Педагогический проект
«Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Введение
Актуальность проекта
Анализируя собственные наблюдения, полученные в результате многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста, мною было сделано заключение о том, что современный дошкольник характеризуется недостаточным уровнем сенсорного развития, то есть не всегда имеет полное представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Данный факт не позволяет ребенку дошкольного возраста иметь достаточный уровень сенсорного развития, а значит и подготовки его к обучению в школе.
В психолого-педагогическом словаре сенсорное воспитание (от лат. sensus - чувство) трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания.
В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.
Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка. Психическое развитие, развитие интеллектуально – познавательной сферы и речи ребенка происходит в процессе интеграции внешнего мира во внутренний. Этот процесс предполагает, прежде всего, необходимость расширить жизненный опыт ребенка, обогатить его чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.
Сенсорное развитие детей является одной из задач дошкольного воспитания. Именно в этом возрасте дошкольники наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и другие.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.
Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.
Таким образом, сенсорное воспитание в виду своей значимости в развитии познавательной сферы дошкольников должно являться неотъемлемой частью воспитательного процесса. Работа по сенсорному воспитанию и развитию воспитанников дошкольного возраста актуальна, так как именно это направление помогает педагогам расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения и создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности, а значит полноценно готовить воспитанников к обучению в школе.
Настоящая разработка составлена в соответствии с требованиями Министерства образования. В основу проекта положена теория развивающего воздействия игровой деятельности на ребенка дошкольного возраста. Средством сенсорного развития детей выбрана игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Ввиду того, что именно игра является источником развития и создает зону ближайшего развития.
Ученые установили, что самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребенка — основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными — сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, являющийся способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности познавательных психических процессов ребенка, его эмоции, активность, развивающая потребность в общении.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
На основе изученного материала был разработан проект «Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста».
Проект предполагает использование систематизированного игрового материала, направленного на развитие восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.
План проекта
Возраст детей:
От 3 до 7 лет
Образовательная область:
Социализация (Игровая деятельность)
Тема:
«Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Вид проекта:
Творческий, групповой
Тип проекта:
Среднесрочный
Сроки реализации проекта:
6 месяцев
Проблема:
Недостаточный уровень сенсорного развития у воспитанников дошкольного возраста.
Цель проекта:
Создание условий для формирования сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
формировать у детей систему перцептивных действий;
формировать у детей системы сенсорных элементов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
формировать у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему эталонов в практической и познавательной деятельности.
Целевые группы проекта:
- дети дошкольной группы (в возрасте от 3 до 7 лет);
- воспитатели групп дошкольников;
- родители дошкольников.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: информационно-аналитический
Задачи:
1.Выявить уровень сенсорного развития у воспитанников (диагностика);
2. Проанализировать использование дидактических игр, упражнений, направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности (анкетирование, наблюдение);
3. Произвести анализ предметно-развивающей среды;
4. Обсуждение с участниками цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.
5. Создание условий для реализации проекта.
Основной этап: проектировочный
Задачи:
Составление развивающих игр, дидактического материала и пособий на развитие сенсомоторного восприятия,
Создание сенсорного уголка в группе.
Заключительный этап: диагностико-аналитический
Задачи:
1.Сбор и обработка методических и практических материалов;
2. Соотнесение полученных результатов с предполагаемыми;
3. Обобщение материалов проекта.
Проект составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Изобразительная деятельность»
Закрепление представлений о геометрических фигурах и формах, о названии цвета в процессе рисования, аппликации и лепки.
«Ознакомление с окружающим»
Ознакомление детей с предметами ближайшего окружения, что послужит основой для развития всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.
«Развитие речи»
Обогащение словарного запаса соответствующими понятиями, которые обозначают названия сенсорных эталонов.
Развитие связной речи.
Формирование умения ребенка-дошкольника объяснить свои действия в процессе игр или самостоятельной деятельности в сенсомоторном уголке.
«Физическое развитие»
Развитие движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
«Умственное развитие»
Развитие сенсорных и моторных умений и навыков, обогащение представлений детей об окружающем мире.
Продукт совместной деятельности: умение дошкольников свободно использовать в процессе жизнедеятельности четко усвоенные сенсорные эталоны, а также способность уверенно применять перцептивные действия различного характера.
