СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Переосмысление значений слов в современном русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родного русского языка в 9 классе по учебнику О. Александровой в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Переосмысление значений слов в современном русском языке»

Технологическая карта урока

Дата: 7.12.2021

Предмет: русский (родной) язык

Класс:

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: «Переосмысление значений слов в современном русском языке».


Цель урока: получение представления о процессах переосмысления значений слов в современном русском языке

.

Задачи урока.

Образовательные: обеспечить в ходе урока освоение понятия переосмысления значений слов (в чём оно выражается, с чем связано), рассмотреть на примерах этот процесс.

Развивающие: продолжить формирование функциональной грамотности; умения работать со словарем.

Воспитательные: содействовать воспитанию нравственных качеств (милосердие, отзывчивость) через привлечение материала о движении волонтёров.


Оборудование: учебник «Родной русский язык» (О. М. Александрова, 9 класс), презентация, толковые словари под ред. С. И. Ожегова (1973 г.,1989 г., 2012 г.).


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Организаци-онный этап. 1мин.


Приветствие учащихся Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока.

Учебная организация учащихся: наличие необходимых принадлежностей для работы на уроке.

Р – волевая саморегуляция.

Л – смыслообразование.

К – планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. 3 мин

§ 6, упр. 65.

– О каком процессе в русском языке шла речь на прошлом уроке? (О пополнении русского языка новыми словами, образованными из

собственных ресурсов).

– Приведите примеры словообразовательных неологизмов.

– Без чего невозможно «становление полноценной языковой личности? (по материалам упр. 65)

Отвечают на вопросы по материалам прошлого урока и домашнего задания.

П – контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Л – анализ, сравнение.

3) Р – анализ учебного действия.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 6 мин.

    • Прочитайте тему урока. Что будет предметом нашего рассмотрения? (значение слов)

    • О каком процессе будет идти речь? (о переосмыслении).

Работа со словом переосмысление (см. приложение) – морфемный разбор (обратить внимание на значение суффикса (-ени- – суффикс существительного со значением действия), приставки (пере- – приставка со значением «повторение, изменение, совершение заново, вторично или иначе какого-н. действия»; способ словообразования.

Работа со значением слова переосмыслить.

    • Каковы цель урока и какие задачи нам предстоит решить на уроке?


Отвечают на вопросы в процессе осмысления темы урока.




Выполняют морфемный разбор слова.








Выявляют способ словообразования.



Формулируют лексическое значение слова переосмысление.

Учащиеся формулируют цель и задачи, затем сравнивают с задачами, сформулированными учителем

П – умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания..

Р – целеполагание как постановка учебной задачи

4) Открытие нового знания.

25 мин.

Чтение теоретических сведений (стр. 46).

    • Кто может пересказать текст? (после первого чтения – вряд ли).

    • Назовите ключевые слова, которые помогут понять текст и пересказать его.

Текст на слайде. Черным маркером закрашиваю все слова, кроме ключевых. Пробуют пересказать. Если не получится, еще раз обращаемся к полному тексту.

    • Теперь текст понятен. Перескажите его. (Пересказ).

Работают с текстом учебника.




Находят в тексте ключевую информацию, формулируют микротемы.









П – поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Р – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.


– Задайте вопросы по тексту (тонкие и толстые).




– Обратите внимание на слайд. Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию (см. приложение)?

– О каком слове рассказывается в разделе «Из истории языка»? (волонтёр).

– Найдите слово волонтёр в толковых словарях Ожегова разных лет.


Работа со статьей «Из истории языка», стр. 47.


– На какие вопросы можно найти ответ в этом тексте?

Формулируют вопросы по тексту. Отвечают на поставленные одноклассниками вопросы.


Раскрывают смысл инфографики.





Работают с толковыми словарями разных лет и читают значение слова волонтер.

П – умение осознанно и произвольно строить высказывания



Р – умение расставлять смысловые акценты.


П – работа со словарями.


Подготовка к итоговому собеседованию.

Описание фотографии (см. приложение). Тема № 1. Волонтёры. (Фотография на слайде. Время подготовки – 1 минута. Затем по цепочке по 1 предложению учащиеся создают монологическое высказывание).

Синквейн со словом волонтёр.



Составляют текст-описание фотографии




Пишут синквейн.


Волонтёр.

Отзывчивый, щедрый.

Помогает, умеет, жертвует.

Вместе мы сила!

Доброволец.

Л – нравственно-этическая ориентация.


К – умение слушать, строить логическое продолжение монолога, умение строить продуктивное взаимодействие.

5) Этап включения в систему знаний и повторения. 5 мин.

– Бегло просмотрите стр. 47-51 учебника и найдите примеры слов, значения которых были переосмыслены. Определите способ переосмысления (отсылаю к первому тексту).

Находят примеры переосмысления лексического значения слов, определяют способ переосмысления.

Р – поиск нужной информации.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 2мин.


Упр. 71, стр. 49. На инфографике покажите пример переосмысления одного из слов, по примеру слова волонтер)


П – оценка процессов и результатов деятельности.

Р– осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин.

Продолжи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Учащиеся фиксируют свои знания, полученные на уроках, продолжая фразу из рефлексивного экрана.

К – умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Приложение.