СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как совместить на уроках традиции и инновации

Просмотр содержимого документа
«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования»

«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования»


Пашкевич Оксана Александровна

учитель русского языка и литературы, МБОУ Школа № 119, г.Уфа, РБ

Современный мир – это быстро изменяющаяся динамичная система. Каждый элемент этой системы представляет собой важное звено, от состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из таких важных звеньев является современная школа, которая сочетает в себе множество разных основополагающих аспектов. В данном эссе рассмотрим два важных аспекта современной школы, а именно – "традиции" и "инновации" в их взаимосвязи и самостоятельном состоянии.

Что же представляют собой понятия "традиция" и "инновация"? Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, именины, обряды, праздники, различные семейные традиции и т.д. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры.

В обеспечении непрерывности процесса развития образовательной системы также значительная роль принадлежит традициям. Данной проблеме посвящены работы многих ученых:

- системного подхода (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина);

- традиций школьной и общественной работы учащихся (И.А. Блинков, Ю.Л. Изюмский, Е.А. Ямбург);

- традиций как средства воспитания подрастающего поколения (И.А. Блинков, Б.Б. Глинский, Н.П. Добронравов, И.С. Дриц, И.А. Колесникова, А.С. Макаренко, О.С. Муравьева, В.В. Струнин, Б.А. Титов, Б.Е. Ширвиндт);

- соотношения инноваций и традиций (И.Ю. Алексашина, А.Г. Асмолов, Т.К. Клименко, Н.Л. Селиванова, Е.В. Ткаченко).

Наша школа богата своими традициями, это День знаний, День учителя, День здоровья, День пожилых людей, предметные недели, вечера, олимпиады по предметам,   «День Победы», «День матери», «Последний звонок» и др. 
Традиции – это постоянно действующие формы деятельности коллектива, «коллективные привычки». Традиции являются результатом жизни самого коллектива. Однако стоит заметить, что сама по себе традиция это зарекомендовавшая себя и оправдавшая право на свое существование инновация. Любая традиция имеет тенденцию к развитию. Это развитие как раз и происходит через появление новых подходов и взглядов на тот или иной вопрос, отличных от существовавших ранее. А инновация есть принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем, провоцирующие позитивные качественные изменения.

Исходя из вышесказанного, нельзя однозначно понимать тезис: "Современная школа – от традиции к инновациям", как только процесс перехода от традиционной педагогической парадигмы к принципиально новой картине образовательного пространства. Здесь важно понимать, что процесс "инновационизации" - это явление, которое сопровождает общество с момента возникновения по настоящее время, переводя его на качественно иные уровни развития.

В образовательном пространстве, как и в остальных сферах жизни общества и государства присутствует данная конструкция: традиция – инновация и инновация - традиция. И если посмотреть в прошлое, то все известные нам педагогические традиции, концепции, были когда-то инновациями.

Современная школа все еще базируется на традиционных принципах образования и требует изменения и присутствия инноваций. Этот момент является важным, поскольку школа один из главных институтов социализации личности в процессе жизни, интеграции ребенка в профессиональное пространство. Школа является и основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т.е. быть адекватным современной действительности. Кроме того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т.е. быстро реагировать на изменения вне его. В качестве средства такого экстренного реагирования и может выступать педагогическая инновация.

Важно отметить, что сама по себе инновация не обязательно должна носить глобальный характер. Как педагогическую инновацию, например, можно рассмотреть совершенствование отдельных элементов образовательной системы. Здесь задача каждого учреждения образовательной системы, особенно современной школы, самостоятельно реагировать на внешние изменения посредством создания и внедрения инноваций.

Таким образом, педагогические инновации – нововведения, которые разрабатываются и проводятся не только органами государственной власти (например, на уровне реформ), но и работниками и организациями системы образования и науки. Процесс инновационизации в современной школе – это комплексный процесс, предполагающий создание, внедрение, новых педагогических технологий и постепенное их распространение на другие звенья, и элементы образовательного пространства.

Говоря непосредственно о педагогических инновациях, можно иметь ввиду следующие изменения:

- в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по отдельным предметам;

- во внутренней организации деятельности школы;

- в отношениях "учитель-ученик";

- в методах обучения.

К инновациям в отдельных учебных заведениях можно отнести не только создание принципиально новых методов и форм работы, но и внедрение, и распространение педагогических систем, разработанных педагогической культурой мира: М. Монтессори, Л.В. Занков (развивающее обучение) и др.

К примеру, на уроках литературы очень благодатным является использование как раз таки именно нетрадиционных методов, обеспечивающих создание на уроке личностно-ориентированной ситуации. Это такие методы, как:

Метод чтения вслух. Задача учителя при работе данным методом – ставить перед детьми проблему. Но ставить так, чтобы это была их проблема. Для самого ученика метод выступает как способ исследования своей личности.

Метод творческого самочувствия. Он включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, воображения, наблюдательности и др. Особое место здесь занимает использование элемента «театрализации» и «драматизации», повышающее уровень его коммуникабельности. Метод ведет к проявлению творческой активности и самостоятельности, дает основу для развития способности к анализу проблемных ситуаций. 

Метод творческого самовыражения. Реализуется этот метод через литературное творчество, творческое общение с искусством, литературой, наукой. Идея метода – помочь найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя. 

