СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Покормите птиц зимой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический проект "Покормите птиц зимой" способствует формированию представлений воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Покормите птиц зимой"»

казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»





Фестиваль педагогических проектов

«Новая волна»



ТЕМА ПРОЕКТА

«Покормите птиц зимой»




Выполнила:

Т.С. Калабина, воспитатель

I квалификационной категории


Леуши, 2022

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.

Ф.И.О. руководителя проекта

должность, квалификация

Калабина Татьяна Сергеевна, воспитатель

I квалификационной категории

2.

Предметный раздел

Мир вокруг нас

(направление – социальные истоки)

3.

Участники проекта

Воспитатель, воспитанники

1 группы продленного дня (1а, 2а, 2б классы)

4.

Тема проекта

«Покормите птиц зимой»

5.

Вид проекта

Экологический, практико-ориентированный

6.

Продолжительность проекта

2 месяца (январь-февраль 2022г.)

7.

Цель проекта

Формирование представлений воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни.

8.

Задачи проекта

1. Познакомить воспитанников с видами зимующих птиц, их образом жизни в зимнее время.

2. Формировать умения воспитанников изготавливать простейшие кормушки для птиц, подбирать правильный корм.

3. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

9.

Результат проекта

(ожидаемый или реальный)



1. Расширение представлений воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни.

2. Понимание воспитанниками роли человека в жизни птиц и необходимости подкормки птиц в зимнее время.

3. Приобретение воспитанниками практических умений и навыков по изготовлению простейших кормушек и подбору правильного корма.

4. Приобретение воспитанниками положительных качеств личности (заботливое отношение к живой природе, трудолюбие, умение работать в коллективе, внимание и интерес к процессу подкормки птиц).

5. Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.




Оглавление

  1. Введение --------------------------------------------------------------------------------------------- 4

  2. Основная часть ------------------------------------------------------------------------------------- 6

  3. Заключение -----------------------------------------------------------------------------------------12

  4. Библиографический список -------------------------------------------------------------------- 13



















































Введение

Данный проект является важным звеном экологического воспитания младших школьников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных воробьев или синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в младшем школьном возрасте. Пернатые живут рядом с нами. Необходимо знакомить детей с жизнью птиц, воспитывать гуманное к ним отношение.

Самое страшное для птиц – это не холод, самое страшное – это голод. Много птиц гибнет зимой: из десяти до весны доживает всего одна-две. Голодная птица не переносит даже слабых морозов. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность. Если в течение зимних холодов постоянно подкармливать птиц, то до весны выживут многие и станут приносить больше пользы, чаще будут радовать нас своей красотой и пением. В зимний период бескормицы каждый из нас может помочь птицам решить их проблемы!

В ходе работы выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Воспитанники путают зимующих и перелетных птиц, не могут ответить, какую пользу они приносят, почему одни остаются зимовать с нами, а другие улетают на юг. Выяснилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Поэтому мы решили реализовать работу по проекту «Покормите птиц зимой».

Благодаря данной проектной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются необходимые умения и практические навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повышается уровень мотивации к обучению.

Проектная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Дети вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации.

Данный проект создаёт условия для формирования практических навыков и познавательных способностей воспитанников. Дети познакомятся с видами зимующих птиц, их образом жизни, повадками, их ролью в жизни людей. Узнают, какие необходимы условия, чтобы птицы легче переносили холодное зимнее время.

В ходе работы над проектом ребята будут наблюдать за поведением зимующих птиц, учиться изготавливать простейшие кормушки из подручных материалов, подбирать правильный и полезный корм для птиц, делиться своими впечатлениями. Полученные знания и практические навыки ребята смогут применить в их дальнейшей жизни.


Вид проекта: экологический, практико-ориентированный

Продолжительность: среднесрочный – 2 месяца


Участники проекта: воспитатель, воспитанники 1 группы продленного дня 1а, 2а,2б классы)

Цель проекта - формирование представлений воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни.


