СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения.»

Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения Подготовила Мясникова А. И. 2022г

Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения

Подготовила Мясникова А. И.

2022г

Содержание 1. Педагогическая технология. 2. Виды педагогических технологий 2.1. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения 2.2. Технология индивидуализации обучения 2.3. Технология программированного обучения. 2.4. Групповые и коллективные способы обучения по В.К. Дьяченко 2.5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения 2.6. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Заключение Список использованной литературы

Содержание

  • 1. Педагогическая технология.
  • 2. Виды педагогических технологий
  • 2.1. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
  • 2.2. Технология индивидуализации обучения
  • 2.3. Технология программированного обучения.
  • 2.4. Групповые и коллективные способы обучения по В.К. Дьяченко
  • 2.5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
  • 2.6. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
  • Заключение
  • Список использованной литературы
1. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Структура технологического процесса: · передача информации от учителя к ученику, · управление учебно-познавательной деятельностью, коррекция технологического движения обучающей информации, · передача информации от ученика к учителю о результатах процесса (контроль, оценивание, предоставление дополнительной информации).

1. Педагогическая технология

- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Структура технологического процесса:

· передача информации от учителя к ученику,

· управление учебно-познавательной деятельностью, коррекция технологического движения обучающей информации,

· передача информации от ученика к учителю о результатах процесса (контроль, оценивание, предоставление дополнительной информации).

Повышения эффективности технологического процесса можно достичь за счет: - оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику; - эффективного управления и организации познавательной деятельности детей; - использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником; - организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).

Повышения эффективности технологического процесса можно достичь за счет:

- оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;

- эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;

- использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;

- организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).

2. К педагогическим технологиям на основе эффективности организации и управления процессом обучения относятся: технология разноуровневого (дифференцированного) обучения технология индивидуализации обучения технология программированного обучения групповые и коллективные способы обучения компьютерные (новые информационные) технологии обучения перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

2. К педагогическим технологиям на основе эффективности организации и управления процессом обучения относятся:

  • технология разноуровневого (дифференцированного) обучения
  • технология индивидуализации обучения
  • технология программированного обучения
  • групповые и коллективные способы обучения
  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения
  • перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
2.1. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения   форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленная с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). В.В. Фирсов отражает идеи личностно-ориентированного подхода к процессу обучения. Фирсов В.В. Целевые ориентации: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учеников.

2.1. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения

  • форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленная с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). В.В. Фирсов
  • отражает идеи личностно-ориентированного подхода к процессу обучения.

Фирсов В.В.

Целевые ориентации: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учеников.

Дифференциация

  • По организационному уровню групп:
  • По характерным индивидуально психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп:

- региональная - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);

- внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, по токи);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

- в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

- межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- внутриклассная, или внутрипредметная (группы в составе класса). Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

«Комбинированная система обучения. Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» Н.П. Гузик

Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.

Дифференцированные программы (именно «программы», а не «задания») предусматривают:

а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);

б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).

Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

Н.П. Гузик

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

Концептуальные положения

  • Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением.
  • Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима, т.е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.
  • При демократической организации учебного процесса обязательность базового уровня, кроме того, означает, что вся система планируемых обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна школьнику (принцип открытости обязательных требований).
  • Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.
  • Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с какой-либо одной методической схемой.
  • Мотивация, а не констатация.
  • Предупредить, а не наказать незнание.
  • Признание права ученика на выбор уровня обучения.
  • Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
  • Ученик должен испытывать учебный успех.
2.2. Технология индивидуализации обучения Индивидуальное обучение  – форма организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником, один ученик взаимодействует со средствами обучения (учебником, компьютером, картами атласа и др.).  Индивидуальное обучение позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией, при необходимости корректировать их. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное время в оптимальном темпе, достигать более высоких результатов.  Целевые установки : сохранение индивидуальности ребенка, развитие его потенциальных способностей; формирование общеучебных умений каждого ученика при опоре на зону ближайшего развития; улучшение мотивации и развитие познавательных интересов ученика; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

2.2. Технология индивидуализации обучения

  • Индивидуальное обучение  – форма организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником, один ученик взаимодействует со средствами обучения (учебником, компьютером, картами атласа и др.). Индивидуальное обучение позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией, при необходимости корректировать их. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное время в оптимальном темпе, достигать более высоких результатов.

