
Проект
«Мы помним защитников Родины»
для детей старшего возраста
Воспитатель:
Баландина В.А.
Пояснительная записка
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда непроходит и не гаснет тоска по Родине...».
В.П. Астафьева
День Победы… «Это радость со слезами на глазах», -сказал поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, что остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют воинов Великой отечественной Войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше. Это они стояли до последнего — защищая Родину. Стояли — и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а ещё растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. Во времена нашего детства День Победы отмечали ежегодно – мемориалы славы, возложение цветов к Вечному огню, рассказы и чествование ветеранов, салют, фильмы и программы о войне. Это был настоящий праздник – без ложного патриотизма. И нам взрослым необходимо детям рассказывать о Дне Победы, в Великой Отечественной Войне, о героях войны, как ветеранах, так и о детях войны, о событиях и поражениях, о том в какие руины превратилась наша Родина, и как быстро и дружно восстанавливали Родину свою выжившие в Великой Отечественной Войне.
Актуальность:
В 2018 году наша страна будет отмечать важную и значимую дату нашей истории – 73-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это поистине великий день, когда мы переживаем «радость со слезами на глазах»! Вдумаемся в эти слова известной песни «День Победы».
Как глубоко и точно они передают всю глубину и противоречивость этого дня: искренняя радость праздника и ощущение счастья!.... И горечь слез, которые разрывают душу, подступают к горлу и наворачиваются на глаза помимо нашего желания… Почему это происходит?
Ощущение радости и счастья дарит нам МИР, который принесла великая
Победа.
МИР – это счастье, веселье, покой, радость, созидание во всех сферах жизни человека и его души.
ВОЙНА – это тревога,страх, слезы, горе, отчаяние, голод, постоянный душевный надрыв и смерть.
Так может постараться забыть, что такое война? Но рядом с нами есть и те, для которых война стала частью их жизни, которые знают о войне не понаслышке. Они – наша живая память о войне и Победе! Они еще напитывают нашу память живыми эмоциями: горем и радостью. И мы должны научиться передавать последующим поколениям всю гамму эмоций, чувств, знаний, связанных с такими сложными понятиями как «мир» и «война».
Поколения… Кто они? Это мы и наши ДЕТИ! Понятия «мир» и «война» постигаются и формируются всю жизнь человека, постепенно наполняясь различными содержательными и эмоциональными гранями. А первые представления и чувства закладываются в дошкольном возрасте, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Это важно и значимо! Без понимания и переживания этих страниц нашей истории невозможно воспитать настоящего патриота и гражданина России!
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям.
И в преддверии празднования Дня Победы мы провели беседы детей по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны, не имеют представлений о причинах возникновения праздника.
День Победы – это праздник, который касается каждого жителя страны, он
объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного.
Проблема: недостаточный уровень знаний истории о Великой Отечественной войне.
Создавая проект о Великой Отечественной Войне, мы старалась, чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ.
Цель: Воспитывать чувство патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
-Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;
-Уточнить знания детей о празднике «9 мая -День Победы», объяснить, почему он так назван;
-Развивать у детей желание выразить в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании) и музыкальной деятельности полученные знания о Великой отечественной войне.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: март-май 2015года.
По продолжительности: краткосрочный.
Форма проведения: занятия, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведения праздника.
Продукты проекта:
-Альбом «Ордена и медали Великой Отечественной войны»;
-Поздравительные открытки с праздником 9 Мая;
-Выставка детских рисунков и поделок;
-Картотека стихотворений, пословиц и поговорок, бесед о Великой Отечественной войне.
Предполагаемый результат:
У детей:
1.Расширение знаний детей о событиях ВОВ.
2.Возникновение представлений о мужестве воинов на фронтах и самоотверженном труде в тылу женщин, стариков и детей.
3.Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
У родителей:
1.Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
2.Появления желания поделиться со своими детьми историями о судьбе предков,их заслугах и наградах.
3.Укрепление семейных уз в ходе исследовательской деятельности родителей и детей.
Этапы работы проекта:
1 этап – подготовительный
№ | мероприятие | цель | участники | сроки |
1 | Беседа с детьми о празднике «День Победы» | Определить знания о событиях войны ВОВ, о государственном празднике дне Победы. | Воспитатели Родители | март |
2 | Составление плана работы | Вызвать интерес детей к событиям ВОВ и в участии в ней их предков. | Воспитатели | март |
3 | Подборка наглядно – дидактического материала на тему ВОВ: -художественной литературы - рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, песен военных лет; -иллюстраций о празднике 9 мая, о военных, о мире, репродукции картин известных художников; -подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических игр по тематике; | Пополнить предметно-пространственную среду материалами о Великой Отечественной Войне. | Воспитатели Родители | март |
5 | Организация домашних бесед детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ | познакомится с историей семьи и судьбой своих прадедов – участников военных событий; | Родители дети | март |
2 этап – основной № | мероприятие | цели | участники | сроки |
1 | Организация выставок: книг о ВОВ, репродукций картин о войне («Парад на Красной площади» (К.Юон), «Победа» (П.Кривоногов), «Возвращение домой» (Ю. Непринцев) и др., военной игрушки, | Познакомить с творчеством художников и писателей, создававшим свои произведения на военную тему. | Воспитатели Родители Дети | апрель |
2 | Рассматривание «Документальные фото военных событий», иллюстрации, фотографии «Дети-герои ВОВ», «Могила неизвестного солдата», «Города-герои» | Дать наглядное представление о периоде ВОВ. | Воспитатели | апрель |
3 | Рассказы детей о тяготах жизни детей и взрослых в годы ВОВ из семейного архива | Рассказать о тяготах жизни детей и взрослых в годы ВОВ и несломленном патриотическом духе народа. | Воспитатели Дети | апрель |
4 | НОД: аппликация «Изготовление праздничных открыток»,«Георгиевские ленты»; Рисование «Мир глазами детей» «Праздничный салют», «Изображение военных событий»; Лепка «Вечный огонь на красной площади» | Передавать свои впечатления о войне в рисунке и поделках. | Воспитатели Дети Родители | апрель |
5 | Чтение стихов и рассказов, заучивание стихов о ВОВ, пословиц и поговорок (Л. Кассиль «Памятник солдату», С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы», «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков») | Вызвать желание детей понимать содержание произведений, выразительно читать стихи | Воспитатели Дети Родители | апрель |
6 | Проведение бесед: «Символы Победы - ордена,медали и знамена», «Священная война», «Дети – герои ВОВ», «Города-герои», «Почему война называется Великой Отечественной?». | Дать представление о самоотверженном подвиге народа в тылу и на фронте, о том, что современники чтят память героев, их именами названы города и улицы, в их честь установлены памятники. | Воспитатели Дети | апрель |
7 | Проведение дидактических и подвижных игр на военную тему(«Назови рода войск», «Кому, что нужно?», «Что для чего», «Кто больше назовет качеств геро», «Чья форма?»«Кто шагает на параде?»; «Защитники Отечества», Великие люди России ) | Закрепить знания о ВОВ, обогащать жизненный опыт детей. | Воспитатели, Дети | май |
3 этап – заключительный № | мероприятие | цели | участники | сроки |
8 | Изготовление альбома «Ордена и медали Великой Отечественной войны», альбома «Города – герои» | Обобщить собранные родителями сведения. | Воспитатели Родители | 3-5 мая |
9 | Организация выставки рисунков и поделок «Память о войне» | Передавать свои впечатления о войне в рисунке и поделках. | Воспитатели Родители Дети | 3-5 мая |
10 | Проведение мероприятия«Никто не забыт, ни что не забыто» | Познакомить с песнями военного времени, вызвать эмоциональный отклик. | Родители Дети Музыкальный руководитель Воспитатели | 7мая |
11 | Создание картотек: Пословиц и поговорок о войне, дидактических игр на военную тему. | Пополнить предметно-пространственнуюсреду материалами о Великой Отечественной Войне. | Воспитатели | 6-8 мая |
12 | Повторное анкетирование и опрос детей. | Диагностировать знания детей о событиях ВОВ, о государственном празднике 9 мая, участниках войны | Воспитатели Дети Родители | 10-12 мая |
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Как рассказать детям о войне?»
Памятка: «Юбилейные даты к 9 мая»
Советы родителям «5 способов рассказать ребенку о войне»
Читайте вместе с детьми «О Великой Отечественной Войне»
Вывод:
Реализация проекта показала свою эффективность:
-Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников об истории Великой Отечественной войны, о подвигах русских солдат;
-Пополнение предметно-пространственной среды материалами о Великой Отечественной Войне;
-Дети знакомы с символикой Российского государства;
-Они знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.
-Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы».
-Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Литература:
1. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешиа Н.В.–М.,2008.
2. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.
Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., 2008.
3. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
4. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
5. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
Интернет- ресурсы
Советы родителям
«Как рассказать детям о войне».
Первый способ — говорите об этом с ребенком!
Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.
Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интереса.
Читайте вместе с детьми.
Благинина Е. «Папе на фронт»
Гайдар А. «Едет папа на войну...»
Твардовский А. Рассказ танкиста / А. Твардовский был трудный бой
Богданов Н. Иван Тигров. «Солдатская каша» (О жизни и подвигах мальчиков и девочек, оказавшихся на фронте и во вражеском тылу)
Георгиевская С. «Галина мама».(В небольшой повести для малышей рассказывается о воинской доблести)
Герман Ю. « Вот как это было». (Повесть написана от имени маленького героя Мишки, который описывает войну и блокаду.)
Драгунский В. «Арбузный переулок». (Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.)
Жариков А. «Смелые ребята». «Максим в отряде».
Иванов А. «Как Андрейка на фронт бегал».
Кассиль Л. «Твои защитники».
Лавренев Б. «Разведчик Вихров».
