Педагогический проект по формированию коммуникативной компетенции младших школьников при изучении английского языка на примере детского объединения
«FunnyEnglish»
2017
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………….……….3
Обоснование необходимости реализации проекта……………………………..4
Основное содержание проекта…………………………………………..……….6
График реализации проекта с указанием этапов…………………..…………....8
Ресурсы…………………………………………………………………...………10
Перспективы дальнейшего развития…………………………………………...11
Список использованных источников………………………………………..….12
Приложение……………………………………………………………………....13
Паспорт проекта
Название проекта | Организация досуговой деятельности учащихся для дополнительного изучения английского языка в школе как условие формирования коммуникативной компетенции |
Заказчик проекта | МАОУ «СОШ № 2» |
Разработчики проекта | Попова Ксения Александровна |
Нормативные основания реализации проекта | Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г. Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» |
Основные идеи проекта | Коммуникативная компетенция является одной из основных целей обучения английскому языку. Для того чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно только получать знания на уроках английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Для этого необходимо еще и организовывать дополнительную досуговую деятельность для изучения языка. |
Цель проекта | Создание условий для формированиякоммуникативной компетенции в рамках дополнительного изучения английского языка |
Задачи проекта | 1.создать условия для успешного саморазвития и самореализации учащихся 2. использовать полученные коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни. 3. научить учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве. |
Объект и предмет педагогической деятельности | Объект исследования: коммуникативная компетенция учащихся. Предмет исследования: процесс формирования и развития коммуникативной компетенции школьников при дополнительном изучении английского языка |
Срок реализации проекта | Один учебный год (2018-2019г.) |
Участники проекта | Дети младшего школьного возраста, родители, учителя английского языка. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта | Коммуникативная компетенция детей, удовлетворенность мотивацией, удовлетворенность родителей и детей |
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта | Увеличения количества обучающихся, заинтересованных в изучении английского языка, заинтересованность родителей в дополнительном обучении, развитие коммуникативной компетенции |
Источник и финансирования | Спонсорские средства, родительские взносы. |
Обоснование необходимости реализации проекта
Владение иностранным языком и коммуникативная компетенция является неотъемлемой характеристикой современного человека. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена требованием общества. Формирование коммуникативной компетенции становится ключевой задачей современного образования, построенного в роли компетентностного подхода. В настоящее время усиление значимости не только выбора человеком своих поведенческих стратегий, но и его компетентности во взаимодействии с другими выводит задачу формирование коммуникативной компетенции в число приоритетных.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, изучение иностранного языка в школе направлено на достижение следующей цели: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: — речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); — языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках; — социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения; — компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; — учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Коммуникативная компетенция может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.
Успех любой деятельности зависит то того, отмечает К.М. Левитан, обладает ли ее субъект коммуникативной компетенцией, которая включает, по его мнению, способность слушать и услышать, смотреть и увидеть, читать и вычитывать и во всех случаях адекватно понять воспринимаемый текст.
Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.
Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.
На уроках иностранного языка мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также коммуникативную компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения.
Основное содержание проекта
В условиях реализации ФГОС единство урочной и досуговой деятельности с учащимися приобретает особое значение и актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно вдосуговой деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования.
Главным преимуществом досуговой деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. Досуговая деятельность позволяет расширить активный словарный запас школьников, совершенствовать их умения в устной и письменной речи, а также в чтении и переводе, в значительной мере усилить мотивацию к изучению иностранного языка, воспитывать толерантность, патриотизм и интернационализм, повысить самооценку и успеваемость отстающих учащихся. Работа кружка строится на принципах добровольности, активности и заинтересованности младших школьников.
Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся необходимо повышать мотивацию к изучению иностранного языка и уровень коммуникативной компетенции применяя нетрадиционные формы и методы проведения досуговой деятельности, создавая условия для интеллектуального развития, творческой самореализации учащихся; развивая умения ориентироваться в современной англоязычной информационной среде; активизируя исследовательскую их деятельность по английскому языку; воспитывая в детях потребности в самообразовании, саморазвитии; формирование таких личностных качеств, как коммуникабельность, инициативность, успешность; формирование у учащихся уважения к культуре страны изучаемого языка, воспитание культуры общения.
