МБОУ «Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа №1»
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
На ХII республиканский конкурс научно-исследовательских и творческих работ
«Аксаковские чтения»
Секция №4 «Подростковый возраст – сочетание детства и взрослости…»
Проектная работа по теме: «История взросления подростков в современной литературе. Кто помогает, а кто мешает?»
Выполнила: Валеева Камилла Рафаэлевна,
ученица 10А класса
Адрес электронной почты: [email protected]
Руководитель работы: Нафиева Рима Галиевна,
Учитель русского языка и литературы
Номер телефона: +79272473897
Адрес электронной почты: [email protected]
ВВЕДЕНИЕ
Цель моей работы – рассмотреть историю взросления подростков и выяснить, кто им помогает, а кто мешает?
Задачи:
1. Выявить особенности подросткового возраста;
2. Рассмотреть изображение образа подростка в современной литературе;
3. Проанализировать произведения современной литературы, изучить характеры героев повести, мотивы их поступков;
4. Обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.
Актуальность: подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Важно осознавать, какие проблемы волнуют современных подростков, чтобы вовремя найти пути решения. Общество заинтересовано в здоровом подрастающем поколении, не только физически, но и духовно!
Особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст — это не только период активного полового созревания, это сильнейший кризис в развитии личности человека.
Подросток стремится к самостоятельности. Формируется его осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки.
Образ подростка в современной литературе
Писатели Е. Рудашевский, Т. Михеева, В. Железников, Е. Мурашова и др. в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание подростковой теме, позволяя читателям узнать себя в героях произведений.
Герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Они стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.
Тамара Михеева
Тамара Витальевна Михеева родилась 26 февраля 1979 года. С детства она увлекалась чтением. В доме была хорошая библиотека, а лучшим подарком в семье считалась книга. Но и сочинять истории Тамаре нравилось не меньше, чем читать. Первую свою сказку она написала во втором классе.
Повесть «Не предавай меня!»
Повесть «Не предавай меня!» впервые была опубликована в 2012 году и вызвала большой интерес у читателей-подростков. Описанная в ней ситуация типична для школы всех времён.
Главная героиня – Юлька Озарёнок из 8 «Б» класса. Услышав обрывок разговора классной руководительницы и школьного психолога, она узнаёт, что является аутсайдером. С этого и начались её несчастья. "Не предавай меня!" – повесть реалистическая, и Юле во всём придётся разбираться самой.
Аутсайдер* – изгой, никому не нужный человек.
Взросление Юльки происходило весьма нелегко. Юлька высказалась обо всем отчиму, дяде Лёше, а потом и маме. «Дядя Лёша и мама очень её поддерживали. И Артём. Он звонил каждый день, он сместил время прогулок со своим Джеком, чтобы провожать Юльку в изостудию, и они шли по улице, засунув руки в его большую меховую рукавицу.» Она приобрела поддержку в их лице, а это одно из главных. Понимание, сопереживание, поддержка и любовь со стороны близких – вот, что необходимо подростку.
Инна Манахова
Инна Васильевна Манахова родилась в 1986 году в Оренбурге. С самого детства увлекалась написанием стихов. Пробует писать с детства, главным образом, стихи и малую прозу.
Честно писать о проблемах современных подростков решается не каждый автор, и потому особенно важно, чтобы эти немногочисленные книги доходили до читателя. С этой целью издательство «Детская литература» открывает новую серию – «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова». В этот список попадает повесть Инны Манаховой «Двенадцать зрителей».
Повесть «Двенадцать зрителей»
Уже в начале произведения читатель узнает, что случилась трагедия: пропала пятнадцатилетняя школьница, ведь повесть начинается именно так: « Пропала девочка! Аня Берс... » Интересна композиция повести: история ученицы 9 «Б» рассказана двенадцатью людьми. Они, словно присяжные, анализируя ее поступки, приглашают и нас задуматься и составить свое мнение - но уже о каждом из персонажей. Думаю, число «двенадцать» неслучайно. Мне вспоминается библейский сюжет, где ближайших учеников Иисуса Христа, апостолов, было тоже двенадцать.
Главная героиня, Аня, переживает множество негативных событий. В конце рассказа она, потрясенная всем случившимся и уверенная в предательстве своих близких, оказалась в больнице. В больнице выяснилось, что у Ани не только сотрясение мозга и сломана рука. Она « ещё страдала от какой-то странной душевной болезни, отчего совсем не разговаривала и почти не двигалась, а только и делала, что лежала лицом к стеночке в своей тёмной палате с плотно занавешенными окнами, сжималась под одеялом и крупно дрожала », - воспоминания 10-ого зрителя, выздоравливающей девушки- художницы. Аня « ничего не рассказывала ни о себе, ни о своей семье ». « Я – никто, шептала она на мои расспросы. – Если бы я была кем-то, за мной бы давно приехали, но я до сих пор здесь – значит, я никому не нужна ». Именно девушка- художница нашла тропинку к сердцу Ани, вернула ей интерес к жизни; оказалось, что их многое объединяет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим из аспектов становления личности в современных произведениях литературы о проблемах подростков, как и в жизни, является обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни.
На формирование личности влияют:
- Семья
- Школа
- Наличие «родственной души»
- Круг общения
Все названные выше проблемы присутствуют в рассмотренных мною произведениях Тамары Михеевой «Не предавай меня!» и Инны Манаховой «Двенадцать зрителей». Главной идеей этих повестей является идея победы добра над злом, ведь и Юлька, и Аня смогли противостоять злу и выдержать все испытания.