Лободин М. «Кусочек блокадного хлеба».
Нижний Л. «Золотые руки». (О ребятах, в трудные годы войны вставших к станкам)
Орлов О. « Юнга Лялин».
Осеева В. «Андрейка». (О семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы)
Панова В. «Сергей Иванович и Таня».
Пантелеев А. «Главный инженер».
Паустовский К. «Стальное колечко».(Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.)
Платонов А. «Никита».(О том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.)
Туричин И. «Сердце солдата». «Защитники». «Земляника». «Сапоги». «Маришкина пушка»
Шишов А. «Лесная девочка». (О судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы войны.)
Яковлев Ю.Я. «Как Сережа на войну ходил: Сказка»
Пословицы о войне и мире.
Худой мир лучше доброй брани.
Война кровь любит.
Войной да огнем не шутят.
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Вражда не делает добра.
Держи порох сухим - будешь непобедим.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Если хочешь мира, будь готов к войне.
Кому мир недорог, тот нам и ворог.
Мир - дело великое.
На смерть детей не нарожаешься.
В некрутчину - что в могилу.
Не доверяешься - бьют и перевернешься - бьют.
Воевать - так не горевать, а горевать - так не воевать.
Без головы - не ратник, а побежал, так и воротиться можно.
Без смелости не возьмешь крепости.
Бей врага, не жалей батога.
Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
Больно ранен - и головы не нашли.
В нашей волости три болести: некрутство, подати да земщина.
В нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку взял, тот и капрал.
В спину бьют, как полосу куют.
Верно служу - ни по чем не тужу.
Веселое горе - солдатская жизнь.
Воевал молодой, а под старость отпустили домой.
Воин: сидит под кустом да воет.
Где коза прошла, там и солдат пройдет.
Где ни пожил солдат, там и расплодился.
Где тесно, там-то солдату и место.
Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.
Дай бог ему быть полковником, только не в нашем полку.
Дай бог, чтоб пилось и елось, а служба на ум не шла.
Дорожка вместе, табачок пополам.
Един воин десять рот водит.
Еще бы воевал, да пищаль потерял.
Жеребийдурак - и отца в солдаты отдаст.
За него давно на том свете провиант получают.
За солдатом - пиши пропало.
Знай сметку, умирай скорчась!
Из лука - не мы, из пищали - не мы; а зубы поскалить,
язык почесать - против нас не сыскать.
Иному служба - мать, иному - мачеха.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Коли мало штыка, так дадим приклада.
Кто служит, тот тужит; а кто орет, тот песни поет.
Легко про воина слушать, да тяжело (да страшно) его видеть.
На войне рать крепка воеводою.
Не будешь покойник - будешь полковник.
Недотянешь - бьют, перетянешь - бьют.
Не за то бьют солдата, что крадет, а чтобы концы хоронил.
Не пуля, а человек человека из ружья убивает.
Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.
Нешто солдату и без шубы деется: идет да греется.
Он и не понюхал пороху.
Пуля дура, штык молодец.
Сколько ни служить, а в отставке быть.
Служивый - что муха: где щель, там и постель, где забор, там и двор.
Смерть русскому солдату свой брат.
Солдат близко - кланяйся ему низко.
Солдат в отпуску - рубаха из порток.
Солдат горемыка, хуже лапотного лыка.
Солдат - казенный человек.
Солдат не вор (солдат добрый человек), да плащ его хапун.
Солдат не украл, а просто взял.
Солдат - отрезанный ломоть.
Солдат спит, а служба идет.
Солдат шилом бреется, дымом греется.
Солдатка ни вдова, ни мужняя жена.
Солдаткиным ребятам вся деревня отец.
Стужа, да нужа, да царская служба.
У солдата шило бреет, а шубы нет, так палка греет.
Честь солдата береги свято.
Авось да небось на фронте брось.
Автомат да лопата - друзья солдата.
Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
Бой отвагу любит.
Бой - святое дело, иди на врага смело.
Былой славой боя не выиграешь.
В бою побывать - цену жизни узнать.
Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.
Враг рядом - бей прикладом.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Врага в слезах не утопишь.
Вчерашней славой на войне не живут.
Гвардейский миномет везде врага найдет.
Для советского солдата граница свята.
До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Живя в мире, не забывай о войне.
За край свой насмерть стой.
К нам с пушками, а от нас с клюшками.
Каков полк, таков о нем и толк.
Кипит суп - котелок друг, стук-бряк - котелок враг.
Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
Кто честно служит, с тем слава дружит.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Лучше умереть в поле, чем в бабьем подоле.
На героя и слава бежит.
Не силою дерутся, а умением.
От наших ворот живет и поворот.
Плох тот солдат, который не думает быть генералом.
Порядок в роте - и старшина в почете.
Пуля чинов не разбирает.
Русский солдат не знает преград.
Сапер ошибается только один раз.
Славу свою добываю в бою.
Смелости учись у разведчика, осторожности у сапера -
никогда не ошибешься.