Преподаватель английского языка должен грамотно строить досуговой процесс, целью которого является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы работы, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Деятельностная сторона процесса — это взаимодействие участников процесса. И преподаватель должен организовать досуговую деятельность так, чтобы обучающиеся могли приобрести максимум реального опыта, который позволит им быть равноправными участниками межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка и представителями других культур. Уровень знания иностранного языка у учащихся должен определяться не только непосредственным контактом с преподавателем. Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создать обстановку настоящего разговора, наладить связь иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранный язык в естественных ситуациях. Это могут быть научные дискуссии на языке с привлечением иностранных специалистов, защита проектов, участие в конференциях.
График реализации проекта
Перспективный план работы кружка “Funny English”
(первый год обучения)
График реализации данного проекта разработан с целью создания условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком языкового материала.
Для достижения целей были выделены следующие задачи. Образовательные:
приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
формировать у воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
познакомить с элементарной диалогической и монологической речью;
развивать элементарные языковые навыки и умения;
формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
Развивающие:
развивать мышление, память, воображение, волю;
расширять кругозор воспитанников;
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
развивать фонематический слух;
Воспитывающие:
воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
воспитывать чувство толерантности;
развивать умения и навыки работы в большой группе (12–14 человек) и в малых группах по 5– 6 человек, умение работать в команде.
При разработке программы досуговой деятельности учитывались следующие принципы обучения иностранному языку младших школьников:
комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
коммуникативной направленности;
осознанного владения иностранным языком;
наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения.
Подготовительный этап (август 2018 г.)
Разработка программы досуговой деятельности по обучению английского языка «FunnyEnglish».
- Выбор темы и разработка педагогического проекта.
- Разработка системы игр для развития коммуникативныхспособностей у младших школьников.
- Организация развивающей среды.
- Подготовка информационной копилки с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитиюкоммуникативных умений младших школьников.
- Разработка картотеку сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникативных способностей.
Основной этап (сентябрь 2018 г. – май 2019 г.)
Реализация программы досуговой деятельности «FunnyEnglish» , работа с детьми по дополнительному обучению английского языка.
- Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных способностей.
- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных способностей детей на основании диагностических данных.
- Активизация родителей для проведения игровых вечеров.
- Проведение консультации для родителей.
Заключительный этап (май – июнь 2019 г.)
Обработка результатов обучения, формулирование выводов и заключения (диагностики).
Ресурсы
Для реализации данного проекта необходимы кадровые ресурсы – это участие педагогов.
Материально-технические:
мультимедийная установка, музыкальный центр, компьютер, сканер, мультимедийная доска;
наглядно-методические пособия;
методическая литература.
Информационные:
использование ИКТ;
обмен опытом работы (выставки, консультации);
изучение методической литературы;
презентацияпроекта на педсовете.
Перспективы дальнейшего развития
Данный проект дает возможность для поддержки и развития способностей учащихся, повышение их коммуникативной компетенции, а также для реализации различных подходов к развитию коммуникативных способностей детей, творческой инициативы и педагогов, и детей, трансляция педагогического опыта по формированию коммуникативной компетенции обучающихся на заседаниях городского методического объединения учителей иностранного языка, через размещение публикаций на персональном сайте в сети Интернет, через публикацию методического пособия.
Список использованных источников
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2009.
Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. - Минск, 2010.
Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2011, с. 24.
Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 2010.
Примерные стандарты по учебным предметам 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с. - (Стандарты второго поколения).
Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Языкова Н.В. Методика обучения английскому языку 1-4 классы - М.: Просвещение, 2010, с. 223.
Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. - М: Лабиринт. 2012
Приложение
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Принята на заседании школьного методического объединения учителей английского языка Протокол №1 От «29» августа 2018 г _____ Вяткина Ю.П. | Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №2» ___________Н.В. Главатских «03» сентября 2018 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
научно - познавательной направленности
«Весёлый английский»
Возраст обучающихся: 6.5-7.5 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
Попова Ксения Александровна,
Учитель английского языка
Ревда
2018
Пояснительная записка
Уровень освоения. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к культуре, традициям англичан, расширяет представления у детей о стране изучаемого языка, знакомит с английскими стихами и песнями, играми, в которые играют их зарубежные сверстники.
Актуальность программы обуславливается спецификой организационных и психолого – педагогических условий обучения английскому языку в образовательном учреждении.
Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве систем дополнительного образования.
Целью программы являетсясоздание языковой среды иразвитие мотивации в изучении английского языка.
Задача программы:
1.Обучающие:
приобретать навыки разговорной речи;
накапливать базовый запас слов по различным темам ,приобщать ребенка к английскому языку и культуре;
побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики;
научить элементарной диалогической и монологической речи;
2. Развивающие:
развивать фонетический слух, развивать мышление, память, внимание, воображение, сообразительность, волю;
3. Воспитательные:
создать условия для полноценного и своевременного психологического развития; воспитание уважения к культуре и языку страны изучаемого языка.