Задачи проекта:

1. Познакомить воспитанников с видами зимующих птиц, их образом жизни в зимнее время.

2. Формировать умения воспитанников изготавливать простейшие кормушки для птиц, подбирать правильный корм.

3. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.


Формы реализации проекта:

  • чтение познавательной литературы о зимующих птицах, их образе жизни;

  • занятия, беседы, прогулки по школьному двору;

  • дидактические игры;

  • использование мультимедийных презентаций;

  • просмотр видеороликов о жизни птиц в зимнее время, их рационе питания;

  • наблюдение за поведением зимующих птиц в школьном дворе;

  • практическая деятельность по изготовлению кормушек, подбору корма. Наполнение кормушек птичьим кормом при необходимости;

  • изготовление книжки-малышки «Покормите птиц зимой».


Предполагаемый результат:

1. Расширение представлений воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни.

2. Понимание воспитанниками роли человека в жизни птиц и необходимости подкормки птиц в зимнее время.

3. Приобретение воспитанниками практических умений и навыков по изготовлению простейших кормушек и подбору правильного корма.

4. Приобретение воспитанниками положительных качеств личности (заботливое отношение к живой природе, трудолюбие, умение работать в коллективе, внимание и интерес к процессу подкормки птиц).

5. Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.


Продукт проектной деятельности: кормушки для птиц, книжка-малышка «Покормите птиц зимой».

Применение результатов работы над проектом: применение воспитанниками полученных знаний и навыков заботливого отношения к зимующим птицам в дальнейшей жизни.




Основная часть


Ход реализации проекта


Подготовительный этап

1. Выбор темы проекта.

2. Составление плана работы.

3. Определение цели и задач предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты.

4. Подбор методической литературы для реализации проекта.

5. Подбор познавательной литературы для чтения и рассматривания воспитанниками.

6. Подготовка электронных материалов (презентаций, видеороликов), ссылок на Интернет-ресурсы.

7. Подготовка необходимого подручного материала и оборудования для занятий, бесед, дидактических игр, изготовления кормушек.

8. Подбор разнообразного корма для птиц.


Практический этап


Зимующие птицы и их образ жизни

Зимнее время года наиболее благоприятно для реализации данного проекта. Птицы становятся более заметными, они сами тянутся к человеческому жилью. 

Синица: Эта птичка-невеличка удивляет тем, что может за сутки уничтожить почти полтысячи личинок насекомых и гусениц. Из-за такой прожорливости она стала главным защитником полей и огородов. Люди заметили это и стали охранять синиц. В 17 веке даже существовал царский указ, по которому убившему синичку грозило строгое наказание.

С наступлением холодов синицы перебираются поближе к людскому жилищу, где подъедают остатки человеческой пищи или лакомятся оставленным кормом в специально устроенных для пернатых «столовых». Школьники с удовольствием готовят для них кормушки.

Интересно, что в современной России синицы тоже удостоились особого внимания. 12 ноября в стране установлен Синичкин день. 

Сорока: Её невозможно спутать ни с одной другой птицей. Не зря в народе ей называют – белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Особенно красив хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Зимой большинство сорок вместе с галками и воронами перебираются поближе к людям. Корм у сорок разнообразен. Сорока очень любит сорока ягоды, фрукты, семена растений. 

Воробьи: Рядом с человеком живут два вида воробьёв – воробей домовый и воробей полевой. Они схожи поведением, окраской, голосом да и размером, разве что последний несколько стройнее. Этих зерноядных птиц в некоторых странах, например в Китае, уничтожали, считая вредными. А жители американского города Бостона, наоборот, поставили этой птице памятник – за то, что она спасла их от голода, когда в округе появились в огромном количестве гусеницы бабочек-вредителей. 

Вороны: Они зимой прилетают к нам из лесопосадок, они не боятся людей. Они летают стаями над поселениями, находят деревья, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку.

