Пальчиковые игры в весенний период с детьми 5-6 лет
Когда дождик плачет
Дети выполняют упражнение «Пальчики здороваются», начиная с больших, заканчивая мизинцами, а потом в обратном направлении и так до окончания текста.
Дождик, дождик — кап-кап-кап
По траве, по крыше.
Дождик, дождик — кап-кап-кап,
Как стучишь ты, слышу.
Дождик, дождик — кап-кап-кап,
В синей луже мячик.
Дождик, дождик — кап-кап-кап,
Почему ты плачешь?
Котенок и щенок
По забору кот шагает,
Он шагает и не знает —
(Дети шагают по кругу на носочках, руки на поясе.)
На него щенок глядит,
За котом давно следит.
Только спрыгнул кот с забора,
(Поворачиваются лицом в круг. Совершают прыжок на месте.)
Началась тотчас умора.
(На каждое действие котенка загибают по одному пальцу.)
Кот вперед помчался пулей,
Налетел на старый улей,
Потревожил рой пчелиный,
Перепачкал лапы глиной,
Угодил в большую яму,
Напугал у клумбы маму,
Снова прыгнул на забор,
Угодил в соседский двор,
Искупался там в тазу,
С ног чуть-чуть не сбил козу.
Я возьму котенка Васю,
(Вновь идут по кругу, прижав воображаемого котенка к груди.)
И пойдем мы восвояси.
Кто б подумать только мог,
Что виной всему щенок!
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
«Помощники»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)
«Помиримся»
Два больших пальца спорят:
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)
«Удивительно»
Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно!
(Дети сжимают левую руку в кулак.)
Видно, им прохладно стало,
(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)
Их укроем одеялом.
(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять,
(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом,
(Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком,
(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал
(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал.
(Стук кулаками по поверхности стола.)
«Маланья»
У Маланьи, у старушки
(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев.)
Все без бровей,
(Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Малинью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
«Белка»
Сидит белка на тележке,
(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)
Продает она орешки,
(Круговые движения кистью вправо, влево.)
Лисичке-сестричке,
(Разогнуть большой палец.)
Воробью,
(Разогнуть указательный палец.)
Синичке,
(Разогнуть средний палец.)
Мишке толстопятому,
(Разогнуть безымянный палец.)
Заиньке усатому.
(Разогнуть мизинец.)
Вот так!
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
У Петиной сестрицы
(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы:
(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане.
(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
«Магазин»
Мы пришли в магазин.
(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)
Мы купили торт — один,
(Показывают 1 палец.)
Плюшек — две,
(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)
Ватрушек — три,
(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)
А киви купили — сразу четыре!
(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)
«Приготовили обед»
Сели как-то мы обедать
(Имитация движения ложкой.)
И позвали в дом соседей.
(Позвать движением ладони к себе.)
Скатерть белую накрыли,
(Движения разглаживаем скатерть.)
Ложки, вилки разложили,
(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)
Хлеб нарезали и сыр,
(Движения вверх и вниз ребром ладони.)
Приготовили гарнир,
(Резкое потирание кончиками пальцев.)
Помешали его в чашке
(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)
И добавили колбаски.
(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)
А из фарша всем котлеты
Жарили мы без диеты.
(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)
Посолили, поперчили,
(Мелкие движения щепотью пальцев.)
Замесили. Не забыли
(Сжимание и разжимание пальцев рук.)
Лук сердитый положить
(Показать «сбор слез» в ладонь.)
И скорее все закрыть.
(Хлопок в ладонь горизонтально.)
Наготовились, устали,
Печь пирожное не стали.
(Провести по лбу тыльной стороной руки.)
«Подарки»
Пальцы в гости к нам пришли
И подарки принесли.
Будем мы их представлять
И подарки принимать.
Вот большой, он палец мудрый,
Книгу хочет нам вручить.
Указательный придумал
Нам фонарик подарить.
Средний нам принес коробку.
Интересно, что же в ней?
Пластилин есть и бумага
И набор карандашей.
Безымянный — славный мальчик,
Всем друзьям принес он мячик.
А малыш — мизинчик
Игрушечный автомобильчик.
Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»
И продолжим заниматься.
(Выполнять движения соответственно тексту.)
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя!
(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)
«Дружная семейка»
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)
«Смелый капитан»
На корабле из дальних стран
(Показать «корабль».)
Плывет отважный капитан.
(Показать капитана.)