Основными принципами обучения на начальном этапе освоения иностранного языка являются:
• Принцип коммуникативной направленности (основная функция – создание условий коммуникации);
• Принцип коллективно – индивидуализированного взаимодействия (основная функция – максимальная реализация индивидуальных способностей ребёнка через коллективные формы обучения);
• Принцип доступности и посильности (учёт специфики и возможностей возраста).
Дополнительные занятия по английскому языку требуют особого подхода к детям, у которых нарушены произношение, мышление, память, внимание, фонематический слух.Необходимо более длительное повторение
пройденного материала, закрепление его индивидуально в разнообразных играх. Память у этих детей кратковременная, поэтому программа первого года обучения посвящается уточнению произношения изученных новых слов, расширению словаря по новым темам в разнообразных играх.
Виды и формы работы с младшими школьниками:
Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения.
Основными видами деятельности младших школьников являются:
игра;
общение со взрослыми и сверстниками;
экспериментирование;
познавательно – исследовательская деятельность;
изобразительная деятельность;
художественно – театральная деятельность.
Все эти виды деятельности занимают ключевое место в программе. Учитывая их, выделяются основные приемы работы на дополнительных занятиях по английскому языку:
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Знакомство | 4 | 2 | 2 | Текущий |
2. | Моя семья | 3 | 1 | 2 | Текущий |
3. | Цвета | 3 | 1 | 2 | Текущий |
4. | Счет | 5 | 1 | 4 | Текущий |
5. | Глаголы движения | 4 | 2 | 2 | Текущий |
6. | Животные | 3 | 1 | 2 | Текущий |
7. | Мои игрушки | 2 | 1 | 1 | Текущий |
8. | Мой дом | 2 | 1 | 1 | Текущий |
9. | Еда | 2 | 1 | 1 | Текущий |
10. | Мой друг | 2 | 1 | 1 | Текущий |
Формы и методы проведения курса
Предлагаемые ниже формы и методы проведения курса способствуют углублению и расширению знаний учащихся по английскому языку, формированию коммуникативной и языковой компетенций, формированию позитивного отношения кизучения английского языка и формированию положительной мотивации.
В процессе использования данных форм и методов у учащихся развиваются следующие умения:
работа с дополнительными учебными пособиями, составление сообщения, выступления по проблеме;
осуществление тематического подбора лексики;
собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.
Дополнительные занятия по английскому языку в школе проводятся один раз в неделю для детей. Программа включает в себя 30занятий в год. Занятия проводятся по подгруппам.
2.Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | тема занятия | место проведения | форма контроля |
1. | Сентябрь | | В 13.00 | Игра, беседа | 1 | Приветствия: Hello! Hi! Good morning! Знакомство: I am…(Nick). Имена английских мальчиков и девочек. Mynameis… | | Мини диалог |
2. | Сентябрь | | | Игра, беседа | 1 | Whatisyourname? | | Мини диалог |
3. | Сентябрь | | | Игра, беседа | 1 | Англоговорящие страны. Приветствия. Знакомство. Areyou…(Nick?) Слова: Yes. No. | | Мини диалог |
4. | Октябрь | | | Игра, беседа | 1 | Какдела? – How are you? Glad to see you! Диалог. | | Мини диалог |
5. | Октябрь | | | Игра, беседа | 1 | Приветствия. Whoareyou? | | Песня |
6. | Октябрь | | | Игра, беседа | 1 | Счет от 1 до 5. | | Мини диалог |
7. | Ноябрь | | | Игра, беседа | 1 | Счет по порядку от одного до семи. How old are you? I am six (seven). | | Песня |
8. | Ноябрь | | | Игра, беседа | 1 | Счет от 1 до 10. | | Песня |
9. | Ноябрь | | | Игра, беседа | 1 | Глаголы движения (run, jump, climb). | | Мини рассказ |
10. | Декабрь | | | Игра, беседа | 1 | Цвета. | | Песня |
11 | Декабрь | | | Игра, беседа | 1 | Глаголы движения (skip, sit, stand, fly). | | Песня |
12. | Декабрь | | | Игра, беседа | 1 | Части тела. | | Рисунок |
13. | Январь | | | Игра, беседа | 1 | Большой-маленький, хороший-плохой, старый-новый, высокий-низкий | | Опрос |
14. | Январь | | | Игра, беседа | 1 | Множественное число существительных | | Опрос |
15. | Февраль | | | Игра, беседа | 1 | Названия животных. | | Рисунок |
16 | Февраль | | | Игра, беседа | 1 | Мои игрушки. | | Рисунок |