Метод дискуссии. Урок–дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии. Формы её подачи – устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект. Этот метод решает многие внутриличностные проблемы ученика, играет большую роль в развитии ребенка, в организации его самопознания.

Основные задачи дискуссии:

- обмен первичной информацией;

- выявление противоречий;

- переосмысление полученных сведений;

- сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Игровые методы. Игра - характерная и своеобразная форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Она побуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Следовательно, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения. Игровые методы развивают самопознание учащихся, происходит их личностный рост, рост осознания учениками себя, ученики учатся рефлексировать, анализировать свое поведение.
Проектные технологии позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. В проектном обучении он имеет замечательные возможности реализовать себя, достичь успеха, продемонстрировать другим свою компетентность.

В процессе работы над проектом организуется и осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом в проектных группах, открывается возможность привлечения консультантов из различных сфер деятельности.

Структура проекта предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата.

Этот метод очень эффективен и не противоречит традиционным способам обучения. Очень важно и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает взаимопомощь, формирует творческие способности и активность обучаемых, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Кроме того, можно провести выставки лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

Так при изучении повести «Детство» М.Горького учащиеся 7 класса выполняли индивидуальные проекты по следующим темам: «Образ Цыганка», «Бабушка Акулина Ивановна» и др.  А ученики 5 класса после изучения темы «Русские народные сказки» выполняли проект «Сказка собственного сочинения». 
Старшеклассники при изучении творчества поэта С.А. Есенина выполняли групповые проекты: «Лирика С.Есенина о животных», «Любовная лирика С.А.Есенина», «Пейзажная лирика С.Есенина» и др. Они не только изучали указанную лирику, но и анализировали одно стихотворение поэта , подбирали музыкальное сопровождение, читали стихи наизусть, рисовали иллюстрации. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.

Одной из инноваций в преподавании литературы стали интегрированные уроки, на которых учащимся даются знания не только по литературе, но и истории, русскому языку, мировой художественной культуре и другим предметам. Такие занятия расширяют кругозор школьников, открывают предмет с новой стороны, заставляют увидеть необычное в обычном. Конечно, каждый из таких уроков предполагает очень большую подготовительную работу, знакомство не только с творчеством автора, но и знание культурной обстановки, музыки, живописи, архитектуры, скульптуры данного времени. Удачно подобранные репродукции, музыкальные фрагменты делают урок ярким, насыщенным, запоминающимся. Например, при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе совместно с учителем истории был проведен интегрированный урок «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Образ Е.Пугачева». А во время изучения «Песни … про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова - интегрированный урок литературы и истории по теме «Изображение исторической эпохи в произведении Лермонтова «Песня … про купца Калашникова».
Своеобразными зачетами при изучении того или иного произведения стали литературные игры. Так, например, в 6 классе – по роману А.С. Пушкина «Дубровский», в 9 классе – «Ба, знакомые всё лица!» по драме А. С. Грибоедова «Горе от ума» и «Собранье пестрых глав» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в 7 классе – по повести Н.В.Гоголя «Шинель» и сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина. 

С приходом в школу ИКТ появилась возможность использовать на уроках ксерокопии текстов, выполнять работу на компьютере. Так, например, новый метод – клиширование – может применяться не только на итоговых уроках, но и в начале изучения темы, на определенном этапе изучения произведения. Клише – текст с пропуском слов. На уроке проговаривается материал, а итогом станет исправленный отрывок, высказывание. Некоторые клише объёмны, другие – нет. Одни – целое сочинение, другие – резюме урока или его части. Клише рассчитано не только на «троечников», но и на успешных учеников. Прочитывая предложенный текст, учащиеся воспринимают информацию, находят недостающие слова для наиболее точного отражения своих мыслей. Удобный формат позволяет хранить клише в тетради, использовать при написании сочинений и изложений.

Итак, подведём итог. В век высокоразвитых информационных и нано-технологий, глобализационных процессов, новых экологических проблем, происходят качественные изменения во всех общественных и государственных институтах, которые ставят новые задачи перед образовательной сферой. Одной из главных задач современной школы является воспитание способного к кардинальным и нестандартным решениям поколения, которое и обеспечит переход на качественно иные уровни существования общества и государства. И обеспечить это возможно при грамотном посредничестве педагогических традиций и инноваций в современном образовательном и воспитательном пространстве. А современная школа должна стать той территорией, где это посредничество должно осуществляться, способствуя переходу общества на качественно новый уровень развития!

В результате, реализуя инновационную деятельность, основанную на традициях, образовательное учреждение должно использовать только те образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей; создавать учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания; обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы; создавать предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.

Таким образом, в современных условиях при сочетании данных форм образовательный процесс будет наиболее эффективным, так как при традиционных уроках будут формироваться знания, умения, навыки, информирование учащихся, а при нетрадиционных – развитие личности школьников, их творческий потенциал.

Педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав школьников – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», проигрывает педагогу, применяющему в своей деятельности информационные технологии, потому что требования времени заставляют нас искать и находить новые формы работы, которые побуждают познавательную активность учащихся; преподающий по старинке учитель проигрывает и ученику, потому что последний ждёт от школы нового.