СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена пальчиковая гимнастика по тематическим темам на год для подготовительной группы.

Просмотр содержимого документа
«Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы»

Пальчиковая гимнастика

(подготовительная группа)


Сентябрь

1

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять


А вторые догонять


Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.



Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.

Выполняются ритмичные движения указательными пальцами. движения средних пальцев в быстром темпе.

Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям Ритмичные касания мизинчиками по бедрам.

Хлопок обеими ладонями по коленям . .


«Портфель»

Семь вещей у нас в портфеле: Промокашка и тетрадь,

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна Убирала аккуратно И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш


Сжимают и разжимают пальцы

Загибают поочередно пальцы


2

«Приглашаем в огород»

Приглашаем народ:

-Заходите в огород!

Проходите между гряд-

Там огурчики лежат,

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Для себя и для друзей.



Разводят руки в стороны перед собой.

Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.

Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.

Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.

Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.

Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.


«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ!



Левую ладошку держать «ковшиком»

Указательным пальчиком правой руки «мешают».

Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.




Опять «варят» и «мешают».

Руки вытягивают вперед ладошками вверх и разводят в стороны.

3

«Путешествие в страну дорожных знаков и правил»

Дорожных правил очень много!

Раз — внимание дорога!

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.



Сжимают и разжимают кулачки.


Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.



Разжимают и сжимают кулачки.


«Дорожных правил очень много».
Дорожных правил очень много.
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.



«грозят» пальчиками

Загибают поочередно пальцы



Хлопки руками
Показывают «класс!» большим пальцем

4

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.


Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.

Обе руки идут по столу.

Загибают пальчики, начиная с большего.


Обе руки идут по столу

«Грибы»

Топ-топ — пять шагов, 

В кузовочке пять грибов. 

Мухомор красный — 

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!




Дети «шагают» пальчиками

Показали 5 пальцев правой руки.

Загибают пальцы на одной руке.


5

«Осенний букет»

Пошли пальчики гулять

Стали листья собирать:

Красный листик, желтый листик…

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? Пять!

С листьями осенними

Будем мы играть.


«Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.

Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому.


Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Протягивают вперед ладошки.

Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы

«Лес»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.



Плавные, волнообразные движения ладошками.


Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.




Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.


Октябрь

1

«Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали



Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб».




Качают головой из стороны в сторону.


 " Рыбка"

Рыбка плавает в водице, рыбке весело гулять

Рыбка. рыбка, озорница

Мы хотим тебя поймать Рыбка спинку изогнула Крошку хлебную взяла Рыбка хвостиком махнула Очень быстро уплыла.



Соединить поочерёдно пальчики от указательного до мизинца и обратно.

Погрозить указательным пальцем

Закручивают руками вперёд – назад

Приседают, крутя туловищем

Показать руками хватательные упражнения

Приседают, крутя туловищем

.


2

«Птицы»

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Все растаяли вдали                

Аист, цапли, журавли


Машем руками

Ладонь «козырьком» ко лбу

Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы


«Перелетные птицы»

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.


Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди


3

«Осень»

Осень, осень, 

Приходи!

Осень, осень, 

Погляди! 

Листья желтые кружатся, 

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет, 

Ветер дует все сильнее, 

К югу полетели птицы, 

Дождик к нам в окно стучится.  Шапки, куртки надеваем 

И ботинки обуваем 

Знаем месяцы: 

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. 



Трем ладошки друг о друга

По очереди сжимаем кулачки

Т ладошки друг о друга

Положить ладошки на щеки

Движение ладонями сверху вниз

Поглаживаем коленки

По очереди сжимаем кулачки

Разводим одновременно ручки в разные стороны

Скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Стучим пальчиками по ладошкам

Делаем вид

Постучать ногами

Похлопать ладошками по коленкам

Кулак, ребро, ладонь


«Золотая осень»

Если на деревьях листья пожелтели, 

Если в край далекий птицы улетели, 

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года осенью зовется. 

Дует, дует ветер,

Дует, задувает, 

Желтые листочки С дерева срывает. 


Сжимают и разжимают пальцы



Машут кистями рук

Закрывают ладонями глаза, открывают их


Поднимают руки вверх, вниз



Дуют на кисти рук.

Трясут кистями рук.

