СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагагика новаторства Приоритетные направления в преподавании музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ЗАОЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 10-15 ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА

Просмотр содержимого документа
«Педагагика новаторства Приоритетные направления в преподавании музыки»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ПЕДАГОГИКА НОВАТОРСТВА XXI ВЕКА

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ЗАОЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ 

НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 10-15 ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА

Приоритетные направления в преподавании музыки.

Волкова Евгения Игоревна,

учитель музыки МКОУ ООШ №22,

г. Канск, Красноярский край.

 Конечной целью современного образования является подготовка широко образованного, эрудированного, интеллигентного и профессионально компетентного гражданина нашего Отечества, обладающего активной жизненной позицией, творческим потенциалом, высокой духовной и эстетической культурой.  И в этом свете особенно важным видится повышение эстетической культуры общества, неотъемлемым компонентом которой является музыкальная культура каждого его гражданина.

    Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

  Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся  позволяет деятельностное освоение музыкального искусства - приобретение опыта творческой деятельности,  успешность  школьника  в различных  видах музыкальной деятельности.

     Приоритетами для учебного предмета  музыки являются:

1.Эмоционально-ценностная деятельность — личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя;

2.Познавательная деятельность — наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;

3.Информационно-коммуникативная деятельность — адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации;

4.Рефлексивная деятельность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.

   Освоение  содержания   образования  по предмету «Музыка»  способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.

     В процессе музыкальных занятий учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение             к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.

   Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;  совершенствованию умений  координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

     При организации учебно-воспитательного процесса целесообразно  использовать   современные  информационные  и компьютерные технологии, цифровые  образовательные  ресурсы, аудио- и видеоматериалы.

     Применение информационных технологий позволяет:

-     По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.

-     Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.

-     Увеличить интенсивность урока, его насыщенность.

-  Изменить отношения между учеником и учителем в сторону партнерских, а ученика из объекта педагогического воздействия превратить в субъекта учебной деятельности.

-     Помогать активизации творческого потенциала ребенка.

-     Формировать  эмоционально  положительное  отношение  к предмету.

-     Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре, повышению мотивации ученика.   

-     Формировать духовный мир ребенка.

  Важным направлением музыкального воспитания является формирование нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту России. Гражданственно-патриотическое воспитание на уроке осуществляю через знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами, при формировании позитивного, заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран.

   Воспитательному  воздействию  на личность школьника способствуют: приобретение учащимися компетентности слушателя и исполнителя; развитие умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве, способности различать позитивные и негативные явления и влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием, а также интеграция полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умение организовать свой культурный досуг.

  Сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Мною используются следующие  механизмы реализации  деятельности в области  здоровьесбережения:

-     исключение учебной перегрузки учащихся;

-     включение в учебно-воспитательный  процесс  физ. минуток, упражнений  для  глаз;

-     учёт динамики работоспособности;

-     смена  видов  деятельности  на  уроке;

-     осуществление  работы по охране голоса школьников, укреплению голосового аппарата;

-     использование  метода   позитивной психологической поддержки ученика;

-     создание на уроке ситуации успеха;

-     осуществление   дифференцированного подхода  в обучении   детей   с разными возможностями;

-     создание благоприятного психологического климата на уроке для каждого ученика.

  Всё это в комплексе будет способствовать решению задач модернизации школы, повышения качества преподавания предмета «Музыка», достижения определенного уровня музыкальной подготовки учащихся, отвечающего современным социокультурным требованиям.