.
Оборудование: учебник «Родной русский язык» (О. М. Александрова, 9 класс), презентация, толковые словари под ред. С. И. Ожегова (1973 г.,1989 г., 2012 г.).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1) Организаци-онный этап. 1мин. | Приветствие учащихся Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока. | Учебная организация учащихся: наличие необходимых принадлежностей для работы на уроке. | Р – волевая саморегуляция. Л – смыслообразование. К – планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. 3 мин | § 6, упр. 65. – О каком процессе в русском языке шла речь на прошлом уроке? (О пополнении русского языка новыми словами, образованными из собственных ресурсов). – Приведите примеры словообразовательных неологизмов. – Без чего невозможно «становление полноценной языковой личности? (по материалам упр. 65) | Отвечают на вопросы по материалам прошлого урока и домашнего задания. | П – контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Л – анализ, сравнение. 3) Р – анализ учебного действия. |
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 6 мин. | Работа со словом переосмысление (см. приложение) – морфемный разбор (обратить внимание на значение суффикса (-ени- – суффикс существительного со значением действия), приставки (пере- – приставка со значением «повторение, изменение, совершение заново, вторично или иначе какого-н. действия»; способ словообразования. Работа со значением слова переосмыслить. | Отвечают на вопросы в процессе осмысления темы урока. Выполняют морфемный разбор слова. Выявляют способ словообразования. Формулируют лексическое значение слова переосмысление. Учащиеся формулируют цель и задачи, затем сравнивают с задачами, сформулированными учителем | П – умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.. Р – целеполагание как постановка учебной задачи |
4) Открытие нового знания. 25 мин. | Чтение теоретических сведений (стр. 46). Кто может пересказать текст? (после первого чтения – вряд ли). Назовите ключевые слова, которые помогут понять текст и пересказать его. Текст на слайде. Черным маркером закрашиваю все слова, кроме ключевых. Пробуют пересказать. Если не получится, еще раз обращаемся к полному тексту. | Работают с текстом учебника. Находят в тексте ключевую информацию, формулируют микротемы. | П – поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Р – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
| – Задайте вопросы по тексту (тонкие и толстые). – Обратите внимание на слайд. Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию (см. приложение)? – О каком слове рассказывается в разделе «Из истории языка»? (волонтёр). – Найдите слово волонтёр в толковых словарях Ожегова разных лет. Работа со статьей «Из истории языка», стр. 47. – На какие вопросы можно найти ответ в этом тексте? | Формулируют вопросы по тексту. Отвечают на поставленные одноклассниками вопросы. Раскрывают смысл инфографики. Работают с толковыми словарями разных лет и читают значение слова волонтер. | П – умение осознанно и произвольно строить высказывания Р – умение расставлять смысловые акценты. П – работа со словарями. |
| Подготовка к итоговому собеседованию. Описание фотографии (см. приложение). Тема № 1. Волонтёры. (Фотография на слайде. Время подготовки – 1 минута. Затем по цепочке по 1 предложению учащиеся создают монологическое высказывание). Синквейн со словом волонтёр. | Составляют текст-описание фотографии Пишут синквейн. Волонтёр. Отзывчивый, щедрый. Помогает, умеет, жертвует. Вместе мы сила! Доброволец. | Л – нравственно-этическая ориентация. К – умение слушать, строить логическое продолжение монолога, умение строить продуктивное взаимодействие. |
5) Этап включения в систему знаний и повторения. 5 мин. | – Бегло просмотрите стр. 47-51 учебника и найдите примеры слов, значения которых были переосмыслены. Определите способ переосмысления (отсылаю к первому тексту). | Находят примеры переосмысления лексического значения слов, определяют способ переосмысления. | Р – поиск нужной информации. |
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 2мин. | Упр. 71, стр. 49. На инфографике покажите пример переосмысления одного из слов, по примеру слова волонтер) | | П – оценка процессов и результатов деятельности. Р– осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин. | Продолжи фразу: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | Учащиеся фиксируют свои знания, полученные на уроках, продолжая фразу из рефлексивного экрана. | К – умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
Приложение.