Руки медленно опускаются вниз.


4

«Наша бабушка»

Наша бабушка идёт 


И корзиночку несёт.


Села тихо в уголочек, 

Вяжет деточкам чулочек. 

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки, 

Как же мне вязать чулочки.



Хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками.

Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.

Положить руки на колени.

Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.

Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».



Развести руки в стороны

Выполнять движение «вязание на спицах»


«Бабушка и внуки»

Было у бабушки десять внучат:

Две Акульки в люльке качаются,

Две Аринки напалатях улыбаются,

Два Ивана на лавке сидят,

Два Степана учиться хотят.


Хлопок, кулачок

Поочерёдно загибают пальчики


Ноябрь

1

Дружные ребята

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.                        
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.            


Раз, два, три, четыре, пять…                     


Начинай считать опять.                            
Раз, два, три, четыре,пять     
Мы закончили считать.                   


Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются

Подушечки всех пальцев одной руки одновременно  дотрагиваются до пальцев другой

Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с  большим, указательный с указательным и т.д.

 Одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук


Поочередное касание
Встряхиваем опущенные вниз кисти рук

«Моя страна»

Посмотрю на карту я:

Вот российская земля.

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

Ты же Родина моя!




Вытягивают вперед прямые ладони.

По очереди соединяют одноименные пальцы рук.

Крепко сжимают в «замок».


Прикладывают руки к груди



2

«Электроприборы»

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем

Быстро мясо провернем. Миксером взбиваем дружно

Все, что нам для торта нужно,

Чтобы торт скорей испечь, Включим мы электропечь.

Электроприборы – это чудо!

Жить без них нам было б худо.


Сгибание мизинцев

Сгибание безымянных пальцев

Вращение средних пальцев вокруг друг друга

Вращение указательных пальцев вокруг друг друга

Вращение больших пальцев

Соединение мизинцев


Соединение безымянных пальцев

Соединение средних пальцев

Движение указательными пальцами

пожимаем плечами


«Компьютер»

Мы компьютер покупаем, 

Ждал его я целый год! 

Но одно меня смущает:  Мышь в компьютере живет. 


Сжимают и разжимают пальцы

Хлопают в ладоши

Сжимают и разжимают пальцы

Пальцами «бегут» по столу


3

«Я перчатку надеваю»


Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю

Я в нее не попадаю.

Сосчитайте-ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять»..


Дети поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатк


Ритмично сжимают и разжимают кулачк



Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших


«Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь мы считать:

Раз – туфли,

Два – сапожки,

Три ботинки,

Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять.

Ножкам надо отдыхать.



Руки сжаты в кулачки, поочередно разгибаем пальчики


Ребенок загибает пальцы на руке)





Трясем кистями рук

4

 «Помощники»

  Раз, два, три, четыре,

  Мы посуду перемыли:

  Чайник, чашку, ковшик, ложку

  И большую поварешку.

  Мы посуду перемыли:

  Только чашку мы разбили,

  Ковшик тоже развалился,

  Нос у чайника отбился.

  Ложку мы чуть-чуть сломали,

  Так мы маме помогали.



Удары кулачками др. о друга.

  Одна ладонь скользит по другой.

  Загибают пальчики, начиная с большого.

 

Одна ладонь скользит по другой.

  Загибают пальчики, начиная с большого.

 Удары кулачками др. о друга



«Кто приехал?»

Кто приехал? Мы-мы-мы!

Мама, мама, это ты? Да-да-да!

Папа, папа, это ты? Да-да-да!

Братец, братец, это ты? Да-да-да!

Ах, сестричка, это ты? Да-да-да!

Все мы вместе, да-да-да!

Очень дружная семья!


Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Быстро хлопаем кончиками больших пальцев.


Хлопаем кончиками указательных пальцев.

Хлопаем кончиками больших пальцев.


Хлопаем кончиками средних пальцев.

Кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.

Декабрь

1

«Велосипед»

У него два колеса

И седло на раме,

Две педали есть внизу

Крутят их ногами.


Показываем два колеса

Кулачок сверху накрываем ладонью

Хлопаем ладошками по воздуху

Топаем ножками

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, 

Машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай. 

В морях – корабли, ледоколы, суда, 

Они очень редко заходят сюда. 



