Папаха, кубанка - что это?
Просто головной убор или честь и гордость казака?
_________________________________________________
Папаха - это не просто головной убор, это символ настоящих воинов который имеет очень богатую историю.
Изначально появившись в горных селениях этот традиционный высокий меховой головной убор из овчины, служивший для защиты от холода, спустя всего нескольких веков, стал одним из основных атрибутов военного обмундирования казаков.
Кубанка является разновидностью папахи. Для большинства казачьих войск кубанка не просто традиционный головной убор, а важный элемент обмундирования, часть культуры казачества.
Изначально она появилась в период Первой мировой войны у кубанских казаков – оттуда и название. От папахи ее отличает правильная цилиндрическая форма и небольшая высота.
Верх кубанки может различаться по цвету и являться знаком отличия вида войска. К примеру:
Алый – символ Кубанского, Донского, Сибирского, Енисейского и Уральского казачеств;
Желтый – Забайкальского, Астраханского, Уссурийского и Иркутского казачеств;
Синий – Терского и Оренбургского казачеств;
Зеленый – Амурское и Белорусское казачество;
Черный – для повседневного ношения или полевых условий.
На верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест. У казаков при царе они были серебристыми.
Однако 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск, были введены ещё и
Золотой - для комсостава;
Черный- для рядовых казаков.
История появления форменного головного убора казаков
Первично лохматые папахи носили жители Карачаево-Черкесского региона, они были полностью из шкуры барана без цветных вставок. Папахи являлись атрибутом праздничного убранства горцев. Казаки с радостью переняли наряд черкесов и привнесли в него цветной верх и перекрещенный галун. Со временем, папахи с цветным верхом прижились среди казачества. Про них даже поговорки складывали, к примеру: "Чем выше папаха, тем богаче казак". При постоянной носке мех снизу папахи стирался и ее подворачивали, так они и уменьшались по высоте. Но помимо всадников, в войске были и пешие казаки. Они и носили кубанки. Шапки меньшего размера были гораздо удобнее в носке, особенно, если речь шла о головных уборах, которые надевали в пеших походах или разведке.
Парадная казачья кубанка из каракуля черного цвета. Она сшита вручную и дополнена суконным верхом из красного габардина с серебристым галуном. Подобный вид кубанки являлся знаком особого отличия. Позволить себе такую шапку мог только казак высокого чина. Чаще всего черные каракулевые папахи и кубанки носили на параде или во время празднования. Прямой крой этого головного убора считается традиционным. Кубанские казаки намеренно не изменяли его – чтобы носить такую шапку требовалась отличная выправка. Кроме того, кубанка для них была символом собственного достоинства – «ломать шапку» перед всеми подряд не полагалось. Считалось, что казак роняет кубанку только вместе с головой. Этот тип каракулевой кубанки достигает в высоту 12 см, что подразумевает более низкую посадку и лучшее сохранение тепла. Каракулевый мех прекрасно этому способствует, он не дает голове мерзнуть, но и потеть в такой шапка голова не будет.
У казака папаха или кубанка играла огромную роль в обычаях и символике. Особый пиетет казаки испытывали к головному убору, который они носили не для тепла, а для чести. Каракулевая папаха, в силу специфичного кроя не позволявшая бойцу ходить с опущенной головой, отражала традиционное мировоззрение не гнущих ни перед кем спины казаков.
Обычай нашивать на папахи и фуражки награды - бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора.
На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.
Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку задом наперед - значит, выступающий лишался слова.
Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься.
Сбитая с головы шапка, как и сорванный с женщины платок, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.
В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы. Оберегая бойца в бою, она олицетворяла собой его мужество, мудрость и достоинство, а её потеря сулила ему скорую смерть.
Папаха – головной убор на все времена.
Это – не просто шапка, согревающая владельца. Она – символ достоинства, чести, ответственности и благородства казачьего рода.