Педагогическая система Марии Монтессори
Выполнила студентка 4 курса 604 группы
Татьяна Геннадьевна Никитченко
- М. Монтессори (1870-1952) - итальянский педагог, врач. Первая женщина в Италии - доктор медицинских наук (1896). Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике (1895-1898), где разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. Успех метода (воспитанники Монтессори наравне с другими детьми сдавали экзамены за курс начальной школы) позволил применить его к нормальным детям дошкольного возраста. Для внедрения своей системы Монтессори создавала дошкольные учреждения для детей - «дома ребенка».
- В Великобритании, Франции, США, Испании, Индии и других странах активно пропагандировала свою систему, создавая школы, организуя лекции, международные конгрессы по проблемам воспитания детей
Основная идея системы развития М. Монтессори
Главное в системе Монтессори - не пособия не методики.
Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения.
Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ребёнок здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок.
Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори
- Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
- Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
- Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
- Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.
- Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
- Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
Развивающая среда
Развивающая среда - важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.
Среда имеет точную логику построения. В книгах о методике Монтессори делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
5 зон монтессори -класса
Математическая зона
Сенсорная зона
Космическая зона
Языковая зона
Зона сенсорного воспитания.
Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
Математическая зона
- Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению
- Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению
- Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению
- Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению
Зона упражнений в повседневной жизни
- Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой .
Зона родного языка.
- Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
Зона Космоса.
- Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики .
Дидактический материал
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки.
Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы - знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
- Правила работы с дидактическим материалом
- Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
- К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
- При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
- Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
- Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
- Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
- Работа постепенно должна усложняться.
- Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
- Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.
- Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.
- Главная форма воспитания и обучения, по системе М. Монтессори - самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого - сжатость, простота и объективность
Недостатки педагогической системы М. Монтессори
Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:
- Так же Мария Монтессори разрабатывала метод индивидуального изучения детьми младшего школьного возраста грамматики родного языка, геометрии, арифметики, географии, музыки, биологии, истории и др. наук. Она занималась также вопросами воспитания детей раннего возраста (до 3 лет
- Одним из недостатков системы Монтессори является преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики, отсутствует развитие творческого восприятия мира ребёнком. Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребёнка и уходом его от существующих проблем в вымышленный
Непростая ситуация складывается и с чтением. Монтессори-педагогика, напрямую и не отрицает художественную литературу для детей,. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем - это отнюдь не одно и тоже. Отсутствие в системе воспитания книг-сказок, стихов, игр драматизаций , театрализованности ,полёт фантазий. В результате, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым .
В классическом Монтессори-садике дети не играют в ролевые и спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его. У детей, занятых развивающими интеллектуальными играми практически не остается времени для банальных кукол и пряток
Сегодня классическая система Монтессори почти не используется в первоначальном виде. Специалисты работают над внедрением дополнительных рабочих зон, ищут и находят другие подходы к детям, чтобы помочь им стать полноценными и успешными личностями.