СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения любого государства – это основа ее существования в будущем, сила, на котором будут строиться ее достижения, основа ее независимости и успешности развития.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание школьников»

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.



Патриотическое воспитание подрастающего поколения любого государства – это основа ее существования в будущем, сила, на котором будут строиться ее достижения, основа ее независимости и успешности развития.

Без патриотических чувств основной массы населения страны, без стремления граждан страны улучшить жизнь в своей семье, в своем городе или селе, без стремления создать лучшие условия жизни для будущих поколений – своих детей и внуков, не будет развития страны. В суровые для страны годы, когда ее независимости и целостности угрожал внешний враг, граждане нашей страны во все времена вставали на защиту своей страны.

Все что создано трудом предыдущих поколений, завоевано, отстроено, укреплено, все это было сделано без каждодневных громких слов о патриотизме, но чувство патриотизма в каждом человеке было заложено и это чувство патриотизма ярко проявлялось в критические времена в жизни страны. Освоение бескрайних простор Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера не могло быть успешным без патриотических чувств русского народа. И многочисленные войны, в которых выстояли войска Российского государства, основывались на патриотизме русских людей, их вере и преданности своей стране.

Героические страницы истории нашей страны памятны именами великих полководцев : Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, Семена Михайловича Буденного, Георгия Константиновича Жукова и многих – многих других выдающихся сыновей Родины. Но их подвиги были достигнуты благодаря патриотизму и геройству миллионов простых солдат, которые не щадя себя защищали свою Родину, свой дом, свою семью.

Вот почему одной из главнейших задач педагогики во все времена было воспитание граждан, любящих свою страну, свой народ и готовых в нужное время встать на защиту своей страны, своего народа, своего государства.

Патриотическое воспитание человека начинается с ранних детских лет.

В давние времена, когда еще не существовали школы, дети получали патриотическое воспитание в семье, в общине, в которой они жили, в церкви.

Вера, интересы семьи, общины и интересы государства, защищающего их территориальные и имущественные интересы от посягательств иноземцев были основой патриотического воспитания и служения отечеству.

В современных условиях вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения, не умаляя значения семьи в патриотическом воспитании ребенка, возложены, на школу: начальной, средней и высшей.

И независимо от изучаемого предмета, на всех стадиях обучения, педагог, как специалист, обладающий навыками и знаниями разностороннего воспитания гражданина своей страны, должен уметь преподносить в ходе учебного процесса материал, направленный на патриотическое воспитание. Это не только общественные науки и уроки классного часа, но и другие предметы – литература, биология, физкультура и т.д.

К примеру, когда на уроках физкультуры, в короткие передышки между физическими упражнениями, я даю детям краткую информацию о великих спортсменах нашей страны, особенно наших земляках, ученики с интересом слушают. И когда кратко рассказываешь им, кто такая шестикратная чемпионка мира по конькобежному спорту, наша землячка «Уральская молния» Лидия Скобликова, в глазах детей видишь неподдельный интерес и гордость за свою землячку. Или о чемпионе мира по шахматам Анатолии Карпове из соседнего Златоуста, о чемпионе мира по боксу Александре Ковалеве из нашего города Миасса. Это элементы патриотического воспитания детей и они должны прививаться детям повседневно.


Структура патриотизма включает в себя:

- патриотическое сознание;

-патриотическое отношение;

-патриотическая деятельность.

Патриотическое сознание – это признание субъектом значимости своего Отечества и готовности предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов. Оно является морально - нравственным регулятором взаимодействия субъекта с объектом его патриотической деятельности.

Патриотические отношения раскрываются через реальную связь субъекта с объектом своих действий, как своеобразный «канал» трансформации всех видов воздействия на объект патриотизма. Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуществления патриотической деятельности.

Патриотическая деятельность понимается как способ воплощения патриотического сознания совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей. Это - материальная основа патриотизма, его реально ощущаемая и видимая сторона. Она основывается на единстве рациональной, эмоциональной и волевой составляющих патриотических действий. Эти действия можно считать патриотическими, если они направлены на служение Отечеству, если они выражают социально нравственную ответственность личности за судьбу своей страны.