Целевые установки : сохранение индивидуальности ребенка, развитие его потенциальных способностей; формирование общеучебных умений каждого ученика при опоре на зону ближайшего развития; улучшение мотивации и развитие познавательных интересов ученика; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Технология индивидуализации обучения базируется на следующих принципах:    индивидуализация – стратегия процесса обучения,  индивидуализация – фактор формирования индивидуальности,  интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности,  учение в индивидуальном темпе, стиле;  предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы;  индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.

Технология индивидуализации обучения базируется на следующих принципах:

  • индивидуализация – стратегия процесса обучения,
  • индивидуализация – фактор формирования индивидуальности,
  • интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности,
  • учение в индивидуальном темпе, стиле;
  • предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы;
  • индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.

Концепции индивидуализации обучения:

  • Гипотеза Владимира Дмитриевича Шадрикова : развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучения в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы.
  • Гипотеза Инге Унт : в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа ученика в школе и дома. Реализация осуществляется за счет использования индивидуальных учебных заданий для самостоятельной работы, рабочих тетрадей на печатной основе, руководств к самостоятельной работе.
  • Гипотеза Антонины Сергеевны Границкой : в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80 % времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. Предлагает оригинальную нелинейную структуру урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем, работы в парах сменного состава, многоуровневых заданий (карточки).
Общими особенностями технологий индивидуализации обучения являются: учет факторов, которые обуславливают неуспеваемость учеников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, навыках учебной работы, пониженная работоспособность и т.д.); оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным ученикам (творческая деятельность, сочетание урочной и внеклассной работы); способы преодоления индивидуальных недостатков в ЗУН (знания, умения, навыки) ; предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; формирование общеучебных умений и навыков; адекватной самооценки учеников; использование ТСО (технические средства обучения).

Общими особенностями технологий индивидуализации обучения являются:

  • учет факторов, которые обуславливают неуспеваемость учеников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, навыках учебной работы, пониженная работоспособность и т.д.); оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным ученикам (творческая деятельность, сочетание урочной и внеклассной работы); способы преодоления индивидуальных недостатков в ЗУН (знания, умения, навыки) ; предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения; формирование общеучебных умений и навыков; адекватной самооценки учеников; использование ТСО (технические средства обучения).
2.3. Технология программированного обучения. основана на усвоении программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и т.д.). программируется не только учебный материал, но и его усвоение (понимание, запоминание, воспроизведение, применение на практике) этого материала и его контроль. учебная программа выполняет ряд функций учителя: является источником информации; организует процесс обучения географии; контролирует степень усвоения учебного материала; дает необходимые разъяснения; руководит темпом изучения материала; предупреждает ошибки.

2.3. Технология программированного обучения.

  • основана на усвоении программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и т.д.).
  • программируется не только учебный материал, но и его усвоение (понимание, запоминание, воспроизведение, применение на практике) этого материала и его контроль.
  • учебная программа выполняет ряд функций учителя: является источником информации; организует процесс обучения географии; контролирует степень усвоения учебного материала; дает необходимые разъяснения; руководит темпом изучения материала; предупреждает ошибки.
Виды обучающих программ Разветвленная программа Линейные программы Адаптированная программа Комбинированная программа

Виды обучающих программ

Разветвленная программа

Линейные программы

Адаптированная программа

Комбинированная программа

Как разновидность идей программирования в обучении возникло:

  • Модульное обучение  (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой ученик работает с учебной программой составленной из модулей. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящего из следующих компонентов:
  • - точно сформулированная учебная цель,
  • - банк информации: учебный материал в виде обучающих программ,
  • - методическое руководство по достижению целей,
  • - практические занятия по формированию необходимых умений,
  • - контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
  • Блочное обучение   осуществляется на основе гибкой программы, в которой выделяются следующие блоки:
  • - информационный блок,
  • - тестово-информационный (проверка усвоенного);
  • - коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение);
  • - проблемный блок: решение заданий на основе полученных знаний;
  • - блок проверки и коррекции.
  • Изучение следующей темы повторяет эту последовательность.

Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей. Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая.

2.4. Групповые и коллективные способы обучения по В.К. Дьяченко Организационная структура может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные ф ормы: групповая индивидуальная парная Классно-урочная организация Формы дифференции учебного процесса Дидактические игры Метод проектов Лекционно-семинарская система

2.4. Групповые и коллективные способы обучения по В.К. Дьяченко

Организационная структура может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные ф ормы:

групповая

индивидуальная

парная

Классно-урочная организация

Формы дифференции учебного процесса

Дидактические игры

Метод проектов

Лекционно-семинарская система

И.Б. Первин выделяет 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности: 1.Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели. 2. Работа в статичных парах. 3. Групповая работа (на принципах дифференциации). 4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели). 5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников. При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

И.Б. Первин выделяет 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

  • 1.Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
  • 2. Работа в статичных парах.
  • 3. Групповая работа (на принципах дифференциации).
  • 4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
  • 5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Разновидности групповых технологий Групповой опрос Общественный смотр знаний Диспут Нетрадиционные уроки Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Разновидности групповых технологий

  • Групповой опрос
  • Общественный смотр знаний
  • Диспут
  • Нетрадиционные уроки

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Концептуальные позиции взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта); коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы; взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность; рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Концептуальные позиции

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
  • обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;
  • взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
2.5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Компьютерное обучение- организация процесса подготовки и передачи информации обучаемому с привлечением средств новых информационных технологий. Такой процесс предоставляет широкие возможности для обучающих и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи.

2.5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

  • Компьютерное обучение- организация процесса подготовки и передачи информации обучаемому с привлечением средств новых информационных технологий. Такой процесс предоставляет широкие возможности для обучающих и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи.
Варианты компьютерного обучения по теории Г.К. Селевко как  «проникающая»  технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач). как  основная,  то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. как  монотехнология  (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Варианты компьютерного обучения по теории Г.К. Селевко

  • как  «проникающая»  технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).
  • как  основная,  то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
  • как  монотехнология  (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели применения компьютерного обучения оперативность:  выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п. по степени “охвата” учащихся в учебном процессе:  возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков по реализации индивидуального подхода к учащимся:  каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей по степени  “ механизации” педагогических операций:  интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.

Цели применения компьютерного обучения

оперативность:  выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.

по степени “охвата” учащихся в учебном процессе:  возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков

по реализации индивидуального подхода к учащимся:  каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей

по степени  “ механизации” педагогических операций:  интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.

Возможности предоставляемые компьютерным обучением: Реализация возможностей средств новых информационных технологий обусловливает введение в процесс обучения принципиально нового (по педагогическим возможностям) учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, которое обеспечивает:  управление с помощью компьютера объектами реальной действительности (например, управление учебными роботами, имитирующими технические устройства и механизмы);  моделирование процессов и явлений, которые не могут демонстрированы в учебных условиях;  организация экспериментальной и лабораторной деятельности в рамках учебного предмета;  сбор, обработку и передачу информации о реально протекающем процессе;  автоматизацию процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе учебной деятельности учащихся;  визуализацию в виде графиков, диаграмм (динамических, статических иллюстраций) изучаемых закономерностей;  графические построения (например, конструирование разнообразных графических форм с помощью графического планшета).

Возможности предоставляемые компьютерным обучением:

Реализация возможностей средств новых информационных технологий обусловливает введение в процесс обучения принципиально нового (по педагогическим возможностям) учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, которое обеспечивает:

  • управление с помощью компьютера объектами реальной действительности (например, управление учебными роботами, имитирующими технические устройства и механизмы);
  • моделирование процессов и явлений, которые не могут демонстрированы в учебных условиях;
  • организация экспериментальной и лабораторной деятельности в рамках учебного предмета;
  • сбор, обработку и передачу информации о реально протекающем процессе;
  • автоматизацию процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе учебной деятельности учащихся;
  • визуализацию в виде графиков, диаграмм (динамических, статических иллюстраций) изучаемых закономерностей;
  • графические построения (например, конструирование разнообразных графических форм с помощью графического планшета).

