1. Организационный: Планирование деятельности: 1.Анализ источников (интернет-ресурсы, энциклопедия морей, физическая карта мира) 2.Проведение анкетирования. 3.Систематизирование и обработка полученной информации. 4.Проведение опытов. 5.Заполнение дневника исследователя. Проведение анкетирования учащихся: № | Вопрос | 2 класс | 4класс | 1 | Знаете ли вы, что такое статическое электричество, электризация? | Да – 14% | Да – 47% | Нет – 86% | Нет – 53% | 2 | Какой вред приносит статическое электричество? | Никакого – 10% | Никакого – 20% | Неприятные ощущения, когда электризуются волосы, прилипает одежда – 90% | Неприятные ощущения, электризуются волосы, прилипает одежда – 80% | 3 | Как вы боретесь с неприятными воздействиями статического электричества? | Никак – 60% | Никак – 10% | Применяю воду- 40% | Применяю антистатик или воду- 90% | 4 | Есть ли польза от статического электричества | Да – 5% | Да – 10% | Нет – 60% | Нет – 40% | Не знаю – 35% | Не знаю – 50% | Анализ текстов про статическое электричество, систематизация полученной информации: Само слово «электричество», а точнее «электрическая» сила появилось более 2000 лет назад в Древней Греции. Люди заметили, что при взаимодействии янтарного камня с шерстяной тканью, он начинает притягивать к себе мелкие и лёгкие объекты. В переводе с древнегреческого, янтарь означает «электрон», отсюда и пошло название. В толковом словаре С. И. Ожегова даётся понятие электричества. Электричество (от лат. electricus) - совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов. 2. Основной: Проведение опыта на выявление статического электричества разными способами. Учащимся раздаются материалы: мелко нарезанная бумага, пластмассовая расчёска, воздушный шарик, вода, пластмассовая тарелка, шерстяной шарф. Ход опыта№1: На стол выкладывается мелко нарезанная бумага. Ученик пластмассовой расчёской расчёсывает волосы в течение 1 минуты. Затем подносит расчёску к кусочкам бумаги. Бумага должна прилипнуть к расчёске. -Учащиеся приходят к выводу о том, что при трении пластмассовой расчёски о волосы появляется статическое электричество, с помощью которого притянулась бумага. Ход опыта№2: Надуем воздушные шарики и натрём их в течение 1 минуты шерстяным шарфом. Затем снова подносят к нарезанным кусочкам бумаги. Бумага также прилипнет к шарику, как и в предыдущем опыте. -Учащиеся приходят к выводу о том, что при трении резинового шарика о шерстяной шарф возникает статическое электричество. Ход опыта№3: Поместим нарезанную бумагу в тарелку с водой. Затем снова натрём шарик шарфом и поднесём к бумаге. -Учащиеся делают вывод о том, что наэлектризованный шарик не притягивает мокрую бумагу. Ход опыта№4: Немного намочим шарф водой и снова потрём им шарик. Затем поднесём его к сухой бумаге. -Учащиеся делают вывод о том, что шарик не притягивает сухую бумагу, так как не наэлектризовался об мокрый шарф. В конце учащимся предлагается: Заполнить дневник исследователя, зарисовать опыты и записать выводы, сделанные в ходе исследования. 3. Заключительный: Представление дневника исследователя, в котором представлены результаты опытов и рекомендации по устранению статического электричества. |