Основные направления реализации проекта:
«Развивающая среда»
Создание уголка сенсомоторного развития детей в группе, включающего в себя: различный игровой материал, направленный на расширение и закрепление представлений о сенсорных эталонах (развивающие коврики, наборы красочных картинок по классификации предметов, наборы ярких геометрических фигур, выполненных из яркого красочного и твердого материала, наборы разноцветных кубиков: призмы разной высоты и толщины, кубики разного размера, кирпичики разной толщины и длины, наборы разноцветных шаров различные по цвету и объему и т.д. Сенсомоторный уголок развития дошкольников предназначен для:
стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения комфортного самочувствия детей;
создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;
изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.
«Дети»
Включает в себя игровую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную. Использование предлагаемых в проекте игр на занятиях, в различных режимных моментах.
«Взрослые»
С педагогами ДОУ провести консультативную работу, направленную на расширение знаний по организации и осуществлению сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Сделать подборку статей из СМИ «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», в которых содержится информация об оформлении сенсомоторного уголка для развития воспитанников. Совместное изготовление игрового материала для реализации проекта. Разработка анкет для выявления уровня компетенции родителей в данном вопросе (Приложение).
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников провести анкетирование.
В работе с родителями использовать разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в отделении и дома»: практикумы, консультации, информационные листы о сенсорных играх для дошкольников, тематические выставки, Дни открытых дверей, анкетирование (Приложение).
Новизна проекта:
Разработанный материал позволяет организовывать и осуществлять работу по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в системе, что будет способствовать качеству и продуктивности педагогического процесса. Данный проект позволяет создавать такие условия, в которых ребенок добровольно принимает и подчиняется предлагаемым правилам, выполняя их с удовольствием, при этом не испытывая чрезмерной нагрузки, вследствие того, что в основе программы лежит игровая деятельность - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Практическая значимость:
Данный систематизированный материал имеет направленность и может эффективно использоваться различными специалистами в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Разработанный проект может быть реализован в рамках любого другого государственного/негосударственного учреждения в работе с детьми дошкольного возраста.
Создание методических рекомендаций для педагогов и родителей по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
В основе работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста лежат следующие дидактические принципы:
(Ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.)
(Закрепление полученных знаний и представлений на последующих организованных взаимодействиях взрослого с дошкольниками с использованием нового материала, направленных на овладение детьми действиями с предметами.)
(Использование различного игрового материала для решения одних и тех же сенсорных задач с целью обеспечения прочности и глубины полученных знаний и умений.)
(Означает свободное участие желающих в игровых действиях, а также простоту и доступность любого игрового материала.)
Данный проект предполагает использование в работе с детьми следующие методы и приемы:
Наглядные (Иллюстрации, карточки, плакаты, различный игровой материал.)
Словесные (Объяснение, пояснение, повторение и т.д.)
Практические (Показ, упражнение, игровые действия.)
Ожидаемый результат:
Для отслеживания результатов работы по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников провести контроль педагогического процесса, который включает в себя следующие задачи:
оценка эффективности методов и приемов, применяемых педагогами при развитии разных видов восприятия у детей;
определение перспективы работы коллектива по сенсорному воспитанию и развитию дошкольников;
определение соответствия предметно-развивающей среды задачам сенсорного воспитания детей.
Контроль осуществляется по следующим критериям:
дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, материал и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак;
обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками;
отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски — «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
Перспективное планирование мероприятий в рамках театрализованной деятельности
1 месяц |
№№ | Название игры | Содержание игры |
Игры на развитие тактильных ощущений |
11 | «Узнай предмет» | Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др. Задание ребенку: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию. |
22 | «Определи на ощупь» | В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д. |
33 | «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» | Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. |
44 | «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) | Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы. |
55 | «Найди пару» | Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. |
