Институт искусств
Кафедра декоративно – прикладного искусства
Направление подготовки 05.03.02 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Образ мирового древа в культуре народов мира, как источник проектирования панно в технике золотного шитья.
Студентка 4 курса Третьякова Виктория Владимировна
Обоснование актуальности теоретического исследования
Актуальность темы нашего исследования повышается в связи определения древних традиций золотного шитье, как старинный вид рукоделия, отличающийся индивидуальностью, неповторимостью и обладающий огромной эстетической и духовно-нравственной ценностью и незаслуженно забытой в наше время. Возрождение этой техники является огромным продвижением в современном искусстве. Но, главное это произведения искусства будет передаваться из поколения, в поколения сохраняя традиции нашего народного наследия.
Цель исследования : проектирование и изготовление панно в технике золотного шитья на основе анализа образа мирового древа.
Объект исследования: образ мирового древа в культуре народов мира.
Предмет исследования: образ мирового древа как источник проектирования панно в технике золотного шитья.
Задачи бакалаврской работы:
• Рассмотреть образ мирового древа у разных народов в материальной и духовной культуре народов мира
- Раскрыть особенности трактовки образа древа в разных видах декоративно-прикладного искусства
- Рассмотреть историю торжокского золотного шитья, его традиции и современные тенденции изготовления изделий
- Раскрыть художественно-технологические особенности техники золотного шитья.
- Разработать проект панно «Древо жизни» в технике золотного шитья и выполнить его в материале.
Образ древа несет в себе символический подтекст, раскрывая у многих народов поклонение отдельным деревьям. Этот образ составляет неповторимость особенность и единственность в своём роде.
Ассирийское Древо жизни
Ашера — колонна с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами.
Изображения древо в древней Эламской культуре IV –III в.в до н. э.
Мировое Древо Индии Ашваттха
Индия, фрагмент облицовки храма, древо жизни и сидящие на нём птицы Сирин IV в. до н. э.
Индия «Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево ашваттха. Оно называется бессмертное, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь».
Мировое Древо Китая Киен Му
Культура древнего Китая существовала с начала 2 тыс. до н.э. Китайское Древо жизни Киен Му растет в центре мира
Мировое древо в древнескандинавской культуре X –XI в.в.
В древнескандинавской культуре рассказывается о знаменитом ясене Иггдрасиле, Древо Вселенной.
Мировое древо нанайцев.
Три части мирового древа — крона, ствол, корни — символизировали три мира шаманского космоса, что подчеркивалось изображением в соответствующей части особых существ. У кроны дерева рисовали птиц, рядом со стволом — копытных животных, у корней — змей, ящериц, лягушек, рыб.
Хакасская культура
Хакасское древо жизни
Орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие
Мировое древо у славян
Олицетворяет собой единство и взаимодействие всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Правь, явь, навь.
Древо Жизни в виде цветка, фрагмент изображённый на на прялке пермагорская городетская роспись и хохлама
Древо жизни в золотном шитье
Эскизы древа в графике и цвете.
Эскизы древа в цвете
Итоговый эскиз
Перевод рисунка древа на ткань
Образцы ткани, шнура и тесьмы
Вышивка в прикреп золотым шнуром
Вышивка в прикреп золотым шнуром, внутреннее заполнение элементов
Вышивка бисером и бусинами, заполнения внутренних и внешних элементов
Работа закончена и оформлена в раму
Спасибо за внимание!
Панно «Древо жизни» в современном интерьере