Возможности предоставляемые для развития личности:

  •   развитие интеллектуальной сферы:  развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.);
  • развитие мотивационной сферы:  формирование потребностей — в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности;
  • развитие эмоциональной сферы:  формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;
  • развитие волевой сферы:  формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах;
  • формирование учебной деятельности  в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся — разъяснение им смысла предстоящей деятельности — актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний — стимулирование целеполагания — создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий — помощь и коррекция деятельности — оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.
К основным преимуществам электронных образовательных ресурсов относятся:    отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделирования сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;  возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;  неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

К основным преимуществам электронных образовательных ресурсов относятся:

  • отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделирования сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;
  • возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;
  • неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
2.6. Технология С.Н. Лысенковой: п ерспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Лысенкова Софья Николаевна  - учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей. Целевые ориентации: •  Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты. •  Успешное обучение всех учеников.

2.6. Технология С.Н. Лысенковой: п ерспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

  • Лысенкова Софья Николаевна  - учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.

Целевые ориентации:

•  Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.

•  Успешное обучение всех учеников.

«Три кита» технологии С.Н. Лысенковой 1. Н ачало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). 1 Перспективная подготовка 2. О твет (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.). 3 2 Опорные схемы Комментируемое управление 3. О порные схемы ,  или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. С помощью комментированного управления: •  средний и слабый тянутся за сильным учеником; •  развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; •  ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

«Три кита» технологии С.Н. Лысенковой

  • 1. Н ачало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут).

1

Перспективная подготовка

  • 2. О твет (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.).

3

2

Опорные схемы

Комментируемое управление

  • 3. О порные схемы или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

С помощью комментированного управления:

•  средний и слабый тянутся за сильным учеником;

•  развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

•  ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

Методические приемы или тысяча педагогических «мелочей»   В первом классе - без домашних заданий. Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым. Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует. Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить. Воспитание организованности в ребенке. Взаимодействие с родителями. Связь между годами обучения - преемственность. Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.

Методические приемы или тысяча педагогических «мелочей»

  • В первом классе - без домашних заданий.
  • Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.
  • Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.
  • Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить.
  • Воспитание организованности в ребенке.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Связь между годами обучения - преемственность.
  • Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.
Концептуальные положения Личностный подход педагогики сотрудничества. Успех - главное условие развития детей в обучении. Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться. Предупреждение ошибок, а не работа над ними. Последовательность, системность содержания учебного материала. Дифференциация, доступность заданий для каждого. К полной самостоятельности — постепенно. Через знающего ученика учить незнающего.

Концептуальные положения

  • Личностный подход педагогики сотрудничества.
  • Успех - главное условие развития детей в обучении.
  • Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.
  • Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
  • Последовательность, системность содержания учебного материала.
  • Дифференциация, доступность заданий для каждого.
  • К полной самостоятельности — постепенно.
  • Через знающего ученика учить незнающего.
Заключение  Преимущества педагогических технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.  Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Заключение

Преимущества педагогических технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1. – С. 136 Богоявленская Д. Психологический анализ педагогического общения в сис теме работы С.Н.Лысенковой // Вопросы психологии. -1987. - № 3. Гузик Н.П., Зарольская Л.И. В контексте комбинированной системы// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990 №5. – с.19-22. Дьяченко В.К. Технология групповой деятельности. КРАСИЛЬНИКОВА В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография. – ОГУ, Оренбург. М.: ИИО РАО, 2002. - 176 с. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990 Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с

Список использованной литературы

  • Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1. – С. 136
  • Богоявленская Д. Психологический анализ педагогического общения в сис теме работы С.Н.Лысенковой // Вопросы психологии. -1987. - № 3.
  • Гузик Н.П., Зарольская Л.И. В контексте комбинированной системы// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990 №5. – с.19-22.
  • Дьяченко В.К. Технология групповой деятельности.
  • КРАСИЛЬНИКОВА В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография. – ОГУ, Оренбург. М.: ИИО РАО, 2002. - 176 с.
  • Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.
  • Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990
  • Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с