Снегири: Эти красивые зимующие птицы семейства вьюрковых считаются оседлыми. Они обитают в хвойных и смешанных лесах, поскольку основным их кормом являются семена ели, сосны, ягод, в основном, рябины, и почки деревьев. Летом их сложно увидеть. Зато зимой снегири появляются там, где можно поживиться едой. В городах, сёлах часто на рябинах можно увидеть 5-6 этих красногрудых красавцев. Это снегири прилетели подкормиться.

Размерами птицы чуть больше воробья, зато окраска у них удивительна. Красными яблочками называют этих птичек поэты в стихах. И действительно, их яркие алые или пепельно-розовые грудки восхитительно смотрятся на фоне заснеженных ветвей.

Поймать снегиря и приручить вполне реально. Птички эти прекрасно обживаются в клетках, даже начинают насвистывать своему хозяину несложные «мотивчики».

Свиристели: Эту красивую небольшую птичку из семейства воробьинообразных, размерами около 20 см и весом 60 г, можно встретить в зимних российских лесах. На головке птахи имеется хохолок, глаза, крылья, зоб и хвост обведены чёрным. Кроме того на крыльях видны красные пятнышки, а на хвосте есть жёлтая линия.

Название пичуга получила за свои переливчатые трели, которые напоминают звуки: «Свири-ри-ри-ри». Кому довелось услышать пение свиристели, никогда не спутает его ни с какой другой птицей. Распространены свиристели в таёжных лесах северного полушария.  Во время зимовки они не сидят на одном месте. Их называют кочующими, так как они находятся в постоянном поиске пропитания.

Щеглы: Название этой птицы из семейства вьюрковых созвучно со словом «щёголь». Это оправдано, потому что такого красавца ещё нужно поискать.  Белые щёки красиво контрастируют с чёрной макушкой головы. Завершает образ щеголеватой птахи алая маска вокруг длинного конического клюва.

Щеглы не отличаются крупным размером, поскольку вырастают лишь до 17 см. Вес их не бывает более 20 г. Однако слава драчунов закрепилась за пернатыми крепко. За свою территорию храбрые птахи готовы биться не на жизнь, а на смерть. Относятся эти пернатые к полевому виду. Кормом для щеглов служат семена сорных трав, в частности чертополоха, лопухов, репейника, водянки чёрной и некоторых кустарниковых. Не брезгуют они и семенами шишек. С наступлением зимы птицы выискивают еду на растениях, торчащих среди снегов.

Щегол – любитель попеть. В его репертуаре бывает до 20 видов различных трелей. За это его так любят держать в домах в качестве питомца.

Дятлы: Этот представитель семейства дятловых обычно обитает в лесах. Но нередко его можно встретить в сельской местности близь населённых пунктов. В садах и парках городов, на кладбищах они тоже не редкие гости.

Дятлы известны тем, что своим твёрдым клювом выдалбливают в деревьях дупла, доставая из-под коры самых разных насекомых-вредителей. Этим они оказывают неоценимую услугу растениям. Да и другим птицам и животным от этой деятельности польза: для большинства остаются удобные места для проживания и выведения потомства.

Осенью и зимой дятел переходит на растительную пищу. Он находит и поедает семена хвойных растений, орехи, плоды косточковых.

В длину дятел достигает 27 см. Его масса может быть до 100 г. Оперение дятла чёрно-белое с розовым или красным подхвостьем. Голова птицы украшена яркой красной шапочкой.

Птица прекрасно летает. Но чаще её можно увидеть лазающей по стволу дерева. Дятел – птица крикливая. Песней издающие ею звуки не назовёшь. Скорее вокальное выступление взволнованного дятла похоже на стрекот.

Голуби: Эти птицы у людей символизируют мир и согласие. Вероятно, так повелось считать из-за их верности своим парам и родному месту. Подобно лебедям, голуби не изменяют друг другу, сохраняя верность всю жизнь.

Особенность всегда возвращаться к месту, где они родились, люди стали использовать для того, чтобы пересылать послания на значительные расстояния. Почтовые голуби были в ходу достаточно долгое время.  До сих пор орнитологи не могут прийти к одному ответу на вопрос, как же они находят путь назад: по звёздам или благодаря магнитным полям.

