А
АКТИВНОСТЬ - (в учебе) - характеристика особенностей познавательной деятельности личности, заключается в осознанном использовании ею интенсивных методов, средств, форм овладения знаниями, выработки умений.
Б
БЕЗОПАСНСТЬ - способность объекта, явления или процесса сохранять свои основные характеристики (параметры), сущность при негативных воздействиях со стороны других объектов, явлений или процессов.
БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ — психол. трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию.
В
ВЛИЯНИЕ - (в психол.) процесс и результат изменения одним человеком поведения, установок, намерений, представлений, оценок др. человека в ходе взаимодействия с ним.
Г
ГУМАНИЗМ (от лат humanus - человеческий, человечный) - прогрессивное направление духовной культуры, возвеличивает человека как величайшую ценность в мире, утверждает право человека на земное счастье, защиту прав на свободу, всесторонней развитие и проявление своих способностей.
Д
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАТОРСКАЯ - практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими.
Ж
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях.
ЖИЗНЕННАЯ ПОЗЦИЯ - внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психол. качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу. Ж. п. проявляется в реальном поведении человека, м. б. активной (постоянное стремление изменить окружающую действительность) и пассивной (следование установившимся традициям и нормам).
З
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - конкретизированные или более частные цели педагогического исследования.
ЗНАНИЕ - 1. Постижение действительности сознанием; наука (тяга к знанию). 2.Совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области, (со знанием дела).
И
ИНДУКЦИЯ - 1. Способ рассуждение от частных фактов, положений к общим выводам. 2. Возбуждение электрического тока.
ИДЕОЛОГИЯ - система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество.
К
КРУЖОК - группа лиц, с общими интересами, объединившихся для совместных занятий чем-нибудь.
Л
ЛИЧНОСТЬ - 1. Человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо. 2. В выражениях: прошу без личностей!: перейти на личности - обидные замечания, намеки по адресу кого-нибудь.
М
МЕТОД - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.
МЕТОДИКА - совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения.
Н
НАБЛЮДЕНИЕ - 1. Внимательно следить глазами за кем-чем-нибудь. 2. Изучать, исследовать. 3. Иметь надзор над кем-чем-нибудь.
О
ОБЪЕКТ - явление внешнего мира, которое существует вне нас.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - Необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. Чувство ответственности.
П
ПЕДАГОГИКА - наука о воспитании и обучении, воспитательные приемы, воздействие.
ПРАКТИКА - деятельность людей, деятельность по применению чего-нибудь в жизни опыт: приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы: работа как занятие как основа опыта, умения в какой-нибудь области.
Р
РУКОВОДСТВО - 1) руководить. 2) То, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности. 3) Учебное пособие по какому-нибудь предмету, специальности и руководители.
РЕЗУЛЬТАТ - 1) руководить. 2) То, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности. 3) Учебное пособие по какому-нибудь предмету, специальности и руководители.
С
СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — мера объективности оценок и отношений педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых.
СПОСОБ - действие или система действий, применяемое при исполнении какого-нибудь действия, какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.
Т
ТВОРЧЕСТВО - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
ТЕСТ, ТЕСТИРОВАНИЕ (анг-задача, испытание) -целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, условиях, позволяющие объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
У
УМЕНИЕ - способность человека сознательно выполнять определенное действие на основе знаний, готовность применить знания в практической деятельности на основе сознания.
УРОК - форма организации обучения, по которой учитель проводит занятия в классной комнате с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень физического и умственного развития, по установившейся расписанию ом и регламент.
Ф
ФОРМИРОВАНИЕ (от лат formo - образую) - становление человека как личности, которое происходит в результате развития и воспитания и имеет определенные признаки завершенности.
Х
ХАРАКТЕР - 1. Совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный характер. Волевой характер, Твердый характер, Смирный характер, Выдержать характер (сохранить твердость, не уступить в чем-нибудь.) В характере чьем-нибудь (свойственно кому-нибудь) Человек с характером (с твердым характером) Человек без характера (слабоватый). Сильные характеры (также перен. люди сильным характером). 2. Отличительные свойства, особенность, качество чего-нибудь: затяжной характер болезни. Беседа носила деловой характер.
Ц
ЦЕЛЬ - 1. Место, в которое надо попасть при стрельбе или метании. Попасть в цель самолеты вышли на цель. 2. То, к чему стремится, что нужно осуществить, ставить себе что-нибудь целью. Благородная цель, Достичь цели. Иметь целью что-нибудь. В целях 1) Чего И с неопр., предлог то же, что с целью. Ударил в целях самозащиты. 2) Имея целью что-н. В каких-то непонятных целях всем быть на местах.
Ч
ЧЕСТЬ - категория этики, характеризующая личность с позиции готовности отстоять, поддержать достоинство, репутацию - свою личную или коллектива, - членом которого она является.
Ш
ШКОЛА - 1.Учебное заведение (преимущ. о низшем и среднем). Здание школы: Сельская ш., ш рабочей молодежи, музыкальная Ш., ш-интернат. Высшая школа (о высших учебных заведениях). 2. Перен. выучка, достигнутый в чем-нибудь, опыт. Пройти хорошую школу в армии. Школа жизни. 3. Направление в области науки, искусства и т.п. Создать свою школу в науке.