Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №4»
Педагогический проект
в средней группе №2 «Эколята»
«Волшебный космос!»
Подготовила:
Студеникина С.А.
воспитатель
г. Майкоп, 2021 год
Пояснительная записка
Тип проекта: информационно-познавательный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (12.04.21-16.04.21).
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Проблема:
Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтов.
Гипотеза: работа по формированию у детей представлений о космосе, о покорении космоса человеком будет способствовать развитию познавательного интереса детей. Повысится уровень доброжелательности и гордости за людей этой сложной профессии-космонавт.
Цель проекта:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Программное содержание (задачи):
Для детей:
дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, а Солнце – это самая близкая к Земле звезда;
познакомить с планетами солнечной системы;
дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле;
познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным;
воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей.
Для педагогов:
развитие творческого потенциала ребенка;
показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Методы и формы реализации проекта:
наглядный, игровой, словесный, практический;
наблюдения, беседы, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, выставки творческих работ детей, работа с родителями.
Предполагаемые результаты:
усвоение детьми представлений о том, что Вселенная – это множество звёзд, а Солнце – это самая близкая к Земле звезда;
дети знакомы с планетами солнечной системы, с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Продукт проекта:
консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом!»;
оформление папки-передвижки «12 апреля-День космонавтики!»;
фото-отчёт, презентация.
Этапы реализации проекта
I. План-график мероприятий (этапы реализации проекта):
Подготовительный.
выбор темы, обозначение проблемы;
определение цели и задач проекта;
выявление первоначальных знаний детей о космосе;
обсуждение проекта с ребятами и их родителями;
выбор источников получения информации;
составление плана работы над проектом;
подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.
Основной этап (реализация проекта):
День недели | Вид совместной деятельности | Программное содержание | Взаимодействие с родителями |
Понедельник 12.04.2021г. | Беседа «Что такое космос!» | Дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. (Приложение 1) | Папка – раскладушка для родителей «Праздник 12 апреля – День космонавтики» |
Конструирование «Ракета» (из счетного материала) | Развивать навыки конструирования по образцу. |
Дидактическая игра- разрезные картинки «Космические корабли» | Развивать логическое и образное мышление. Учить составлять целое изображение из его частей. |
Рассматривание фотографий и иллюстраций, о космосе и космонавтах. | Развивать познавательный интерес по теме. |
Вторник 13.04.2021г.. | Беседа «Голубая планета - Земля». | Объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса. | Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом!» |
Коллективное творчество, рисование «Космос» | Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Продолжить учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций. Развивать чувство композиции и колорита. |
Дидактическая игра «Помоги ракете вернуться на землю». | Развивать зрительное внимание. Учить находить правильный путь в лабиринте. (Приложение 3) |
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты тренируются» | Расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». |
Среда 14.04.2021г. | Беседа «Луна - спутник Земли» | Выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере. | |
Дидактическая игра: «Найди лишний предмет» | Учить находить лишний предмет, пояснить свой выбор. |
Ознакомление с художественной литературой А. Хайта «Планеты по порядку», В. Степанова «Юрий Гагарин» | Предложить послушать произведения. Учить слушать внимательно, отвечать на вопросы по содержанию. |
Четверг 15.04.2021г. | Беседа «Семья планет». | Расширять представления детей о планетах солнечной системы | |
Лепка «Ракета» | Развивать у детей наблюдательность, память, интерес к окружающему миру. Учить детей проявлять фантазию, творческое воображение. Продолжать работу по формированию навыков речевого общения. |
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты» | Учить действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения. |
Дидактическая игра «Куда летят ракеты» | Учить считать , сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз. |
Сюжетно-ролевая игра «Космодром» | Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет. |
Пятница 16.04.2021г. | Беседа «Солнце - источник жизни на Земле». | Уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит. | Выставка детских работ «Разноцветный мир космоса!» |
Аппликация из геометрических фигур: «Ракеты в космосе» | учить детей выбирать фигуры и приклеивать их на лист бумаги; развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию; наклеивать детали на поверхность листа; развивать у детей творчество, мелкую моторику рук. |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» | |
Дидактическая игра «Добавь словечко» | |
Приложение 1
Беседа «Что такое космос!»
Цель: познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозор
детей. Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр.
Материал: картинки о космосе.
В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались.
Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие.
Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.
Ребята, вы смотрели когда-нибудь на небо? Что вы там видели?
(ответы детей)
Люди давно смотрят на небо и любуются звездами. Им очень интересно узнать какие они.
Однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы - телескопы, в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д. (показ картинки).
Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Они называются – созвездия.
А вы хотите узнать о звездах? Чтобы узнать о звездах, люди построили космическую ракету. И первыми отправили в космос собак: Белку и Стрелку, а когда они вернулись, люди тоже захотели приблизиться к звездам. Следующий посмотреть на звезды отправился Ю. А. Гагарин – это первый космонавт. Произошло это 12 апреля 12961 года. Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.
В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек там не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом.
Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система? Это солнце - вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет - астероидов и комет.
Посмотри, на этой картинке изображены все планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Обрати внимание, какое огромное наше Солнышко! Оно больше всех остальных планет! А наша планета Земля – вот она – третья от Солнца – совсем небольшая по сравнению с другими планетами. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своей орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают.
На этой картинке вы можете увидеть какие разные по размеру бывают планеты и какое большое оказывается наше Солнце.
