Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 рабочего поселка Переяславка
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ детский сад №7
___________ О.А.Маковецкая
«______»__________» 2019 год
Педагогический проект:
«Ознакомление старших дошкольников с коренными народами Хабаровского края - как средство нравственно-патриотического воспитания»
Организатор проекта: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 рабочего поселка Переяславка
Место реализации проекта: МБДОУ детский сад №7 рабочего поселка Переяславка, краеведческий музей рабочего поселка Переяславка
Общие положения
Название проекта:
«Ознакомление старших дошкольников с коренными народами Хабаровского края - как средство патриотического воспитания»
Законодательная часть:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Закон « О музейном фонде РФ и музеях РФ»;
Положение о музейном центре «Музей и дети» краеведческого музея
Договора о творческом и организационном сотрудничестве МБДОУ №7 и краеведческим музеем
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился
Актуальность.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, районе, крае приобщение к миру его культуры. Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Национальная культура коренных народов Дальнего Востока может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. А как она не может быть не интересна, когда народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет. Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья - виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Сегодня - малочисленные народы, ведущие традиционные промыслы и сохраняющие в своем укладе некоторые черты родо-племенного строя, находятся, как и сто лет назад, на грани исчезновения как этносов и наша задача сохранить и донести до наших детей этот накопленный годами народный опыт. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Хабаровского края становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений и работников музея.
Изучение традиций, быта коренных народов края позволяет естественно сочетать развитие и воспитание дошкольников. В данном проекте, нам бы хотелось рассказать детям о лесных людях – эвенках, коренных жителях края. Сегодня, не насчитывается и малая толика представителей этой народности, но знакомство детей с их самобытной культурой, традициями расширит представления детей о людях, населявших наш край, повысит интерес к национальной культуре малочисленных народов. Согласны с мнением Е.А. Богачевой, что у каждого человека, у его семьи, место рождения «есть своя история, которую ему нужно знать, уметь рассказать, а главное гордиться ею».
Краткая аннотация проекта.
Настоящий проект разработан творческой группой МБДОУ детский сад №7 рабочего поселка Переяславка, при содействии экскурсовода краеведческого музея рабочего поселка Переяславка Паланской Н.В.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители, общественные организации.
Проект рассчитан на 6 месяцев (сентябрь 2019- февраль 2020 год)
Создание данного проекта продиктовано потребностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения в:
повышении качества нравственно-патриотического воспитания детей;
систематизации накопленного в образовательном учреждении педагогического опыта по нравственно-патриотическому воспитанию, социализации дошкольников;
создании единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и общественные организации;
Принципы работы по проекту
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по программе:
Принцип наглядности.
Принцип энциклопедичности.
Принцип интеграции.
Принцип развивающего характера образования
Принцип индивидуализации
Принцип единства с семьей
Результатами проекта должны стать:
расширение представлений детей об культуре и традициях коренных народов – эвенках, формирование эмоционально-положительного отношения к малой Родине, её истории;
планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, основанной на учете возможностей, потребностей, объединении усилий всех участников педагогического процесса.
Реализация проекта предполагает:
Повышение квалификации педагогов (консультирование по проблеме организации краеведения).
Обеспечение педагогов методическими пособия.
Разработку перспективных планов по реализации проекта.
Создание предметно-развивающей среды.
Покупка расходных материалов для оформления фотовыставок, изготовления дидактических материалов, костюмов.
Постановка проблемы.
Мы живем в небольшом, дальневосточном посёлке рабочий поселок Переяславка Хабаровского края. Вопросом краеведения, патриотического воспитания, в должном понимании этого слова, родители самостоятельно практически не занимаются, да и детские сады направляли больше внимание на интеллектуальное развитие дошкольников, на получение знаний и умений необходимых для обучения в школе, а социально-нравственное развитие отходило на второй план. При организации данной работы сказывается недостаток методических разработок по теме, не в полной мере используются ресурсы краеведческого музея, и других общественных организаций. Данный проект является частью большой работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем, посёлком.
Цели и задачи проекта.
Цель: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями коренных народов.