Голуби всеядны. Чаще всего они обитают в городах, находя корм на помойках или в кормушках. Люди любят эту птицу и подкармливают её в любое время года. Многие разводят голубей, выводя особые породы.


Подкормка зимующих птиц



Снежные метели и обильные снегопады, гололед, покрывающий тонкой коркой льда ветви и стволы деревьев, а также часто меняющаяся погода и продолжительные сильные морозы всегда вызывают массовую гибель мелких птиц из-за недостатка пищи. Своевременная подкормка позволит сохранить зимующих птиц почти полностью в том количестве, которого они достигли за лето.

От холода пернатых спасает корм. Про зимующих птиц говорят: «Только сытым птицам не страшны низкие температуры». Поэтому птицы, оставшиеся зимовать, должны добывать среди снегов себе пропитание.

Это могут быть семена растений, ягоды, мелкие животные, падаль, пищевые отбросы на городских помойках.

В качестве корма мы с ребятами использовали: сырые (нежареные) семена подсолнуха, крошки хлеба, дробленый арахис, овес, сушеные ягоды рябины. Засыпать корм нужно утром или днём. Мы делали это во второй половине дня (после уроков по пути домой). Традиционный корм для птиц в зимнее время – овес, семена подсолнечника и тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, сушеные ягоды и фрукты, несоленое сало. А вот ржаной хлеб, кожуру бананов и цитрусовых птицам лучше не давать – это опасно для их здоровья.

Еще синички очень любят кусочки сала и мяса, которые можно вешать прямо на ветку. Мясо и сало можно давать как сырое, так и вареное, но обязательно (!) несоленое. Белый хлеб (черный- ржаной хлеб птицам вреден!) нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь — крупные замерзшие куски птицам «не по зубам». Перловую крупу, горох и чечевицу предлагать пернатым не стоит: разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно поедают овсяную крупу «Геркулеса и пшенную. Все мелкие птицы охотно поедают различные семена, а также отходы с нашего стола: крошки, кусочки мяса, сухари и пр.

Во дворе нашей школы много кормушек, школьники каждый день кладут в кормушки корм. К кормушкам чаще всего прилетают синички и воробьи.


Кормушки для птиц

Чтобы изготовить кормушку, нам сначала необходимо было изучить какие виды кормушек бывают.


Подкармливать птиц, особенно в зимний период не сложно и построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из- под сока или молока. Но важно помнить несколько основных правил:

1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.








Кормушки, сделанные нашими руками

Кормушки мы развесили на территории нашей школы и смогли наблюдать за пернатыми с близкого расстояния. Наблюдали мы за птицами в течении нескольких недель. Первым узнали о наших кормушках воробьи. Затем стали прилетать синички. Мы заметили, что самые частые посетители кормушек - синицы и воробьи. По мере необходимости мы пополняли наши кормушки разнообразным кормом.


Проведение дидактических игр, отгадывание загадок,

работа с пословицами и поговорками, прослушивание аудиозаписей

Во время реализации проекта с воспитанниками проводились дидактические игры «Собери картинку», «Четвертый лишний?», «Чей хвост?», «Что сначала, что потом?», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Много-мало», «Подбери слово». Также ребята отгадывали загадки о птицах, работали с пословицами и поговорками (Приложение 2). Особенно ребятам нравилось слушать аудиозаписи с голосами зимующих птиц и отгадывать их.


Заключительный этап

1. Обобщение результатов проекта.

