Педагогическая консультация
«Использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектную и исследовательскую работу. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения предметам, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать полученные знания.
В решении данных проблем может найти свое место проектная деятельность обучающихся, которая способна выступать в качестве действенного средства обучения.
Проектная деятельность создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность. Кроме того, проектная деятельность предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость.
Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Актуальность данной темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе.
Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника. Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.
На основании выявленного противоречия сформулирована следующая проблема исследования: каково влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся на уроках и во внеурочное время?
Объект исследования: творческая деятельность школьников на уроках и во внеурочное время в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности. Гипотеза исследования: повышение качества обученности школьников в результате проектной деятельности возможно при соблюдении следующих условий:
- эффективность развития творческой активности учащихся на занятиях и во внеурочное время повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:
- проектная деятельность учащихся должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;
- учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;
-проектная деятельность должна строиться исключительно на добровольной основе;
-занятость проектной деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения рабочего времени школьника.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников, определить рациональное место проектной деятельности в учебном процессе при преподавании физики с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме;
2. Разработка системы проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
3. Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности учащихся;
4. Приобретение знаний о структуре исследовательской деятельности, о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
5. Выявление образовательного запроса школьников старшего и среднего звена, с целью определения приоритетных направлений проектной деятельности;
6. Разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
7. Создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
8. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
9. Апробировать модели образовательных технологий в проектной деятельности учащихся.
Возможные риски при выполнении программы
При выполнении проектных работ, поиске информации в Интернете, оформлении работ в виде презентаций и рефератов достаточно много приходится работать за компьютером. Поэтому возникает риск ослабления зрения и нарушения осанки. В связи с этим для учащихся выработан на основе постановления от 28.11.2002г №44 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.2.2.1178-02)» ряд рекомендаций, которые должны неукоснительно соблюдаться
(Приложение 1)
Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:
Активизация интереса к знаниям;
Развитие представлений о межпредметных связях;
Установка на престижность знаний;
Развитие коммуникативной направленности;
Развитие научного мышления;
Развитие творческого подхода к собственной проектной деятельности;
Научная новизна исследования состоит в построении методики обучения
учащихся с учетом планирования проектной деятельности.
Специфическими особенностями разработанной методики являются:
* в применении метода проектов в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения в рамках перехода на стандарты второго поколения;
* расширении зоны ближайшего и актуального развития в процессе самостоятельного исследования проблемы;
* в выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса;
* изменение подходов к преподаванию физики в рамках образовательного обучения;
* повышение эффективности учебного процесса и интереса к изучаемому предмету;
* обеспечение возможности каждому ученику продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и насколько ему позволяют его учебные возможности;
* максимальное включение обучающегося во все формы активности, расширение его реального опыта;
* творческий характер деятельности;
* соревновательный, конкурсный характер деятельности;
* четко выделенная этапность деятельности;
* коллективизм деятельности с учетом индивидуальных качеств участников проекта;
* индивидуальное и коллективное рефлексирование.
Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем в формировании здорового образа жизни школьников.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Иными словами, проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий.
Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика:
- формированию личностно значимых для него способов учебной работы;
- овладению умениями самообразования.
Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития.
Метод проектов является универсальным методом в школьной практике.
Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.
Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде.
Работая в составе мини-бригады по созданию проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта.
Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
По мнению И.С. Сергеева проект – это “шесть П”:
| РОБЛЕМА |
РОЕКТИРОВАНИЕ |
ОИСК ИНФОРМАЦИИ |
РОДУКТ |
РЕЗЕНТАЦИЯ |
ОРТФОЛИО |
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Данная работа не только стимулирует учащихся к более глубокому изучению не только вопросов изучения и сохранения здоровья, но и к знакомству с основами педагогики, психологии, а также стимулирует к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий.