— Рассмотрите картинки на доске и из первых звуков названий профессий этих людей составьте имена. (Дима, Тима.)  Произнесите эти слова и послушайте, как они звучат. Выделите первый звук. Составьте звуковые схемы этих имён. Да, схема нам помогает определить звук — согласный он или гласный, твёрдый он или мягкий. Что же ещё нам говорят разные буквы? (Они говорят, что один звук звонкий, а другой глухой.) Да, и мы уже научились определять звонкий или глухой этот звук. Как мы это делаем? (Прикладываем руки к шее и произносим звуки [д] и [т]; [д] — звонкий, а [т] — глухой.) Обратите внимание: а по артикуляции, как образуются эти звуки? (Одинаково. Только [д] произносится с голосом, а [т] — без голоса.) Отгадайте, какую букву нужно поставить в конец слов: пру_, пру_. Чем интересны для нас эти звуки, какие они? (Они парные согласные звуки [д]—[т].) Будьте внимательны при чтении слогов и слов с парными согласными звуками. Как вы думаете, в каком ряду будет стоять буква д? (В верхнем. Она образует звонкие согласные звуки.) А где уже стоит буква т? (Т стоит в нижнем ряду, она образует глухие согласные звуки.) Расскажите всё, что вы знаете о букве д. (Буква д обозначает согласные парные, звонкие твёрдый и мягкий звуки.) Расскажите всё, что вы знаете о букве т? (Буква т обозначает согласные парные, глухие твёрдый и мягкий звуки.) Сделайте вывод о буквах гласных звуков. Из скольких частей будет состоять ваш вывод? (Вывод будет состоять из двух частей. 1. Если после согласного идут а, о, у, ы, то согласный читается твёрдо. 2. Если е, и, то согласный читается мягко.) Найдите предметы, которые можно встретить на реке. Объясните, что это за предметы? (Плоты — плот. На плотах плавают люди. Перевозят грузы.) — Назовите предметы, которые можно встретить в саду. (Плод — плоды. Это всё то, что растёт в саду на деревьях: яблоки,...) Прочитайте на доске слова и объясните их значение. (Серпы — серп. Это орудие труда. Раньше им работали в поле. Жали рожь, пшеницу. Сейчас их заменили комбайны.) Работа по учебнику. (К, И) 1. Учащиеся с помощью схемы «Подумай» сопоставляют звуки [д]- [т], [д']-[т'] по звонкости и глухости в слоговой таблице. (К, И) 2. Ученики находят отражение характеристики звуков [д]-[т], [д']-[т'] в словах, придумывают свою пару. (П, И) 3. Учащиеся читают рассказ «Огород», используя основные виды чтения: плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение, и составляют вопрос для друга, затем обмениваются вопросами, выслушивают и комментируют ответ товарища, называют погодные явления, при которых созревают овощи и фрукты. (К, И) Работа в прописи. Написание элементов букв Д и Т. Написание строчных и заглавных букв д и т. Запись и фонетический разбор слов «плод» и «плот». (Д, К) Динамическая пауза «Времена года». (К) 4. Учитель читает стихотворения учащимся, задает им вопросы: – Какое стихотворение тебе понравилось больше всего? – Нам нравится одно и то же или наши мнения различаются? – Расскажите, о чем говорится в этих произведениях? – Назовите слова, которые повторяются. – Назовите слова, которые рифмуются друг с другом. – Какие слова звучат одинаково? – Назови слова из стихотворений со звуками [д], [д'] и [т], [т']. (К, И) Работа в прописи. Учитель предлагает учащимся взять карточку, на которой напечатано стихотворение «Град» Е. Загоруйченко (из учебника») и маркер. Педагог дает задание: выделить маркером в стихотворении слова, которые понравились им больше всего. Списывание с печатного текста предложения из стихотворения «Град» Е. Загоруйченко: «Да!» Запись предложения «Да!» с другими знаками препинания: «Да?», «Да». Наблюдение за изменением смысла предложения. Написание слов с парными согласными д-т в конце слова. Написание чистоговорки: Ды-ды - солнышку мы рады. Ты-ты - упали капли на кусты. Написание строчных и заглавных букв Д, д и Т, т. (Д, К) Пальчиковая гимнастика. Пальчик спрятаться решил. Как он братцев насмешил! Все хохочут: «Слушай, друг! Ты же виден всем вокруг!» Работа по учебнику. (П, И) 5. Учитель предлагает учащимся рассмотреть картинки в учебнике, составить по ним рассказ и рассказать соседу, придумать вопросы к рассказу, на которые можно ответить только «да» или «нет», ответить на вопрос «Какое погодное явление помешало мальчику?». Учитель просит учащихся назвать слова из своего рассказа, в которых есть буква Д. Учащиеся получают творческое домашнее задание: принести книги со стихотворениями о погоде или погодных явлениях |