Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения
Подготовила Мясникова А. И.
2022г
Содержание
- 1. Педагогическая технология.
- 2. Виды педагогических технологий
- 2.1. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
- 2.2. Технология индивидуализации обучения
- 2.3. Технология программированного обучения.
- 2.4. Групповые и коллективные способы обучения по В.К. Дьяченко
- 2.5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- 2.6. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- Заключение
- Список использованной литературы
1. Педагогическая технология
- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Структура технологического процесса:
· передача информации от учителя к ученику,
· управление учебно-познавательной деятельностью, коррекция технологического движения обучающей информации,
· передача информации от ученика к учителю о результатах процесса (контроль, оценивание, предоставление дополнительной информации).
Повышения эффективности технологического процесса можно достичь за счет:
- оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;
- эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;
- использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;
- организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).
2. К педагогическим технологиям на основе эффективности организации и управления процессом обучения относятся:
- технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
- технология индивидуализации обучения
- технология программированного обучения
- групповые и коллективные способы обучения
- компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
2.1. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
- форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленная с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). В.В. Фирсов
- отражает идеи личностно-ориентированного подхода к процессу обучения.
Фирсов В.В.
Целевые ориентации: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учеников.
Дифференциация
- По организационному уровню групп:
- По характерным индивидуально психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп:
- региональная - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
- внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, по токи);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
- в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
- межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- внутриклассная, или внутрипредметная (группы в составе класса). Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
«Комбинированная система обучения. Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» Н.П. Гузик
Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.
Дифференцированные программы (именно «программы», а не «задания») предусматривают:
а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);
б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).
Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.
Н.П. Гузик
Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
Концептуальные положения
- Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением.
- Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.
- При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику (принцип открытости обязательных требований).
- Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.
- Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с какой-либо одной методической схемой.
- Мотивация, а не констатация.
- Предупредить, а не наказать незнание.
- Признание права ученика на выбор уровня обучения.
- Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
- Ученик должен испытывать учебный успех.
2.2. Технология индивидуализации обучения
- Индивидуальное обучение – форма организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником, один ученик взаимодействует со средствами обучения (учебником, компьютером, картами атласа и др.). Индивидуальное обучение позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией, при необходимости корректировать их. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное время в оптимальном темпе, достигать более высоких результатов.
Целевые установки : сохранение индивидуальности ребенка, развитие его потенциальных способностей; формирование общеучебных умений каждого ученика при опоре на зону ближайшего развития; улучшение мотивации и развитие познавательных интересов ученика; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Технология индивидуализации обучения базируется на следующих принципах:
- индивидуализация – стратегия процесса обучения,
- индивидуализация – фактор формирования индивидуальности,
- интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности,
- учение в индивидуальном темпе, стиле;
- предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы;
- индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.
Концепции индивидуализации обучения:
- Гипотеза Владимира Дмитриевича Шадрикова : развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучения в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы.
- Гипотеза Инге Унт : в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа ученика в школе и дома. Реализация осуществляется за счет использования индивидуальных учебных заданий для самостоятельной работы, рабочих тетрадей на печатной основе, руководств к самостоятельной работе.
- Гипотеза Антонины Сергеевны Границкой : в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80 % времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. Предлагает оригинальную нелинейную структуру урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем, работы в парах сменного состава, многоуровневых заданий (карточки).
Общими особенностями технологий индивидуализации обучения являются:
- учет факторов, которые обуславливают неуспеваемость учеников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, навыках учебной работы, пониженная работоспособность и т.д.); оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным ученикам (творческая деятельность, сочетание урочной и внеклассной работы); способы преодоления индивидуальных недостатков в ЗУН (знания, умения, навыки) ; предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; формирование общеучебных умений и навыков; адекватной самооценки учеников; использование ТСО (технические средства обучения).
2.3. Технология программированного обучения.
- основана на усвоении программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и т.д.).
- программируется не только учебный материал, но и его усвоение (понимание, запоминание, воспроизведение, применение на практике) этого материала и его контроль.
- учебная программа выполняет ряд функций учителя: является источником информации; организует процесс обучения географии; контролирует степень усвоения учебного материала; дает необходимые разъяснения; руководит темпом изучения материала; предупреждает ошибки.