Загибают пальцы по одному


Зжимают и разжимают пальцы

Загибают по одному пальцу


Сжимают и разжимают пальцы)


2

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей 

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, 

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. 


Сжимают и разжимают кулачки


Загибают по одному пальчику



Сжимают и разжимают кулачки

«Голуби»

Голуби, голуби, 


Раз, два, три… 

Прилетели голуби – сизари. 

Сели и нахохлились у дверей.


Кто накормит крошками сизарей? 


Ладони повернуть к себе, скрестить и переплести большие пальцы – «птичка»

Считают пальчики

«птичка»

Кисти рук повернуть ладонями к себе, кончики средних пальцев соприкасаются

«сыплют корм» щепоткой


3

«Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!


Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.



Показывают большой палец.

«Теремок»

На полянке теремок

Дверь закрыта на замок

Из трубы идет дымок

вокруг терема забор

Чтобы не забрался вор.

тук-тук-тук

тук-тук-тук

Открывайте, я ваш друг!



Ладошки соединяем домиком

Пальцы сомкнуты в "замок"

Сомкнуть пальцы в колечки

Руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые


Кулачок стучит по ладони


Руки развести в стороны


4

«Снежок»
Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили 

Круглый, крепкий, очень гладкий 
И совсем – совсем не сладкий 
Раз – подбросим, 

Два – поймаем, 
Три – уроним, 

И… сломаем.

«Снежок»
Загибают пальчики, начиная с большого
«лепят», меняя положение ладоней
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую

Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх
Приседают, ловят воображаемый снежок
Встают, роняют воображаемый снежок
Топают



«Снежинки»
Стою и снежинки 

В ладошки ловлю.
Я зиму, и снег, 

И снежинки люблю.
Но где же снежинки? 

В ладошке вода! 

Куда же исчезли снежинки? 

Куда? 
Растаяли хрупкие льдинки – лучи

Как видно, ладошки мои горячи.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки
Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки
Сжать кулаки
Разжать кулаки
Сжать кулаки
Сжать кулаки
Мелкие потряхивания расслабленными ладонями




5

«На ёлке»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них же вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко,

Один золотистый мандарин.


Ритмичные хлопки в ладоши

Удары кулачками.

«шагают» средним и указательным пальчиками по столу.


«рисуют» руками большой круг.

Ритмичные хлопки в ладоши

Загибают пальчики, начиная с большого.




«Наряжаем елку»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем елку наряжать.


Мы повесим шарики,

Яркие фонарики,


Веселого Петрушку

И разные игрушки:

И мишку-шалунишку,


И заиньку-трусишку.

Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.

Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны.

Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик.

Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад.

Показывают длинный нос. Вытягивают ладони вперед.

Показывают «Мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону.

Прикладывают раскрытые ладони к голове.

Январь

1

«У кого какая шуба?»

Шуба серая у волка,

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди

И погода хмурая.


Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб».





Качают головой из стороны в сторону.



«Лесное население»

Животных следы мы как книгу читаем.

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население!



Ладонями рук дети изображают открытую книгу.


Закрывают «книгу».


Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.






Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз


2

«Про кошку»

Подставляй ладошку,

Расскажу про кошку.

Будем пальчики считать?

Будем пальчики считать!

Раз – два – три – четыре - пять!

Вот - кулак, А вот – ладошка.

На ладошку села кошка!

И крадется потихоньку,

И крадется потихоньку…

Видно мышка там живет!

Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.

Гладят ладонь другой рукой.

Шевелят пальчиками.

Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.

Поочередно загибают пальчики на руке.

Сжимают пальцы в кулак. разжимают их.

Ставят на ладонь пальцы, пальцы второй руки.

«Пробегают» пальчиками по руке до плеча

Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.

«Овечка и коза»

Кучерявая овечка

Переходит через речку.

Щуря желтые глаза,

Ей навстречу шла коза.

- Не пущу тебя, овечка,

Не пройдешь ты через реку!

Лошадь мимо проходила


И овечку пропустила.



(Показать «кудряшки» на голове).

(«Идем» указательным и средним пальцем)

(Прищурить глаза).