Игры и упражнения, направленные на закрепление понятия величины |
11 | «Чудесный мешочек» | В мешочке лежат большая и маленькая матрешки. Ребенку дается возможность рассмотреть и ощупать игрушку-образец. Далее на ощупь он должен достать из мешочка матрешку такого же размера. Для проверки выбранный предмет подставляют к образцу. Воспитатель спрашивает: «Большую или маленькую матрешку ты достал?» |
22 | «Найди, что изменилось» | На столе выкладывается несколько одинаковых предметов разной величины. Ребенок в течение некоторого непродолжительного времени смотрит на них, затем отворачивается. Ведущий убирает (добавляет) один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен определить, что изменилось. Вариант, который для многих оказывается более сложным. Здесь запоминаются не только сами предметы, но и их расположение. В ходе игры предметы не изменяются, изменяется их положение относительно друг друга. Можно разнообразить игру, используя не предметы на столе, а, например, изменять, что-то в собственном внешнем виде. В этом случае нужно быть особенно внимательным, так как запоминать нужно все, а не несколько конкретных предметов. |
33 | «Маленький и большой кубик» | Воспитатель кладет на стол большой и маленький кубики, спрашивает: «Что это?». Ставя их рядом, просит показать, где большой кубик, а где маленький (при необходимости можно предложить детям закрыть кубики ладошками: маленький прячется, его не видно; большой не спрячешь). Затем педагог кладет на поднос еще несколько кубиков разного размера (3 больших и 3 маленьких). Вызывает по очереди детей и дает инструкцию: «Все вот такие большие (маленькие) кубики сложи в эту коробку». Образец ставится перед ребенком. Действия ребенка воспитатель комментирует: «Кладем еще такой кубик, еще такой, еще …. Вот как много таких кубиков». Спрашивает у ребенка: «Что ты сложил в коробку? Ты сложил большие или маленькие кубики?». Затем кубики опять ставятся на поднос, вызывается следующий ребенок. |
44 | «Сделай так же» | Педагог ставит на стол пирамидку, кольца в которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку. |
55 | «Самый ловкий» | В игре принимают участие трое детей. На полу в игровой расположен большой обруч, в котором лежит одинаковое количество кубиков трех размеров(большие, средние и маленькие). По команде педагога каждый из участников начинает быстро переносить все кубики заданного ему размера в приготовленный для каждого обруч. Самым ловким считается ток ребенок, который выполнил задание быстрее всех. |
Игры и упражнения, направленные на закрепление цвета |
11 | «Сложи радугу» | Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). |
22 | «Неразлучные цвета» | Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.). |
33 | «Какие цвета использованы?» | Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: — детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками. |
44 | «Уточним цвет предмета» | Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др. |
55 | «Запомни предмет» | На столе разложены предметы различным цветом, ребёнок должен их запомнить и воспроизвести, отвернувшись от стола. |
Игры и упражнения, направленные на закрепление знаний геометрических фигур |
11 | «Определи правильно» | Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо) |
22 | «Составь целое из частей» | Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу. Варианты: — составить конструкцию по памяти, по описанию; — составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9). |
33 | «Дорисуй кружки» | Ребенку предлагается дорисовать кружки так, чтобы получились изображения разных предметов. |
44 | «Закрась правильно» | Ребенку предлагается закрасить, как показано на образце геометрические фигуры цветными карандашами.. |
55 | «На что похожа эта фигура» | Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). |
Игры, направленные на развитие слуховых ощущений |
11 | «Слухачи» | Эта игра должна проходить в помещении, знакомом ребятам. В игре надо использовать предметы, которые ребята хорошо знают. Дети должны узнать предмет по звуку, который он издает. Во время игры участники должны закрыть глаза. В это время ведущий должен постучать по одному предмету. Это должен быть предмет определенного качества, металлический, деревянный, пластмассовый или из другого уже известного ребенку материала. Во время первых игр основная задача ребенка — определить это индивидуальное качество. Можно даже ограничиться двумя предметами. Впоследствии можно просить точного определения предмета. |
22 | «Кулак – ребро – ладонь» | Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя. |
33 | «Принеси» | Эта игра предназначена для самых маленьких. Проводить ее лучше в той комнате, где находятся все игрушки вашего малыша. В ней также может участвовать несколько детей. Ведущий должен сесть на стул у того места, где находятся все игрушки. Участники встают от ведущего на расстоянии не менее 2 м. Теперь ведущий называет предметы, которые ему нужно принести. Если ребенок услышал название предмета правильно и принес нужную игрушку, он получает жетон (или пуговицу). Тот участник, который набрал большее количество жетонов, считается победителем. |
