СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Папка-передвижка «Игры для развития мелкой моторики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается вопрос о взаимосвязи развития мелкой моторики руки  ребенка и его речевого развития, даны рекомендации и предложены игры для развития мелкой моторики

Просмотр содержимого документа
«Папка-передвижка «Игры для развития мелкой моторики»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Жемчужинка»





Папка-передвижка

«Игры

д ля развития мелкой моторики»


Подготовила:

воспитатель

Рыбинцева Т.В.













Ст.Егорлыкская

«Истоки способностей и дарований детей

- на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский

Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?

Ученые выяснили,что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.

Во время выполнения упражнения необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу будут способствовать развитию пальцев рук.

Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Мелкую моторику рук помогут развить: пластилин, крупа, бусы, пуговицы, песок, природный материал, нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани, карандаши, счетные палочки, бумага, вода.


Игры с пластилином

П ластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.


Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

И гры со счётными палочками 

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). 





Игра «Мозаика»

И дея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.


И гры с пуговицами

Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку. Поводите ладонями по поверхности. Перетирайте пуговицы между ладонями. Пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую. Соберите из пуговиц по образцу букву или любой узор. Протяните шнурок через отверстия в пуговице.


Игры с крупой, бусами

Сделать просто мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько мешочков, разных по размеру и с разными наполнителями (песок, гречневая крупа, горох или фасоль и т.д.) 

П рячем ручки в крупу, массируя ладошки. Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку. Разберём из одной емкости по тарелочкам крупы. Найди игрушку (находим игрушку-сюрприз в крупе).

Собираем узор из бусинок и т. д.


Игры с природным материалом

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.


И гры с прищепками

Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус…


Рисование

Р исование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.


Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.



Пальчиковая гимнастика

 Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.


Г усь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указанияЛадонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу

Д ерево

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Методические указания. Прижать ладони тыыыльной стороной друг к другу.

Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх.Шевелить кистями и пальцами.

К орзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

Методические указания. Ладони на себя,пальцы переплести,локти развести в стороны-ладони «разъезжаются»,и между пальцами образуются зазоры.

 Пальчиковая гимнастика «Помощник»

- Топором дрова колю

(имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)

- А потом пилой пилю.

(имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)

- Отнесу их бабушке,

(показать ладоши)

- Чтоб испечь оладушки.

(похлопать ладонями друг о друга)

Пальчиковая гимнастика «Репка»

Репку мы сажали

(пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)

Репку поливали

(имитируем, как льется вода из лейки)

Вырастала репка

(выпрямляем постепенно пальчики)

Хороша и крепка!

(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)

Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!

(расцепили руки, потрясли кистями)


Пальчиковая гимнастика «Ладушки-оладушкик»

Если мама месит тесто

Это очень интересно

(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой делаем движения как будто месим)

Ладушки, ладушки

(хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки

(правой рукой держим воображаемую сковородку, девой льем на нее тесто)

Раз – оладушек для мамы

(раскладываем оладушки по тарелкам)

Два – оладушек для …

(называем имена людей, знакомых для малыша)

Три - ….

Четыре - ….

А Сереженька (имя малыша) дружок

Получает пирожок!

(сцепить кисти рук)

Ах, как вкусно!















Источники:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/01/12/papka-peredvizhka-dlya-roditeley-razvivaem-melkuyu

2.https://infourok.ru/papkaperedvizhka-razvivaem-melkuyu-motoriku-2775840.html