СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их значение в современных условиях

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке указаны педагогические идеи В.А.Сухомлинского.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их значение в современных условиях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ



В статье раскрывается идеи В.А. Сухомлинского о трудовом воспитании и их применение в современных условиях.

Педагогические идеи, труд ребёнка, трудовое воспитание, самореализация личности.



«Учение — труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат — все это надежные источники человеческой радости», — писал Сухомлинский.

Василий Александрович неизменно подчеркивал, что с первых дней пребывания в школе ребенок должен уважительно относиться к труду.

«Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда... в труде раскрывается богатство человеческих отношений».

Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок приложил усилия, трудясь для других людей, и это принесло ему радость, считал Сухомлинский, он не может стать недобрым человеком.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя его готовность к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать обществу, но и о том, что труд дает лично ему. У каждого ребенка есть задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Жизнь Павлышской школы невозможно было представить без каждодневного многопланового, необходимого и привычного труда детей, в котором эффективно решались интеллектуальные, нравственные, эстетические, эмоциональные воспитательные задачи, прежде всего потому, что труд был личностно значимым делом, нравственным, красивым, творческим.

Чувствовать, понимать, ценить и творить... Научиться любить можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой — значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком — значит стремиться к такому же красивому поступку. Труд, люди и красота сливаются в одно целое, и это доставляет детям радость, потому что их работа кому-то приносит радость. Творение добра входит в духовный мир ребенка: только вместе — труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть.

Только в процессе трудовой деятельности возникает потребность в общении, в становлении социальных и психологических отношений, деловых взаимоотношений между людьми, взаимопомощи, взаимопонимания, дисциплинированности, согласованности действий и поступков и т.п..

Потребность в труде, привычка и ответственное отношение к труду могут сформироваться лишь при наличии посильных и постоянных трудовых поручений, в труде радостной, без принуждения и наказаний, самостоятельной и творческой, полезной как для личности, так и для общества.

Ведь цель трудового воспитания заключается в создании условий для развития и самореализации личности, ее профессионального самоопределения, самовыражения и самоутверждения как гражданина России, способного эффективно работать, укреплять суверенное независимое государство.

Сегодня вместо предмета «Трудовое обучение» есть предмет «Технологии». В соответствии с требованиями нового Госстандарта базового и полного общего среднего образования в старших классах он будет оттеснен в вариативную часть рабочего учебного плана (1час).

Педагоги сожалеют о том, что сократилось количество часов на изучение предмета и не пополняются материально-техническая и методическая базы.

Опыт великого педагога Василия Александровича Сухомлинского используют миллионы педагогов нашего государства и учителя других стран.

Мы считаем , что не потеряла актуальности и сегодня мысль В. А. Сухомлинского, что в труде раскрываются способности, моральные и интеллектуальные силы молодого человека, формируется его личность.