(Показываем «рога» )

(Наклонить голову с «рогами» вперед)

(Погрозить указательным пальцем)

(Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки)

(Руки отвели в сторону — жест, обозначающий:: «Пропускаю»)

3

"В жарких странах"


Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

То увижу там шакала,


Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

Хорошо живётся им –

Не бывает снежных зим.



(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки.)


(Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.)

(Поочерёдно загибать пальцы одновременно на обеих руках.)

(Сжимать и разжимать пальцы правой руки  в кулак.)

(Сжимать и разжимать пальцы левой  руки  в кулак.)

(Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны.)

«Саванна»

Тигр, жираф, огромный слон, 

Зебра, пума, и бизон, 

Два шакала, бегемот, 

Он стоит разинув рот. 

А над ними — царь зверей.

Назови его скорей!


На каждое название животного загибают

по одному пальцу, начинаяс мизинца руки.




К концу стихотворения, назвав льва, дети сжимают все пальцы в кулаки.


4

«Животные севера»

Кто на Севере живет? Кто там, ест и кто там пьет?
 Звери необычные, к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит,

Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан
Гордый северный олень
Грузы возит целый день.




Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно
 
 «Замок», меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»
Пальчики «шагают»
Ладони «лодочкой» двигаются вперед

Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты
Растирание ладоней движениями вверх, вниз


«Белые медведи»

Белые медведи мороза не боятся,
Нравится им в море ледяном купаться.
Не страшны им в Арктике
Клыкастые моржи,
На рыбу и тюленей охотятся они.


Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.
Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого.
Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

Февраль

1

«Мебель»

На эту кушетку, на эту тахту,                  

На эту кровать или даже на ту,

На этот диван или даже на тот

Где целыми днями валяется кот,

Ложитесь и спите, пожалуйста сами!    (Ладони кладут под щеку.)  



Поочередно загибают  пальцы  рук.


Сжимают и разжимают пальцы. 





Ладони кладут под щеку.  

«Шкаф»

Шкаф дремучий, шкаф из дуба

В нем – костюмы, платья, шубы

В нем – еноты, лисы, волки.

Белкам там – на верхней полке.

И весь день в шкафу темно,                  

Как в лесу или в кино


Сжимают и разжимают пальцы.


Поочередно загибают пальцы.    





Закрывает руками глаза.

Открывают глаза.

2

СТРОИМ ДОМ

Туки – туки молотком,

Строю, строю новый дом


Будут окна, будет дверь.

Всех в него я поселю

Мышку, зайчика, лису.



Стучат кулаками одним по другому.

Ладони располагают под углом,

Кончики пальцев соприкасаются.

Делают из пальцев «окно» и «дверь».

Хлопают в ладоши.


Город – это улицы,

проспекты и дома

Площади, музеи, парков тишина,

Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин,


Прохожих и машин.

Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Разводить пальцы в стороны и соединять.
Быстрое движенье Круговые движения руками, согнутыми в локтях.
Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

3

ПРАЗДНИК ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА

Сегодня праздник всех отцов,

Всех сыновей, всех, кто готов,

Свой дом и маму защитить,

Всех нас от бед отгородить!




Сжимают и разжимают пальцы

Хлопают в ладоши       

Из ладошек делают «домик», рук  прикладывают к сердцу

Сжимают и разжимают руки


23 ФЕВРАЛЯ

Февраль, февраль, зима и солнц

И первых птичек переклик.


Сегодня выглянул в оконце:


Застыл, к стеклу лицом приник

Мои друзья –вчера мальчишки

Сегодня выросли и вдруг

Все, как один, забросив книжки,      

За руки взялись, встали в круг.              

И обещали мамам, сестрам

Границы радости беречь.

Беречь весь мир: и птиц, и солнце,

Меня в окошке уберечь!    


23 ФЕВРАЛЯ

Хлопают в ладоши


Соединяют ладони большими пальцами,машутостальными пальцами, словно крылышками

Закрывают лицо ладонями, а затем выглядывают, раздвигая их


Сжимают и разжимают пальцы


Хлопают в ладоши


Берут соседа за руку


Сжимают и разжимают пальцы


Загибают пальчики на одной руке


Закрывают руками лицо



4

ШОФЕР

Целый день шофер трудился

Он устал, он запылился

Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на

Свой огромный самосвал.




