ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К ШКОЛЕ ГРУППЕ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
ВЫПОЛНИЛА ПАСТУШЕНКО Е.Ю.
2023 ГОД
Среднесрочный проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Волшебница вода»
Тип проекта:
По числу участников: групповой;
По времени проведения : среднесрочный(2 недели);
Срок реализации : август-сентябрь 2023 год;
Участники проекта : дети старшей логопедической группы, воспитатель;
Актуальность темы : Вода — самое распространённое вещество на Земле. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор. В недрах земли также находится вода.
Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Дело в том, что тело человека почти на 63% - 68% состоит из воды.
Современные представления происхождения жизни на земле связывают с водой. Воде принадлежит важнейшая роль в истории нашей планеты.
В последнее время я обратила внимание на то, что дети нашей группы все чаще стали интересоваться водой, поэтому я решила поддержать интерес детей и познакомить со свойствами воды. Дошкольники – прирожденные исследовали. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача воспитателя – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Цель проекта: - доказать, что вода способна переходить из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.
Задачи: Выяснить, что такое вода, состояние воды, свойства воды.
Доказать с помощью экспериментов, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, вода – хороший растворитель.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: свойства воды.
Мы выдвинули гипотезу – вода это единственное вещество, которое переходит из одного состояния в другое. Вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета. Вода хороший растворитель.
Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты, ИКТ, изучение литературы.
Предполагаемые результаты:
расширить и углубить знания и представления детей о воде, ее свойствах;
развить познавательные умения через опытно - экспериментальную деятельность;
дети должны уметь анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.
Взаимодействие с родителями:
-предложить родителям помочь в изготовлении книжки «Путешествие капельки»;
Продукт проектной деятельности.
-выставка работ на тему проекта;
-самодельная книжка «Путешествие капельки»;
Основные этапы реализации проекта:
Первый этап
На данном этапе мы подбирали интересную информацию по теме, иллюстрации, систему опытов и экспериментов. С помощью бесед я выяснила, что не все дети знают, что вода это единственное вещество, которое переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, она хороший растворитель.
Возникшую проблему я решила проработать через исследовательскую деятельность.
Второй этап
Данный этап включает в себя опытно–экспериментальную совместную с воспитателем деятельность и самостоятельную деятельность детей по теме исследования.
1
2
« Переход воды из жидкого состояния в твердое »
Мы взяли формочки для льда залили их водой и убрали в морозильную камеру. Через сутки мы обнаружили, что вода превратилась в лед.
« Переход воды из жидкого состояния в газообразное, из газообразного в жидкое »
Мы нагрели воду в электрическом чайнике, налили ее в емкость и накрыли крышкой. Вскоре нижняя сторона крышки стала влажной, на ней появились капли, которые начали падать вниз.
Вывод: под воздействием низкой температуры вода перешла из жидкого состояния в твёрдое, превратилась в лёд.
Вывод : вода из жидкого состояния перешла в газообразное и из газообразного в жидкое.
3
«Переход воды из твердого состояния в жидкое»
4
«Cравнение свойств воды и льда»
Мы взяли лед и положили его в стаканчики и на ладошки. Через некоторое время мы заметили, что лед превратился в воду.
5
Мы взяли емкости с водой и льдом. Рассмотрели, сравнили и решили проверить, что произойдет, если их соединить.
Вывод: под воздействие тепла лед начал таять, то есть перешел из твёрдого состояния в жидкое.
«Вода не имеет формы»
6
Вывод : если опустить в воду лед, то он растает; вода становится холоднее; при взаимодействии воды и льда, вода остается прозрачной.
Мы взяли сосуды разной формы и начали поочередно наливать в них воду. Через некоторое время мы заметили, сколько бы мы не наливали воду в сосуды, вода постоянно принимает их форму.
«Вода прозрачна, не имеет цвета»
Вывод: вода не имеет формы.
Для этого эксперимента мы взяли стакан с водой и молоком опустили в каждый стакан ложки и увидели, что в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
Вывод: вода прозрачная и не имеет цвета.
7
« Вода не имеет запаха »
8
Мы взяли два стакан с водой, понюхали, вода не пахнет. Затем в один стакан добавили цедру лимона. Понюхали, вода стала пахнуть лимоном.