Определяющими в формировании патриотизма в системе воспитательной работы в школе являются мотивационный, интеллектуальный, эмоционально - чувственный, поведенческий и волевой компонент.

Патриотическое сознание определяет характер поступков, их целесообразность, мотивы поведения в той или иной ситуации. Патриотические чувства активизируют познавательные усилия человека и волю, подготовку к деятельности, настойчивость в выполнении, особенно ярко проявляющуюся в служении Родине. Толерантность - как умение жить в согласии с другими, с одной стороны, и как особая личностная позиция, реализуется через уважение права и свободы людей, терпимость к людям разных национальностей и вероисповеданий, принадлежности к разным социальным слоям общества, к иному мнению, уважительное отношение к культурному наследию других наций и народностей, стремление развивать общечеловеческие ценности, осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога. В результате усвоения знаний о патриотизме и в итоге развития патриотических чувств человека складываются патриотические убеждения, которые подразумевают уверенность в правильности знаний о патриотизме и необходимости применения их в жизни, осознание личностью общечеловеческих ценностей, их значения для осуществления своих жизненных планов.

Основным средством формирования поведенческого компонента позиции патриота являются упражнения с использованием жизненных ситуаций, в которых воспитание побуждается к самоопределению, к выбору наиболее для него приемлемого способа поведения, одновременно с принятием на себя ответственности за данный выбор. При этом предполагается, что нравственная позиция (ее поведенческий компонент) формируется, когда воспитанник совершает нравственный поступок в той или жизненной ситуации, когда у него есть выбор. При реализации патриотических навыков эмоционально принятые идеи закрепляются, становятся осознанной необходимостью.

Данная структура адекватно отражает сущность патриотизма в реалиях современной жизни.

Патриотизм представляет собой комплекс взаимосвязанных качеств личности или системное качество: социальное чувство (любовь к Отечеству), патриотическая идеология, морально-нравственные установки (патриотическое мировоззрение), вектор практического поведения, который определяется готовностью личности к практическим патриотическим действиям.

Функциями патриотического воспитания являются:

- ориентирующая функция;

- мотивационно-мобилизационная функция;

- организационная функция;

- преобразующая функция;

- координирующая функция;

- контролирующая функция;

- прогностическая функция;

- коррекционная функция.

Ориентирующая функция патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания. Эта функция - ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу.

Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности.

Известно, что низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и наоборот высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.

Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально подобранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.

Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников, осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания школьников побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности.

Контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников. В условиях реализации новых стандартов общего образования, определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей предметников, классных руководителей, которые сопоставляет с результаты патриотического воспитания с целями, поставленными государством и образовательным учреждением.

Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием. На основе данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния и динамики развития патриотической воспитанности школьников.

Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.

Отметим, что обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.

Изученные выше положения говорят о том, что в основу моделирования полифункциональной структуры воспитательного процесса в системе образования может быть положен морфологический, системно-структурный и структурно-функциональный анализ.

Это позволяет рассмотреть патриотическое воспитание как системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.

Cущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:

-многофакторность,

- систематичность и длительность,

- перспективность,

- комплексность,

- преобладание организаторских форм педагогической деятельности,

- ступенчатость

- целостность,

- активность.

Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

Систематичность и длительность - вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:

– целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;

– отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;

– организацию процесса патриотического воспитания школьников;

– контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;

– определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;

– принятие управленческих решений;

– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

Перспективность - третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.

Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.

Комплексность - четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимоувязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.

Ступенчатость - пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.

Приведенные характеристики являются сущностными и могут быть применимы к процессу патриотического воспитания как необходимые, но не достаточные.

Целостность - шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи.

Активность - седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса.




Реферат составила Шаймарданова М.А. 16.08.2016г.


Слушатель курса по программе дополнительного профессионального образования «Педагогическое образование: учитель физической культуры».