на 100 м | Одевание «боевки» | Вязание узлов |
 |  |  |
Контрольное тестирование
по пожарно-прикладному спорту
2011-2012 уч.год
ФИ учащихся | Сентябрь | | Май |
5 класс | 100м | боевка | узлы | | 100м | боевка | узлы |
Софронов Саян | 20''51 | 44''21 | 18''51 | | 18''87 | 42''91 | 17''21 |
Софронов Аян | 20''97 | 44''41 | 18''61 | | 19''79 | 41''81 | 17''35 |
Бакшинов Юра | 21''93 | 43''38 | 19''71 | | 19''65 | 41''72 | 17''48 |
Алексеева Лена | 23''53 | 46''58 | 20''96 | | 21''45 | 43''61 | 18''68 |
6 класс | | | | | | | |
Вовк Саша | 19''18 | 42''92 | 17''76 | | 17''19 | 40''51 | 16''41 |
Ефремов Саша | 20''39 | 43''71 | 19''71 | | 18''31 | 41''17 | 17''33 |
Мордовской Денис | 22''41 | 44''08 | 19''69 | | 20''29 | 43''29 | 17''29 |
Зырянов Дима | 19''29 | 42''51 | 17''48 | | 17''08 | 40'0'8 | 16''07 |
7 класс | | | | | | | |
Купершмидт Рома | 18''35 | 42''91 | 17''91 | | 17''89 | 40''89 | 16''33 |
Караваев Андрей | 16''46 | 43''88 | 17''43 | | 16''71 | 41''77 | 16''46 |
Бобков Женя | 18''51 | 43''63 | 18''62 | | 16''69 | 40''33 | 17''81 |
Иванов Юра | 16''91 | 40''46 | 16''58 | | 15''53 | 39''26 | 15''26 |
Ефремов Афоня | 19''31 | 42''53 | 17''81 | | 16''91 | 40''91 | 16''08 |
8 класс | | | | | | | |
Медведев Витя | 18''08 | 38''08 | 16''21 | | 16''24 | 36''21 | 14''77 |
Уваровская Айта | 16''11 | 36''48 | 15''34 | | 15''38 | 33''45 | 13''81 |
Кононов Ким | 17''19 | 35''65 | 17''41 | | 15''59 | 30''51 | 14''92 |
Молчанова Юля | 18''28 | 39''84 | 18''53 | | 16''61 | 35''66 | 16''23 |
9 класс | | | | | | | |
Петухов Денис | 15''24 | 32''24 | 14''22 | | 14''84 | 29''31 | 12''09 |
Лощилов Яша | 15''19 | 33''35 | 15''43 | | 14''61 | 28''29 | 13''54 |
Алексеев Алеша | 15''32 | 30''41 | 14''31 | | 14''78 | 27''24 | 12''01 |
Средние показатели тестирования 2011-2012 уч.года
Бег на 100 м | Одевание «боевки» | Вязание узлов |
 |  |  |
Контрольное тестирование
по пожарно-прикладному спорту
2012-2013 уч.год
ФИ учащихся | Сентябрь | | Май |
5 класс | 100м | боевка | узлы | | 100м | боевка | узлы |
Бакшинова Маша | 21''44 | 44''56 | 20''51 | | | | |
Жиркова Оксана | 22''39 | 46''44 | 21''43 | | | | |
Андреев Дьулус | 20''21 | 43''31 | 19''78 | | | | |
Евдокимов Рома | 20''22 | 42''26 | 18''59 | | | | |
6 класс | | | | | | | |
Софронов Саян | 17''46 | 40''91 | 15''44 | | | | |
Софронов Аян | 17''58 | 38''82 | 16''76 | | | | |
Бакшинов Юра | 16''78 | 37''44 | 18''91 | | | | |
Алексеева Лена | 20''91 | 40''38 | 17''41 | | | | |
7 класс | | | | | | | |
Вовк Саша | 16''41 | 38''41 | 14''63 | | | | |
Ефремов Саша | 17''33 | 38''39 | 15''55 | | | | |
Мордовской Денис | 18''58 | 40''53 | 15''34 | | | | |
Зырянов Дима | 16''64 | 37''64 | 14''81 | | | | |
8 класс | | | | | | | |
Купершмидт Рома | 16''81 | 38''28 | 14''87 | | | | |
Караваев Андрей | 16''79 | 39''23 | 14''91 | | | | |
Бобков Женя | 15''68 | 38''18 | 15''77 | | | | |
Иванов Юра | 15''43 | 36''12 | 13''78 | | | | |
Ефремов Афоня | 15''91 | 37''05 | 14''41 | | | | |
9 класс | | | | | | | |
Медведев Витя | 15''46 | 34''28 | 12''41 | | | | |
Уваровская Айта | 14''21 | 30''11 | 10''21 | | | | |
Кононов Ким | 14''08 | 30''08 | 10''19 | | | | |
Молчанова Юля | 15''59 | 31''29 | 14''08 | | | | |
Например, лучшие показатели по годам и классам:
| 100 м | Боевка | Вязание узлов |
2010 | 2012 | 2010 | 2012 | 2010 | 2012 |
5 | 20''51 | 20''21 | 43''38 | 42''26 | 18''11 | 18''59 |
6 | 18''45 | 16''78 | 43''16 | 37''44 | 18''17 | 15''44 |
7 | 18''41 | 16''41 | 37''23 | 37''64 | 18''74 | 14''63 |
8 | 15''41 | 15''43 | 34''47 | 36''12 | 17''26 | 13''78 |
9 | 16''39 | 14''08 | 31''21 | 30''08 | 16''24 | 10''19 |
В 5-х классах больших расхождений нет, улучшение идет после 2-3 г.обучения, особенно по вязанию узлов (на 4-6 секунд).
Приложение 2
Состоят на учете в:
ФИ учащихся | КДН | Школьная группа риска |
| 2010 г | 2012 г | 2010 г | 2012 г |
Вовк Саша | | | + | |
Ефремов Саша | | | + | + |
Мордовской Денис | | | | |
Зырянов Дима | | | + | + |
Купершмидт Рома | | | | |
Караваев Андрей | | | | |
Бобков Женя | | | | |
Иванов Юра | | | | |
Ефремов Афоня | | | + | |
Медведев Витя | | | | |
Уваровская Айта | + | | + | |
Кононов Ким | + | + | + | + |
Молчанова Юля | | | + | |
Петухов Денис | + | | + | |
Лощилов Яша | | | | |
Алексеев Алеша | + | + | + | + |
Долганов Вова | | | + | |
Купершмидт Юлиан | | | | |
Александров Алеша | | | | |
Егорова Сардана | | | | |

Литература:
Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2004.
Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ.ред Г.Н.Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
Основы безопасности жизнедеятельности: 9-й кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений/М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др., под ред. Ю.Л.Воробьева. – 2-е изд., испр. И под. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / И.К.Топоров. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2002.
Физическая культура. Основы безопасности жизнедеятельности. Оборонно-спортивный профиль. 10–11 классы: развернутое тематическое планирование / авт.-сост. А. Н. Каинов – Волгоград: Учитель, 2009.
Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / авт.-сост. А. Н. Каинов, И. Ю. Шалаева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Физкультура для учащихся 1–11 классов специальных медицинских групп: тематическое планирование, игры и упражнения / авт.-сост. К. Р. Мамедов. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
35