Беседа «Голубая планета - Земля».
Мы уже с вами говорили о том, что в древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли.
Когда люди поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар, когда научились строить космические корабли, они смогли подняться в космическое пространство.
Посмотрите, что увидел космонавт, когда оказался в космосе.
Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видишь – она круглая и похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этой картинке.
Посмотрите, какая красивая наша планета! Как вы думаете, что на нашей планете синего цвета? (ответы детей).
А что зеленого? Коричневого? (ответы детей)
Посмотрите, а это небольшой шарик около земли – луна. Луна намного меньше земли и в космосе она выглядит тоже как шар.
А вот таким космонавты увидели наше Солнце. Огромный светящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты не смогли – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть.
Беседа «Луна -спутник Земли»
Цель: формировать представления о луне, как спутнике Земли. Воспитывать познавательный интерес.
Материал: шарик пластиковый на нитке, слайды с изображением луны в разных фазах.
У нашей планеты Земля, есть спутник, который все вы хорошо знаете, и сами его назовете, если отгадаете загадку.
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня. (Луной).
Как можно изобразить Луну в рисунке? (кружком). А как мы изображаем солнце? (тоже кружком). Чем еще похожи луна и солнце? (желтого цвета, гуляют по небу, видны с земли). Чем же они отличается? (солнце светит днем, луна – ночью; солнце греет, луна светит холодным светом).
На небе Солнце и Луна кажутся одинаковой величины. Но мы с вами уже знаем, что все зависит от расстояния. Большой самолет, пролетающий вдали, кажется нам таким же маленьким, как птичка, сидящая близко. Солнце от нас гораздо дальше, чем Луна. Зато оно гораздо больше Луны.
В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг другого тела, большего по размеру. Зная это, мы можем определить размеры Луны по сравнению с планетой Земля. Какова же Луна по размеру, по сравнению с Землей? (Луна меньше Земли).
У всех планет есть свои друзья – спутники. Почти все планеты имеют по несколько таких спутников, как Луна. А у планеты Земля, Луна – единственный спутник, очень большой и близкий. Ярче всех звезд сияет на небе красавица Луна. Только почему-то она не всегда круглая. Какой же бывает Луна?
Еще в глубокой древности мудрецы – звездочеты заметили, как изменчиво ведет себя Луна: вот появится на ночном небе большим кругом, а пройдет две недели, и останется от нее узкий серпик – месяц. Еще через две недели опять светит на небе полная луна. А знаете ли вы, почему с Луной происходят такие превращения? (предположения детей).
Дело в том, что Луна сама не светится, она только отражает свет Солнца. Луна движется вокруг Земли, и Солнце освещает ее по-разному.
Эксперимент (показ модели движения луны вокруг земли). Включим лампу. Возьмем в руку мячик и поднимем его на уровень лампы. Мячик будет Луной, лампа – Солнцем, а я Землей. Смотрите внимательно: Когда Луна расположена справа от Земли, то с земли виден только краешек освещенного полушария луны, похожий на узкий серпик. С каждым днем серп становится все толще: Луна «растет». Если мысленно провести рядом с серпиком прямую линию, то получится буква «Р», это говорит о том, что Луна «растет». А Луна продолжает движение вокруг Земли, и все больше освещается солнцем. И вот уже мы видим Луну похожую на круглый диск. Но недолго мы наблюдаем полную Луну, ведь она продолжает движение вокруг земли. И теперь находится уже с другой стороны нашей планеты, и освещается солнцем по-другому, и снова похожа на серп. С каждым днем он становится все уже: Луна убывает.
Теперь серпик похож на букву «С» - стареющая Луна. Продолжая движение, Луна занимает положение между Солнцем и Землей, теперь мы не можем видеть освещенную часть Луны. Нам кажется, что Луна исчезает.
Примерно за 30 дней совершается чудесное превращение – от тонкого Месяца – до круглой Луны и обратно. Так месяц в древности стал служить людям исправными часами. Появлялся на небе молодой Месяц, и давали звездочеты знак трубачам: «Громче трубите! Пусть все знают: кончился старый месяц, пошел счет новому!». С тех пор и вошло в наш земной календарь название – месяц. Появились в календаре 12 месяцев? Как они называются?
Приложение 2
Консультация для родителей
«Знакомим ребенка с космосом».
Космос - огромное пространство, без конца и края, которое окружает пашу планету. В этом пространстве движутся звезды, кружатся планеты, летают кометы и метеоры.
Земля - планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус или иллюстрации с изображением планет). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - облака, снег и лед. Суша - огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.
Земля - единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам. Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики.
Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.
«Почему Луна превращается в месяц?»
Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием».
Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет».
Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца).
«Планеты и звезды».
Наша Земля – это огромный шар. Всѐ, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Меркурий, Нептун, Плутон.
Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло.
Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце (наблюдение за солнцем и звездами на улице во время прогулок с ребенком). Поэтому звезды можно увидеть только ночью.
Итак, говоря о развитии познавательной активности детей, а именно по теме «Космос», Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития
Приложение 3
Дидактические игры
«Добавь словечко»
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
«Найди лишнее»
На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.
Приложение 4
Подвижные игры
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.
III. Заключительный этап.
1. Оформление детских творческих работ в мини-выставке «12 апреля. День космонавтики».
2. Оценка результатов работы всех участников проекта.
3. Представление фото отчёта «Таинственный космос»
4