МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
Выступление на педагогическом совете:
«Возможности построения взаимодействия классных руководителей и учителей-предметников».
Подготовила Ипанова О.А.
«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы»
Основные задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, который является основным звеном связи “дети – родители – учителя”.
Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками нельзя назвать новой, хотя ошибки, допущенные в межличностных отношениях той или иной стороной, осложняли учебно-воспитательный процесс.
Эта проблема актуальна, так как все классные руководители являются и учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли.
Функции классного руководителя:
• Обеспечение жизни и здоровья обучающихся
• Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями
• Содействие освоению школьниками образовательных программ
• Воспитание у обучающихся патриотических чувств
• Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения
• Развитие социальной компетентности учащихся
• Программирование воспитательной работы с классом
• Профилактическая работа
Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.
Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников входят такие вопросы как:
- экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования учащихся класса наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и проч. специфические черты коллектива и личности),
– организованность (обеспечение дисциплины и самодисциплины, самоорганизации класса),
- дифференциация и индивидуализация (учет особенностей при определении ориентиров воспитания и обучения школьников, адресность педагогических вмешательств),
- последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся.
В основе взаимодействия классного руководителя и учителей класса лежат:
взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса ;
взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместная работа по реализации намеченных задач;
совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.
Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.
Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.
В ряде случаев необходимо организовывать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.
Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т. к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.
Оно необходимо для:
· Помощи в работе по развитию познавательных интересов;
· Содействия при контакте с родителями учащихся;
· Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;
Наиболее распространенными формами взаимодействия классных руководителей с учителями предметниками являются:
знакомство с требованиями к учебному и предмету, изучение отношения учащихся к предмету, контроль за успеваемостью по предмету;
изучение стиля, методов и приемов работы своих коллег с учащимися, выявление успехов, проблем, достижений, эффективных способов работы учителей со школьниками и родителями.
В то же время кл.рук-ль заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.
посещение классным руководителем уроков, с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
мини - совещание классного руководителя с учителями - предметниками, работающими в классе, Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, должны получать информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях.
приглашение учителей – предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями - предметниками,
индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками.
Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.
Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе. А учителя вовремя информируют классного руководителя о возникновении проблемной ситуации.
подготовка и проведение предметных недель и внеклассных мероприятий.
Кл. рук-ль привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности,
обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем, проведение дней открытых дверей для родителей.
Многие наши ученики активно и результативно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня, поэтому классный руководитель и учителя-предметники совместно осуществляют поиск средств и способов, обеспечивающих успешность в самореализации обучающихся.
Запомните , что классный руководитель – это не работа это образ жизни.
Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский
Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти своё место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.
Педагогическое взаимодействие классного руководителя и учителей – предметников в начальной школе
"Совершенно несомненно, что нельзя воспитывать коллектив, если 15 педагогов будут воспитывать, кто как умеет и кто как захочет." А.С.Макаренко
Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. В начальной школе роль классного руководителя выполняет сам учитель. Он ведет все уроки, находится в постоянном контакте с детьми. У него есть возможность ближе познакомиться с семьей, родителями своих детей, он знает об увлечениях и привязанностях, о состоянии здоровья каждого ребенка.
Главной задачей учителей, работающих в начальных классах, является формирование мотивации к учебной деятельности, или, другими словами, «Научить детей учиться!» Именно от сформированности универсальных учебных действий в начальной школе зависит успешное обучение детей в последующих классах. Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но целостное развитие личности учащегося, максимальное развитие возможностей личностного роста ребёнка, проявление его творческой и интеллектуальной активности достигается в школе, благодаря и учителям – предметникам. Предметное обучение присутствует в обучении уже с первого класса – это уроки физкультуры, ИЗО, музыки, со второго – английский язык, информатика, психология, ряд внеурочных занятий.
Педагогам – предметникам необходимо помнить о том, что резкие изменения условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьникам разными учителя, всё это серьёзные испытания для психики ученика младших классов. Так же процесс обучения порой усугубляют и затрудняют:
Своеобразный темп, стиль преподавания каждого учителя;
Предъявление порой таких же требований, как и к более взрослым ученикам;
Отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику.
Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебного процесса, делать нормой единые дисциплинарные требования для учащихся. Причём делать надо это системно, тогда динамика поведения, успеваемости в определённые моменты времени, общие результаты будут прослеживаться более чётко. Ведь сама по себе отметка, поставленная ребенку на уроке учителем - предметником, не всегда может объяснить, что происходит с учеником. Учитель - предметник не всегда владеет информацией об обстановке в семье, о состоянии здоровья, и даже, об обострении психического состояния ребенка, а иногда и не спешит бить тревогу, когда видит, что с ребёнком творится что – то неладное, часто не говорит об этом классному руководителю. Поэтому задача классного руководителя не только проинформировать всех, кто работает с учеником о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях, но и совместно работать над устранением проблем данного ученика.
Очень часто родители за разъяснением о сложившейся ситуации в процессе обучения, по тому или иному предмету, обращаются, прежде всего, к классному руководителю, инстинктивно понимая, что он должен знать о ребёнке всё. Выражу мнение многих учителей начальных классов, что хотелось бы, чтобы не только мы, как классные руководители, приглашали для беседы родителей, но и сам учитель – предметник проявлял инициативу организовывать индивидуальные консультации с родителями, если у него возникают проблемы с ребенком, а не ограничиваться передачей своих пожеланий через классного руководителя. Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов,
Подводя итог, хочется отметить, что успех работы классного руководителя и учителя – предметника, прежде всего, зависит от последовательного и целенаправленного обсуждения и решения вопросов обучения и воспитания учащихся друг с другом, оказания своевременной и эффективной помощи каждому ученику, а также использование возможностей психологической службы школы.