Из тесной рубки у штурвала,
(Крутят штурвал.)
В бинокль видел он немало.
(Смотрят в «бинокль».)
«У девочек и мальчиков»
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
«Колючий клубок»
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Чтобы волк не уволок,
Превратился еж в клубок.
Когда дождик плачет
Дети выполняют упражнение «Пальчики здороваются», начиная с больших, заканчивая мизинцами, а потом в обратном направлении и так до окончания текста.
Дождик, дождик — кап-кап-кап
По траве, по крыше.
Дождик, дождик — кап-кап-кап,
Как стучишь ты, слышу.
Дождик, дождик — кап-кап-кап,
В синей луже мячик.
Дождик, дождик — кап-кап-кап,
Почему ты плачешь?
Котенок и щенок
По забору кот шагает,
Он шагает и не знает —
(Дети шагают по кругу на носочках, руки на поясе.)
На него щенок глядит,
За котом давно следит.
Только спрыгнул кот с забора,
(Поворачиваются лицом в круг. Совершают прыжок на месте.)
Началась тотчас умора.
(На каждое действие котенка загибают по одному пальцу.)
Кот вперед помчался пулей,
Налетел на старый улей,
Потревожил рой пчелиный,
Перепачкал лапы глиной,
Угодил в большую яму,
Напугал у клумбы маму,
Снова прыгнул на забор,
Угодил в соседский двор,
Искупался там в тазу,
С ног чуть-чуть не сбил козу.
Я возьму котенка Васю,
(Вновь идут по кругу, прижав воображаемого котенка к груди.)
И пойдем мы восвояси.
Кто б подумать только мог,
Что виной всему щенок!
Шары
Много шаров мне вчера подарили.
Я сосчитал их — всего их четыре.
(Дети попеременно стучат кулачками и хлопают в ладоши. Показывают по четыре пальца на обеих руках.)
Много шаров одному мне не надо.
(Вновь ритмично стучат кулачками и хлопают в ладоши.)
Будут друзья мои шарикам рады.
Первый достался другу Илье,
(Сжаты в кулачки по четыре пальца на каждой руке.)
В космос слона он понес на заре.
(Разжимают указательные пальцы на слово «первый».)
Шарик второй пригодился Маришке,
(Разжимают средние пальцы на слово «второй».)
Чтобы не плакал Маришкин братишка.
Третий отдал я другу Андрюше,
(Разжимают безымянные пальцы на слово «третий».)
С ним мы, наверно, сто лет уже дружим.
Шарик четвертый — Светке Петровой,
(Разжимают мизинцы на слово «четвертый».)
Светке, обиженной Резником Вовой.
И все хорошо бы, но вдруг оказалось,
(Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Что много друзей, а шаров не осталось.
Назови зверей
Раз, два, три, четыре, пять,
(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Будем мы в зверей играть.
Ежик.
(Показывают ладони с переплетенными и растопыренными пальцами.)
Зайка.
(Показывают кулачок с выпрямленными указательным и средним пальчиками.)
Серый волк,
(Горизонтально держат ладонь с поднятым вверх большим пальцем.)
Серый волк — зубами щелк.
(Разводят пары пальчиков — волк открывает пасть.)
Лось с ветвистыми рогами,
(Показывают ладони с растопыренными пальцами.)
Лось со стройными ногами.
(Показывают опущенные вниз указательный и средний пальцы на обеих руках.)
И медведь зубастый, бурый,
(Двумя ладонями показывают зубастую пасть.)
И медведь с лохматой шкурой.
(Резко разжимают сжатые кулачки.)
Раз, два, три,
По порядку назови:
Ежик, зайка, волк, лось, медведь.
Любит он в кустах реветь.
На прогулку
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор идем гулять,
(Дети сжимают и разжимают кулаки.)
Мы во двор идем гулять.
Что с собой мы будем брать?
(Пожимают плечами.)
Раз — лопатка, два — ведерко,
Три — ушастый пес Трезорка,
(Загибают по одному пальцу на каждое название игрушки.)
А четыре — грузовик,
В нем возить я все привык.
Пять — любимый красный мячик,
Он катается и скачет,
Шесть — сестренкина скакалка,
Что порвал ее я — жалко.
Семь — резиновый котенок,
Восемь — розовый утенок,
Девять — формочек гора,
Десять — новая игра.
Я хочу тебя спросить:
(Вновь пожимают пленами.)
«Как все это выносить?»