СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Способы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе вы узнаете о способах формирования функциональной грамотности в начальной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Способы формирования функциональной грамотности в начальной школе"»

Способы формирования функциональной грамотности в начальной школе Подберите слова - синонимы к слову «функционировать»:  работать, действовать, внедрять, применять...

Способы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Подберите слова - синонимы к слову «функционировать»:  работать, действовать, внедрять, применять...

Актуальность Функциональная грамотность  — понятие метапредметное. Это умение на практике применять знания и навыки из разных сфер для решения повседневных жизненных задач, в том числе для поиска и осмысления новой информации, для совершения каких-то действий, для взаимодействия в социальной среде.

Актуальность

Функциональная грамотность  — понятие метапредметное. Это умение на практике применять знания и навыки из разных сфер для решения повседневных жизненных задач, в том числе для поиска и осмысления новой информации, для совершения каких-то действий, для взаимодействия в социальной среде.

Проблема 20%  детей не достигают пороговых значений функциональной грамотности. То есть получается, что вся информация, которая им [ребёнком] прочитывается, остаётся вне его понимания. 20% детей не достигают пороговых значений функциональной грамотности, это результаты как российских, так и международных исследований. То есть получается, что вся информация, которая им [ребёнком] прочитывается, остаётся вне его понимания.

Проблема

20% детей не достигают пороговых значений функциональной грамотности. То есть получается, что вся информация, которая им [ребёнком] прочитывается, остаётся вне его понимания.

20% детей не достигают пороговых значений функциональной грамотности, это результаты как российских, так и международных исследований. То есть получается, что вся информация, которая им [ребёнком] прочитывается, остаётся вне его понимания.

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.Н. Леонтьев

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.Н. Леонтьев

Что входит в функциональную грамотность?   Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление Функциональная грамотность включает в себя следующие аспекты: на слайде

Что входит в функциональную грамотность?

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Функциональная грамотность включает в себя следующие аспекты: на слайде

Читательская грамотность 1 группа: понимание прочитанного. 2 группа: работа с прочитанным текстом. 3 группа: использование информации из прочитанного текста. Группа 1 Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте. Группа 2 Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения. Группа 3 Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта

Читательская грамотность

1 группа: понимание прочитанного.

2 группа: работа с прочитанным текстом.

3 группа: использование информации из прочитанного текста.

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта

Приёмы формирования читательской грамотности

  • «Письмо с дырками (пробелами)»
  • «Ассоциации»
  • Конкурс «шпаргалок»

Приём «Письмо с дырками (пробелами)» . Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам.

  • Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … .
  • · Прием «Ассоциация» Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: · если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; · оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. Пример. Тема «Частица как часть речи» . Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов. Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов. Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.
  • · Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы. Технология приема: Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Принять участие в «конкурсе шпаргалок». Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке»

Математическая грамотность Математическая грамотность – способность определять и понимать роль математики в жизни, а также функционально применять ее, помимо в рамках требований образовательной программы школы.

Математическая грамотность

Математическая грамотность – способность определять и понимать роль математики в жизни, а также функционально применять ее, помимо в рамках требований образовательной программы школы.

Приёмы формирования математической грамотности

  • Анализ и синтез
  • Классификация
  • Обобщение
  • Анализ и синтез. Это важнейшие мыслительные операции. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, синтез - через анализ. Способность к аналитико-синтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы в единое целое, но и в умении включать их в новые связи, увидеть их новые функции. Формированию этих умений может способствовать: а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий; б) постановка различных заданий к данному математическому объекту.
  • Для того чтобы ребенок освоил этот прием необходимо соблюдать этапность работы. I. Подготовительный этап обучения. Он включает в себя следующие виды упражнений: 1) Задания, в которых требуется дать названия группе объектов, выделив их общее свойство. 2) Задания, в которых по названию группы нужно подобрать объекта, в нее входящие. Эти задания обратные по отношению к заданиям первого вида. - Выложи на парту картинки с изображением цветов (животных). - Положи в ряд фигуры синего цвета (геометрические фигуры). 3) Задания, в которых нужно найти и добавить несколько объектов, подходящих для данной группы. - На полочке стоят игрушки: зайчик, белочка и медвежонок. Какая игрушка больше подходит к ним: лисичка или пингвин? Почему? 4) Задания, в которых требуется определить объект, не подходящий в данную группу. - Найди, кто заблудился и пришел из другой сказки: дед, колобок, баба, мышка, лисичка, волк. - Какая величина «лишняя» в данном ряду: 25 дм, 17 м, 6 л, 3 см. II. Этап ознакомления. Необходимо построить на нем свою работу так, чтобы подчеркнуть обязательные условия, которые должны соблюдаться при разбиении множества на классы: ни одно из подмножеств не пусто, подмножества попарно не пересекаются и объединение всех подмножеств составляет данное множество.
  • 4. Обобщение Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений — основная характеристика обобщения. Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по-разному. В зависимости от этого говорят о двух типах обобщения - теоретическом и эмпирическом. В курсе начальной математики наиболее часто применяется эмпирический тип, при котором обобщение знания является результатом индуктивных рассуждений (умозаключений). Для получения правильного обобщения индуктивным способом необходимо: 1) Продумать подбор математических объектов и последовательность вопросов для целенаправленного наблюдения и сравнения; 2) Рассмотреть как можно больше частных объектов, в которых повторяется та закономерность, которую ученики должны подметить; 3) Варьировать виды частных объектов, т.е. использовать предметные ситуации, схемы, таблицы, выражения, отражая в каждом виде объекта одну и ту же закономерность; 4) Помогать детям словесно формулировать свои наблюдения, задавая наводящие вопросы, уточняя и корректируя те формулировки, которые они предлагают.

Способы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Способы формирования функциональной грамотности в начальной школе