44 | «Найди себе пару» | Перед началом игры на отдельных листках бумаги записываются названия животных, причем в 2 экземплярах. Затем участникам игры раздаются эти листочки и через определенный промежуток времени выключается свет. В темноте все участники должны издавать те звуки, которые характерны для его животного. Главная задача участников — найти свою пару на слух, т. е. то животное, которое может издавать подобные звуки. Через минуту свет включается, и те участники, которые не смогли выполнить задание, считаются проигравшими. Эту игру можно повторять на протяжении вечера несколько раз. |
55 | «Твоя пара» | Для этого сначала нужно выбрать 2 участников и решить, кто из них будет искать другого. Тому участнику, который будет заниматься поисками, завязывают глаза. Теперь второй участник должен издавать какой-нибудь звук, по которому его и попытается найти второй игрок. Оставшиеся ребята могут не скучать, а активно мешать поискам, издавая свои или похожие звуки. |
2 месяц |
Игры на развитие тактильных ощущений |
11 | «Построй в темноте» | На стол положить несколько кубиков. Ребенок запоминает, где лежат кубики, а потом с завязанными глазами пытается построить башню из кубиков. Игра помогает сосредоточиться. |
22 | «Догадайся, что за предмет» | На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их. |
33 | «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» | Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д |
44 | «Кто быстрее?» | Дети делятся на две команды, каждая из которых с завязанными глазами по команде начинает собирать в коробочку фасоль, а другая – горох. Правило: брать в руки только по одной штуке. |
55 | «Угадай, какой это предмет» | Педагог называет предмет, а ребенок говорит, какой это предмет: горячий, теплый или холодный. Теперь ребенок называет предмет, а взрослый называете его температуру. |
Игры и упражнения, направленные на закрепление понятия величины |
11 | «Ленточки» | Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей. 1.Самую длинную "ленточку" закрась синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и т.д. 2. Уравнять все "ленточки" по длине. |
22 | «Разложи карандаши» | На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания. |
33 | «Найди такое же колечко» | Ребенку предлагается найти одинаковые по размеру кольца, используя при этом прием наложения. |
44 | «Построй из полосок лесенку» | Педагог предлагает детям «выстроить» из полосок разной длины «лесенку», используя прием приложения. |
55 | «Сравним наш рост» | Педагог предлагает детям выяснить, кто из мальчиков (девочек) самый высокий (самый низкий). |
Игры и упражнения, направленные на закрепление цвета |
11 | «Разложи кубики по цветам» | Педагог предложите ребенку выбрать из большого количества одинаковых по размеру кубиков те, которые одного цвета, и сложить их в отдельную коробку. Игру можно усложнить, предложив ребенку разделить все кубики на кучки по цветам. |
22 | «Собери капельки в стакан» | Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый. |
33 | «Собери гирлянду» | Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом. |
44 | «Сплети коврик из цветных полосок» | Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце. |
55 | «Помоги рыбкам» | На фланелеграфе – море, большие рыбки - мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водорослях и потерялись. “Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки”. |
Игры и упражнения, направленные на закрепление знаний геометрических фигур |
11 | «Разберем правильно фигуры» | Педагог предлагает ребенку все квадратное положить в коробочку, а все круглое – в корзину. |
22 | «Построй фигуру» | Ребенку предлагается выложить с помощью счетных палочек предлагаемую педагогом фигуру. |
23 | «Каких фигур больше?» | Педагог предлагает детям определить, каких фигур больше по количеству: кругов, треугольников или квадратов. |
34 | «Геометрическое лото» | Воспитатель рассматривает вместе с детьми предложенный материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная). |
45 | «Сделай так же» | Педагог предлагает детям выложить из геометрических фигур несложные композиции по образцу (грузовик, елочка, домик). |
Игры, направленные на развитие слуховых ощущений |
11 | «Музыкальные банки» | Налейте в 8-10 одинаковых банок (бутылок) неравное количество воды, предложите ребенку несколько барабанных палок и покажите, как нужно стучать палочками по бутылкам. Из-за разного уровня воды, каждая бутылка будет "издавать" разный звук. Поставьте рядом с играющим кувшин с водой. Когда он поймет, что звуки меняются из-за уровня воды, то станет сам с удовольствием командовать своей музыкальной "лабораторией". Развлекаясь, ребенок поймет, что звуки бывают разной высоты. |
22 | «Что звучало?» | Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало. |
33 | «Воспроизведи» | Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу. |
44 | Волшебное слово | Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать). |
55 | «Слушай внимательно» | Педагог называет различные цифры, а ребенок, услышав цифру 5, например, хлопает в ладоши. |
3 месяц |
Игры на развитие тактильных ощущений |
11 | «Что это?» | Выберите три какие-нибудь предмета, например, травинку, маленький камешек и листик. Пусть малыш выберет один из этих предметов и водит им вверх и вниз по вашей руке до тех пор, пока вы с закрытыми глазами не определите по ощущениям, что это за предмет. Теперь очередь малыша закрыть глазки. Выберите что-нибудь одно и водите им по его руке. Малыш должен отгадать, что вы выбрали. Если необходимо, помогите ему подсказкой. |