Виды обучающих программ
Разветвленная программа
Линейные программы
Адаптированная программа
Комбинированная программа
Как разновидность идей программирования в обучении возникло:
- Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой ученик работает с учебной программой составленной из модулей. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящего из следующих компонентов:
- - точно сформулированная учебная цель,
- - банк информации: учебный материал в виде обучающих программ,
- - методическое руководство по достижению целей,
- - практические занятия по формированию необходимых умений,
- - контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
- Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, в которой выделяются следующие блоки:
- - информационный блок,
- - тестово-информационный (проверка усвоенного);
- - коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение);
- - проблемный блок: решение заданий на основе полученных знаний;
- - блок проверки и коррекции.
- Изучение следующей темы повторяет эту последовательность.
Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей. Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая.
2.4. Групповые и коллективные способы обучения по В.К. Дьяченко
Организационная структура может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные ф ормы:
групповая
индивидуальная
парная
Классно-урочная организация
Формы дифференции учебного процесса
Дидактические игры
Метод проектов
Лекционно-семинарская система
И.Б. Первин выделяет 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
- 1.Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
- 2. Работа в статичных парах.
- 3. Групповая работа (на принципах дифференциации).
- 4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
- 5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Разновидности групповых технологий
- Групповой опрос
- Общественный смотр знаний
- Диспут
- Нетрадиционные уроки
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.
Концептуальные позиции
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;
- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
- рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
2.5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- Компьютерное обучение- организация процесса подготовки и передачи информации обучаемому с привлечением средств новых информационных технологий. Такой процесс предоставляет широкие возможности для обучающих и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи.
Варианты компьютерного обучения по теории Г.К. Селевко
- как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).
- как основная, то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
- как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели применения компьютерного обучения
оперативность: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.
по степени “охвата” учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков
по реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей
по степени “ механизации” педагогических операций: интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.
Возможности предоставляемые компьютерным обучением:
Реализация возможностей средств новых информационных технологий обусловливает введение в процесс обучения принципиально нового (по педагогическим возможностям) учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, которое обеспечивает:
- управление с помощью компьютера объектами реальной действительности (например, управление учебными роботами, имитирующими технические устройства и механизмы);
- моделирование процессов и явлений, которые не могут демонстрированы в учебных условиях;
- организация экспериментальной и лабораторной деятельности в рамках учебного предмета;
- сбор, обработку и передачу информации о реально протекающем процессе;
- автоматизацию процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе учебной деятельности учащихся;
- визуализацию в виде графиков, диаграмм (динамических, статических иллюстраций) изучаемых закономерностей;
- графические построения (например, конструирование разнообразных графических форм с помощью графического планшета).
Возможности предоставляемые для развития личности:
- развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.);
- развитие мотивационной сферы: формирование потребностей — в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности;
- развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;
- развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах;
- формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся — разъяснение им смысла предстоящей деятельности — актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний — стимулирование целеполагания — создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий — помощь и коррекция деятельности — оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.
К основным преимуществам электронных образовательных ресурсов относятся:
- отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделирования сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;
- возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;
- неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
2.6. Технология С.Н. Лысенковой: п ерспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
- Лысенкова Софья Николаевна - учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.
Целевые ориентации:
• Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.
• Успешное обучение всех учеников.
«Три кита» технологии С.Н. Лысенковой
- 1. Н ачало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут).
1
Перспективная подготовка
- 2. О твет (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.).
3
2
Опорные схемы
Комментируемое управление
- 3. О порные схемы , или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильным учеником;
• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
Методические приемы или тысяча педагогических «мелочей»
- В первом классе - без домашних заданий.
- Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.
- Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.
- Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить.
- Воспитание организованности в ребенке.
- Взаимодействие с родителями.
- Связь между годами обучения - преемственность.
- Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.
Концептуальные положения
- Личностный подход педагогики сотрудничества.
- Успех - главное условие развития детей в обучении.
- Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.
- Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
- Последовательность, системность содержания учебного материала.
- Дифференциация, доступность заданий для каждого.
- К полной самостоятельности — постепенно.
- Через знающего ученика учить незнающего.
Заключение
Преимущества педагогических технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
- Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1. – С. 136
- Богоявленская Д. Психологический анализ педагогического общения в сис теме работы С.Н.Лысенковой // Вопросы психологии. -1987. - № 3.
- Гузик Н.П., Зарольская Л.И. В контексте комбинированной системы// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990 №5. – с.19-22.
- Дьяченко В.К. Технология групповой деятельности.
- КРАСИЛЬНИКОВА В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография. – ОГУ, Оренбург. М.: ИИО РАО, 2002. - 176 с.
- Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с