« Вода не имеет вкуса, но является хорошим растворителем »
Вывод: вода не имеет запаха, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает запах этого вещества.
Мы взяли стакан с водой, попробовали, у воды не оказалось никакого вкуса. Затем добавили сахар, размешали, посмотрели, сахара в стакане не оказалось. Попробовали, вода стала сладкой, так как сахар растворился в воде.
Вывод: вода не имеет вкуса, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает вкус этого вещества, так как является хорошим растворителем.
Третий этап
По результатам проведенного исследования сделали вывод:
Вода способна переходить из одного состояния в другое.
Вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета.
Вода это хороший растворитель.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – вода обладает многочисленными удивительными свойствами.
В результате исследовательской работы дети расширили свои знания о воде и её состояниях.
Узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной.
Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.
Повысился интерес к познанию окружающего мира.
Заключение
Вода входит в состав каждой клетки! Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди.
Давайте беречь воду.
Ведь беречь воду – это означает беречь жизнь!
Путешествие капельки воды .
Жила-была в одной лесной речке капелька воды. Она была обыкновенная, похожа как две капли воды на все остальные капельки. Речка очень любила свои капельки и всегда предупреждала о том, чтобы они двигались быстро, прятались за кусты и берега и старались меньше быть на солнышке. Однажды утром капелька проснулась в отличном настроении и вместе с другими капельками стала играть с берегом реки, то набегать волной на него, то скатываться с него. Выглянуло из-за облачка солнышко, направило свои лучи на землю и всем на земле стало тепло. Капелька нежилась в его лучах и мечтала о том, как бы ей подружиться с солнышком и полететь к нему в гости. Она забыла о том, о чем предупреждала речка, закрыла глаза и представляла, как она летит. Вдруг капельке стало очень жарко, она почувствовала, что с ней что-то происходит, словно ее тело стало легким и воздушным. Капельке стало страшно, и она открыла глаза. Каково же было ее удивление, когда над собой она увидела ослепительное солнце с палящими лучами. Ей расхотелось лететь к солнышку, и она решила спрятаться под бережок. Посмотрела по сторонам, посмотрела вниз, и поняла, что речка осталась далеко внизу. Если бы она могла плакать, то она бы заплакала, но в эту минуту она услышала, что ее кто-то зовет. Посмотрела и увидела множество капелек, которые собрались в облачко и плывут в нем по небу. Изо всех сил устремилась она к ним, и была рада оказаться рядом с ними. Капелька успокоилась, теперь она была не одна и спокойно любовалась красотой природы с высоты. Она видела, как другие капельки летели к солнышку, и вместе со всеми звала их на свое облако.
Их становилось все больше и больше, а облачко опускалось все ниже к земле. Теперь капелька видела поля, леса, цветы и травы, она слышала их легкий шепот. Вот вдалеке она увидела свою речку, и ей захотелось вернуться домой, но вдруг она услышала чей-то плач. Смотрит, а это цветок опустил свою голову, погибает от жары и просит пить. Капелька посмотрела еще раз в сторону речки и прыгнула вниз. Он погибнет без меня, думала капелька, пока летела к цветку. Другие капельки полетели за ней, они напоили цветок и он ожил. Капельки сидели в листиках цветка и любовались радугой, которая повисла над речкой. «Ты первый раз путешествуешь ?» - спросила капельку соседка справа. «Да» - ответила капелька. «А мне нравиться путешествовать завтра я снова полечу, я хочу облететь весь мир» - сказала соседка слева. Как интересно, подумала капелька , путешествовать по кругу это здорово! Когда я вернусь в свою речку, обязательно всем расскажу о своем путешествии.
Детско-родительская работа
Познавательная сказка
«Приключения капельки воды»
Эксперимент «Переход воды из жидкого состояния в газообразное»
«Переход воды из твердого состояния (лед) в жидкое (вода)»
«Сравнение свойств воды и льда»
«Вода прозрачна и не имеет цвета»
«Вода
не имеет
вкуса»
«Вода не имеет запаха»
Просмотр презентации «Берегите воду»