2. С помощью воспитателя были сделаны следующие выводы:

  • зимой в наших краях можно увидеть следующих птиц: снегирей с ярко-красной грудкой, дятлов, синиц, воробьев, голубей, сорок, ворон и даже щеглов;

  • все зимующие в холодном климате птицы, питаются в природе растительным или животным кормом. То есть находят разнообразные ягоды на деревьях (рябину, калину, китайку - плоды дикой яблони), некоторыми семенами деревьев, например, вынимают семена из шишек, личинками насекомых, которые прячутся в коре деревьев;

  • птицам, которые зимуют в холода, приходится несладко. Зимой птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода. Им тяжело найти корм. Все они нуждаются в помощи зимой, поэтому их надо подкармливать разным кормом;

  • зимой птиц можно кормить зерном, семечками подсолнечника, тыквы, арбуза, орехами, синичек – сырым несоленым салом, белым хлебом. Нельзя птицам давать соль, ржаной хлеб и испорченные, заплесневелые продукты;

  • суровые зимние времена не все птицы перезимовывают. Многие погибают от голода, поэтому по возможности нужно обустраивать кормушки для птиц, ведь зачастую это является для них спасением;

  • кормушки для птиц можно сделать самые простые из подручных материалов.


3. Презентация проекта.








































Заключение


После завершения проекта:


  • Расширились представления воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни.

  • Воспитанники осознали роль человека в жизни птиц и необходимость подкормки птиц в зимнее время.

  • Воспитанники приобрели практические умения и навыки по изготовлению простейших кормушек и подбору правильного корма, с помощью воспитателя сделали выводы по проделанной работе.

  • Воспитанники проявили положительные качества личности (заботливое отношение к живой природе, трудолюбие, умение работать в коллективе, внимание и интерес к процессу подкормки птиц, ответственность и забота о пернатых друзьях).

  • Сформировано позитивное отношение детей к проектной деятельности в целом.





































Библиографический список


1. Анашкина Е.Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами. – Ярославль: Академия развития, 2004.

2. Бианки В. Лесная газета. – М.: Просвещение, 1986.

3. Бианки В. Мы и птицы. - М.: Просвещение, 1986.

4. Дубова М.В. Организация проектной деятельности школьников. Практическое пособие для учителей. - М.: БАЛЛАС, 2008.

5. Онегов А.С. Школа юннатов. Наши пернатые друзья и соседи: Научно-художественная литература. - М.: Детская Литература, 1980.

6. Толстой А. Воробьишко. - М.: Просвещение, 2009.

7. Энциклопедия для детей. Птицы и звери. - М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2011.

8. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. - М.: Издательство «Флинта», 2014.

Интернет – ресурсы:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3116631-okruzhajuschij-mir-1-klass-kakoj-korm-edjat-zimujuschie-pticy.html

https://givnost.ru/zimuyushhie-pticy-nazvaniya-opisaniya-i-osobennosti-zimuyushhix-ptic/

https://zelenyjmir.ru/zimuyushhie-pticy/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/20/kratkosrochnyy-proekt-zimuyushchie-ptitsy-hmao-yugry






























Приложение 1

Фотографии к проекту



Приложение 2


Загадки


Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)


Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)


Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)


Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует,

Коноплю ворует.

(Воробей)


Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её (Cорока)


У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт? (Клёст)


Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти … (Свиристели)

Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут ее … (Ворона)


Пословицы и поговорки о птицах


  • Воробьи дружно чирикают - значит будет оттепель.

  • В какую сторону ворона села носом - оттуда и будет ветер.

  • Вороны прячут клюв под крыло - к холодам.

  • Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

  • Синички с утра пищат – значит будет мороз.


Пальчиковая гимнастика


Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза


Чистоговорка

Мы построим птичкам дом.
Ом-ом-ом! Ом-ом-ом!
Будет им уютно в нем.
Ом-ом-ом! Ом-ом-ом!
Мы насыплем им пшена.
На-на-на! На-на-на!
Приготовим им зерна.
На-на-на! на-на-на!
Прилетают к нам клесты.
Ты-ты-ты! Ты-ты-ты!
Небывалой красоты.
Ты-ты-ты" Ты-ты-ты!
Мы им семечек дадим.
Им-им-им! Им-им-им!
Семенами угостим.
Им-им-им! Им-им-им!
Будут птички петь весной.
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Нас порадуют с тобой.
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!