Сжимают и разжимают пальцы

Загибают пальцы рук поочередно



Крутят воображаемый руль


Прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист

Должен знать оно очень много

Потому что он артист.


Сжимают и разжимают пальцы

Кулаками стучат по столу

Сжимают и разжимают пальцы         



Март

1

«Моя семья»

Знаю я, что у меня    

Дома дружная семья

Это - мама,    

Это – я,  

Это – бабушка моя,

Это – папа,                      

Это – дед.

И у нас разлада нет.



Поднимают руку ладонью к себе

Поочередно загибают пальцы.

«Мамочка»

Мамочка, мамочка
Любимая моя,
Ведь ты знаешь, мамочка,
Как я люблю тебя


Поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого,

Затем то же на левой руке.
Правую руку сжать в кулак,
ладошкой левой крепко его обхватить.

2

Вышивают девочки,    

Сидя на траве,                  

Вышивают девочки

Шёлком на канве.               

- Это клюв! А это шпоры!

- А вот это гребешок!    

Приутихли разговоры,         

За стежком бежит стежок.     

«вышивают»

приседают

«вышивают»

 

показывают клюв, шпоры, гребешок


пальчик прикладывают к губам

бегут друг за другом


«Дудочка»

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,


Потерял пастух дуду. 


А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

- Ну-ка, милый пастушок,  

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет, 

Молочка не несет. 

Надо кашу варить,

Сашу кашей кормить. 


Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.

«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.

Наклон вперед за воображаемой дудочкой.

Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.

«Идти» пальцем по столу.

Ты спеши-ка на лужок,

Показывая «рожки» из пальчиков.

Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.

 Отталкивающие движения двумя ладонями.

«Варят» кашу указательным пальцем.

Подносят ко рту воображаемую ложку.


3

«Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.


Кисти рук плотно сомкнуты.

Ладони отходят друг от друга, подушечки

больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

«Комнатные цветы»

Комнатные цветы

необычной красоты!

В комнатах у нас растут,


Аспарагус, каланхоэ, фиалка, герань, алоэ.


И цветут, цветут, цветут.


Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

необычной красоты!

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия комнатных цветов).

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Шевелим пальчиками, лепестками цветка.


4

«Книжки»

Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)



Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».


Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

«Сказки»

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец.)


Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.


Показывают большой палец.


5

«Правила дорожного движения»

Две педали крутят ноги, 


Мчат колеса по дороге 


Я рулю, куда хочу – 

Влево, вправо покачу 

То в перед, а то назад 


Нажимаю тормоза 

Дорожных правил очень много.

Раз - Внимание дорога! 

Два - сигналы светофора, 

Три – смотри дорожный знак, 

А четыре – «переход

Правила все надо знать 

И всегда их выполнять.




Раскрытыми ладонями выполняем

круговые движения

Вращаем согнутыми в локтях

руками

Имитируем, что держим руль

Поворачиваем влево и вправо

Круговые движения кулаками вперед

и назад

Обеими ладонями жмем на стол



 Показываем указательный палец

Показываем два пальца

Показываем три  пальца

Показываем четыре пальца

Грозим указательным пальцем


«Дорожных правил очень много».
Дорожных правил очень много.
Раз - Внимание дорога!
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.



«грозят» пальчиками

Загибают поочередно пальцы

Апрель

1

«Весна»

«Кап-кап-кап» - капель звенит

Словно с нами говорит -

Плачут от тепла сосульки -

И на крышах талый снег -

А у всех людей весною –

Это вызывает смех!


Хлопают в ладоши

Хлопают ладонями по ногам

Собирают слезы в ладошку

Гладят себя по голове

Кружатся вокруг себя

Поворачиваются к соседу и улыбаются

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: ОХ!

И ушел. Газон засох.


Удары по столу пальчиками.


«Шагают»


Удары ладонями по столу.


Хлопок.

Хлопки по столу.

2

«Планеты»

Раз, два, три, четыре, пять, 

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, 

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, 

полетали от души! 


Хлопаем в ладоши


Загибаем пальцы на каждое название планеты











Хлопаем в ладоши

Пальцы сжаты, большой палец вверх


«Космонавт».