17. | Февраль | | | Игра, беседа | 1 | How many … have you (has he/she) got? | | Мини диалог |
18. | Март | | | Игра, беседа | 1 | Рассказ о своей семье. Мои друзья. | | Рассказ о семье |
19. | Март | | | Игра, беседа | 1 | Кукольный театр. Представление артистов. He/She | | Беседа |
20. | Март | | | Игра, беседа | 1 | Познакомьтесь с моими близкими. Haveyougot a..? | | Мини диалог |
21 | Март | | | Игра, беседа | 1 | My family. Моясемья: mother, father, sister, brother. | | Рассказ |
22. | Апрель | | | Игра, беседа | 1 | Моя любимая игрушка | | Мини диалог |
23. | Апрель | | | Игра, беседа | 1 | Мой друг | | Мини диалог |
24. | Апрель | | | Игра, беседа | 1 | Животные | | Рассказ о любимом животном |
25. | Апрель | | | Игра, беседа | 1 | Мой дом | | Беседа |
26. | Апрель | | | Игра, беседа | 1 | Мой дом | | Беседа |
27. | Май | | | Игра, беседа | 1 | Моя Любимая еда | | Песня |
28. | Май | | | Игра, беседа | 1 | Моя любимая еда | | Песня |
29. | Май | | | Игра, беседа | 1 | Повторение | | Мини диалог |
30. | Май | | | Игра, беседа | 1 | Повторение | | Мини диалог |
Планируемые результаты
К концу обучения на начальном этапе (первый год обучения) учащиеся научатся: - приветствовать, представлять себя, прощаться, благодарить; - понимать на слух обращения педагога на иностранном языке, построенные на знакомом языковом материале; - односложно отвечать на вопросы педагога, - ассоциировать слова и словосочетания с соответствующими им действиями, картинками и описаниями; - владеть лексическим и грамматическим минимумом данного уровня; - рассказывать рифмовки, строить краткие диалоги, петь песенки с использованием изученных движений.
освоение элементарных правил культуры поведения и общения;
развитие навыков понимания элементарных языковых явлений, умения сопоставлять целостные языковые конструкции;
развитие всех компонентов устной речи дошкольника (лексическая сторона, грамматический строй, произносительная сторона речи, связная речь) в различных формах и видах детской деятельности;
формирование способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, благодаря участию в различной игровой деятельности;
формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе с помощью изучения иностранного языка.
К концу первого года обучения дети должны знать 40-50 слов на английском языке, некоторые готовые речевые образцы:
Я … (имя)
Мне … (возраст)
Я умею …
Я люблю …
У меня есть…
Сколько тебе лет?
Как тебя зовут?
Умеешь ли ты …?
Есть ли у тебя …?
А также 7-10 стихов, рифмовок, песен.
Принципы работы:
В ходе дополнительных занятий с детьми следует учитывать следующие принципы работы:
• Обязательное использование всевозможных средств поощрения, как вербальных, так и материальных;
• Формирование у детей положительного образа учителя, что повышает рефлексивные способности ребёнка;
• Лимитирование речи учителя на родном языке до 40%, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 60%
• Системное введение лексики по схеме: первое занятие – 4 слова, второе занятие – закрепление, последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых слова;
• Учёт особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
• Обязательное обучение как усечённым, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
Контроль обучения:Контроль уровня обученности, знаний, умений и навыков дошкольников по английскому языку не имеет ярко выраженной формы. Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым. Весь контроль рекомендуется проводить в игровой форме.
Текущий контроль осуществляется учителем на каждом занятий. Предлагаются следующие критерии оценивания знаний ребенка: высокая мотивация, активность, правильность произношения, внимательность, лексико - грамматическая правильность высказывания. Текущий контроль осуществляется с целью коррекции.
Промежуточный и итоговый контроль проводится после прохождения каждой темы и в конце года. Он проводится в ходе разнообразных игр, конкурсов и состязаний.
Контроль проводится с целью отслеживания уровня обученности детей и качества преподавания предмета.
Для индивидуальной оценки достижения дошкольника в процессе обучения английскому языку предлагается разработанный и представленный мониторинг образовательного процесса по английскому языку.
8