Задачи:
Формировать знания о коренном населении, их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей;
Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории, и помочь детям осознать индивидуальность, особенность, неповторимость нашего края;
Формировать в детях понимание того, что именно они будут продолжателями этих обычаев и традиций.
Реализация проекта будет осуществляться через:
обеспечение разнообразия дидактического материала и условий для ознакомления детей с коренными народами края;
повышение уровня познавательной деятельности детей, родителей;
проведение занятий и других направлений воспитательно-образовательной деятельности по реализации задач проекта;
организацию экскурсий;
вовлечение в процесс воспитания родителей;
привлечение учреждений культуры.
Наметив этапы реализации проекта, проведя анализ воспитательно-образовательной работы, выявила следующие проблемы:
имеются затруднения в отборе содержания форм и методов педагогического процесса, нет достаточных знаний по краеведению;
недостаточность методического и иллюстративного материала;
недостаточность финансирования.
Рабочий план реализации проекта.
№ | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. | Работа с детьми: выявление знаний детей по вопросам краеведения через диагностику; создание макетов, панно по теме; создание иллюстративного материала на тему «Коренные жители Хабаровского края»; встреча детей с представителями коренных народов; занятия-практикумы в музее литературное занятия в библиотеке презентация проекта. | Ноябрь 2019 в течение реализации проекта | Старший воспитатель ДОУ участники проекта |
1 2 | Социальное партнерство в рамках реализации проекта: «Районный краеведческий музей», «Районная детская библиотека», «Районный дом культуры» | 2019 2020 г.г. | участники проекта |
1.3. | Работа с родителями: участие родителей в мероприятиях ДОУ: в выставках, создании фотоальбомов; вовлечение родителей в проектную деятельность | в течение реализации проекта | педагоги, участники проекта |
| Работа с педагогами Консультации: «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с коренными народами Хабаровского края» «Организация проектной деятельности совместно с детьми и сотрудниками музея» Создание картотеки: подвижных игр народов Приамурья; пословиц и загадок народов Приамурья. Создание уголка краеведения в подготовительной группе Создание альбома: «Коренные народа Хабаровского края», «У чума», которые дополнят содержание краеведческого уголка Подготовка и проведение проектной деятельности | в течение реализации проекта | участники проекта |
2.2. | Работа с родителями: привлечь родителей к организации экскурсий на природу с детьми; предложить родителям создать гербарии растений, произрастающих в наших лесах; посещение выставок, организованных в краеведческом музее | | |
2 | Разработка рабочей группы и пакета документов по реализации проекта: разработка системы диагностических методик для детей, педагогов, родителей; разработка пакета документов по созданию учебно-методического материала; | Сентябрь | Старший воспитатель |
Механизм оценки и ожидаемые результаты.
Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.
Образовательные результаты:
рост уровня профессиональной компетентности педагогов по овладению методами и приемами в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольников с 70% до 90%;
повышение уровня становления начальных ключевых компетентностей детей на 20%.
Воспитанники овладеют новыми способами получения знаний в ходе посещения музеев, выставок, бесед с представителями культуры и искусства, библиотек.
Дети приобретут социальные навыки общения с работниками культуры, навыки культурного поведения в общественных местах (музеи, библиотеки, музыкальной школы).
В процессе проживания этих событий дети получат конкретные знания о коренных жителях Хабаровского края -эвенках..
Социальные результаты:
взаимодействие образовательного учреждения с семьей, учреждениями культуры, что приведет к консолидации ДОУ, родителей и общественных организаций;
Организационно-педагогические:
увеличения доли педагогов в освоении и применении в своей профессиональной деятельности методов проектирования;
увеличение разработок, рекомендаций, дидактического материала, методических памяток.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по ознакомлению детей с коренными народами Хабаровского края.
Прогнозируемый результат.
Создание в детском саду целостной педагогической системы, программы, по нравственно-патриотическому развитию старших дошкольников, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме проекта.
Информация о работе проектной группы (план мероприятий, консультации, рекомендации по проблеме, фотовыставка), сайте ДОУ.