В звёздном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит, ночь летит, 

И на землю вниз глядит. 



Показываем звёзды, пальчики переплетаются

Изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить

Загибаем пальцы

Изображаем иллюминатор


3

«Солнышко-вёдрышко»

Солнышко-вёдрышко! 

Взойди поскорей, 

Освети, обогрей 

Телят да ягнят, 

Еще маленьких ребят 

«Солнышко-вёдрышко»

 Разводим руки в стороны и раздвигаем пальцы
Поднимаем руки вверх
Делаем «фонарики» перед собой
Показываем « рожки» на голове
Не до конца соединяем

указательный палец и большой

и показываем на себя


«Салат».
Мы морковку чистим- чистим,
Мы морковку трём-трём,

Сахарком её посыплем
И сметанкою польём

Вот какой у нас салат,
Витаминами богат!


Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой
Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад
«Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками
Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая
Протягивают ладони вперёд

Поглаживают ладошкой живот

4

«Семья»
Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я


Хлопают в ладоши

Хлопают в ладоши
Всех могу пересчитать:
Поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев

«Кто приехал?»
Кто приехал?

Мы, мы, мы!

Мама, мама, это ты?

Да, да, да!

Папа, папа, это ты?

Да, да, да!

Братец, братец, это ты?.
Да, да, да!
Ах, сестричка, это ты?

Да, да, да!

Все мы вместе, да, да, да!


Пальцы обеих рук сложены вместе.
Быстро хлопают кончики больших пальцев.
Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики указательных.

Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики средних пальцев.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики безымянных.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.

Май

1

«День Победы»

Что такое день победы?

Это праздник!

Ордена и награды боевые.

И салюты золотые,


И тюльпанчики цветные,

И чистая земля.

Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.

Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.

Кулачки прижимают к груди.

Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.

Показывают руками бутон.

Рисуют большой круг в воздухе

«Эти пальцы – все бойцы…»

Эти пальцы – все бойцы 

Удалые молодцы 

Два больших и крепких малых 

И солдат в боях бывалых. 

Два гвардейца – храбреца 

Два сметливых молодца 

Два героя безымянных 

Но в работе очень славных

Два мизинца – коротышки 

Очень славные мальчишки



Разводим пальцы,

Потом сжимаем их в кулак

Приподнимаем 2 больших пальца,

Другие прижаты

Приподнимаем 2 указательных пальца

Приподнимаем 2 средних пальца

Приподнять 2 безымянных пальца


Приподнимаем 2 мизинца


2

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять

А вторые догонять

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.


Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.

Выполняются ритмичные движения указательными пальцами. движения средних пальцев в быстром темпе.

Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям

Ритмичные касания мизинчиками по бедрам.

Хлопок обеими ладонями по коленям . .

АХ! Какие хризантемы!

Мы сорвём их без проблемы.

Ух! Охапку мы набрали,

Эх! Прихватим и для Вали!

Эхе – хе… цветов не стало,

Их и раньше было мало.

Ох, зачем мы их сгубили?

Ведь не мы же их растили.

Пальцами показать, как цветок распускается.

Обеими руками срываем цветы.

Обеими руками показать охапку.

Махнуть рукой и рвать цветы дальше.

Удивленно пожать плечами.

Развести руки в стороны.

Прижать к щекам обе руки и горестно покачать головой.

3

«На лугу»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.


Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.

Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.


Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.


Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.

«Цветок на поляне»

Вырос высокий цветок на поляне. 

Утром весеннем раскрыл лепестки. 

Всем лепесткам красоту и питанье.   

Дружно дают под землей корешки. 


Руки вверху делаем бутон,


Пальцы разводим, ладошки вместе.


Ритмичные движения

пальцами вместе – врозь

Опускаем ладони вниз,прижимаем тыльной стороной, пальцы разводим

.

4

«Лето»

Вот и лето наступает,


Всех на отдых приглашает.

Будем плавать, загорать


И на даче отдыхать.




Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.

Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.

Делают круговые движения кистями;

Складывают ладошки вместе, пальчики врозь – «солнышко».

Показывают «домик».


«Школа»

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.


Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.


«Шагают» пальчиками по столу.

Соединяют пальчики рук в замок.

Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.


Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.

Двигают указательным пальчиком влево-вправо.