Дата | Дидактические игры |
| По ознакомлению с окружающим миром | По развитию речи | По введению в математику | По экологии |
Сентябрь «Кто я» |
1 неделя | «Умею -не умею» цели: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства. | «Найди звук» цель: находить слова с одним и двумя слогами | «Расставь мебель» цель: закрепить понятие «ритм» | «Какого растения не стало?» цель: закрепить знания комнатных растений; развивать внимание, память |
2 неделя | «Найди пару» цель: упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами). | «Найди точное слово» цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия. | «Посчитаем» цель: закрепить счет до 3-х | «Выбери нужное» цель: развивать логическое мышление |
3 неделя Сыновья и дочки (мальчики и девочки) | «Кому что нужно» цель: использовать знания детей о предметах, окружающих их, закрепить различия девочек и мальчиков | «Он – Она» цель: учить детей соотносить глаголы с существительными женского и мужского родов | «Девочки – мальчики» цель: закреплять умение объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком. | Кто я такой? Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков |
4 неделя Мои друзья | Найди свою игрушку цель: учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам. | «Поймай слог» цель: развитие слухового внимания и его быстроты | «Игрушки» цель: уточнить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар | «Береги природу» цель: закреплять правила поведения на природе |
Октябрь «Родная страна» |
1 неделя Навещаем близких (приглашение к путешествию) | «Запоминаем имена близких родственников» цель: развивать знания детей о родных; воспитывать любовь к близким | «Наоборот» цель: упражнение в подборе антонимов | «Расставь друзей по росту» цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера. | Полезные и вредные продукты Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье |
2 неделя Место, в котором я живу (какая она осень) | «Щедрая осень» цель: закрепить признаки осени | «Что бывает осенью?» цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме | «Собери гербарий» цель: закреплять умение формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар | «Что растет в родном краю» цель: закрепить знание растительного мира |
3 неделя Мой родной город | «Собери картинку» Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине. | «Кого? Что?» цель: называть слова в соответствии с вопросом | «Дома на улице» цель: закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «≠». | «Зоопарк» Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним |
4 неделя Россия – Родина моя | «Флаг России» Цель: формирование знаний о флаге и его символике цвета; развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине | «Если бы» цель: развитие связной речи, воображения | «Деревья в лесу» цель: закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбрать знак «=» или «≠». | «Что было бы, если из леса исчезли…» цель: развивать логическое мышление |
Ноябрь «Путешествие по родной земле» |
1 неделя Отправляясь в путь… | Поступи правильно. Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни | «Придумай слово» цель: развитие фонематического слуха | «Собираем чемодан» цель: сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». | Игра с мячом «Я знаю» цель: расширять кругозор детей; активизировать словарь |
2 неделя Транспорт | Угадай транспорт цель: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию ( загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность | «Ловушка» цель: развитие умения услышать в слове определенный звук | «Найди машинку» цель: уточнить пространственные отношения: на, над, под | Игра с мячом «Воздух, земля, вода» цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность |
3 неделя Помощники: глобус и карта | «Найди на карте» цель: развивать умение ориентироваться на карте, находить знакомые объекты | «Маленький гномик» цель: учить использовать в речи уменьшительно-ласкательные слова | «Найди на карте» цель: развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева | Найди на карте» цель: развивать умение ориентироваться на карте, находить знакомые объекты |
4 неделя Не скучная дорога | Подумай – отгадай цель: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость | «Строим дорожку» цель: развитие фонематического слуха | «Посмотри по сторонам» цель: закрепить пространственные отношения: слева, справа | Цепочка цель: развивать логическое мышление |
Декабрь «Путешествие зимы» |
1 неделя Северный полюс | Снежинки. Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок | «Какой предмет» цель: развитие умения подбирать к слову как можно больше признаков и правильно их согласовывать | «Снежинки тают» цель : формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком «-« | Где снежинки? цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность |
2 неделя Тундра и ее обитатели | Чей след. Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу | «Где зайчонок» цель: Формирование способности ребенка употреблять формы существительных косвенных падежей с различными предлогами. | «Где зайчонок» цель: уточнить пространственные отношения: между, посередине | «Четвертый лишний» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь |
3 неделя Тайга | «Загадки о диких животных» цель: развивать логическое мышление; закрепить знание внешнего вида и повадок | «Кто у кого» цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных | «Один и много» цель: сформировать представления о понятиях: один, много. | Кто где живёт цель: закреплять знания о животных и местах их обитания |
4 неделя Новый год (идет волшебница зима) | «Чем украсим елку» цель: развивать умение заботиться о собственной безопасности | «Украсим елку к празднику» цель: расширить и активизировать словарь по теме | «Елочка» цель: продолжать знакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1. | «Елка или сосна» цель: развивать умение по словесному описанию определять дерево |
Январь «Кто я» |
2 неделя Если хочешь быть здоров | «Назови предметы» Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии | "Два и две" цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи. | «Внутри – снаружи» цель: уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. | Полезные – неполезные. Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты . |
3 неделя Если хочешь быть здоров | «1,2,3, что может быть опасно - найди» Цель: закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания | «Скажи, что делают этими предметами» Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных. | «Два – две» цель: закрепить состав числа 2: помочь понять что такое «пара» | «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке» Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах |
4 неделя Береги себя и своих близких | «Как бы ты поступил» Цель: закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми | «Отвечай на вопрос - кому?» цель: учить детей правильно отвечать на вопросы. | «Геометрический рисунок» цель: формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях | Дидактическая игра«Витаминкины друзья» Цель:формирование навыков здорового образа жизни. закрепить понятие «Витамины»; закрепить знания о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания;развивать наблюдательность, внимание, память, быстроту реакции « |
Февраль «Столица России» |
1 неделя Столица нашей Родины - Москва | «Выбери картинку»цель: закреплять знания о Москве, о ее достопримечетельностях | «Закончи предложение» цель: расширять словарный запас | «Короткие и длинные дорожки» цель: сформировать представления об отрезке, луче. | Четвертый лишний» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь |
2 неделя История Москвы | «Старая и новая Москва» цель: помочь детям отличить старые виды города от новых | «Из чего же?» цель: Формирование способности ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительного | «Дома на улице» цель: закрепить представления о сложении и вычитании | Дидактическая игра «Узнай по запаху» Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией |
3 неделя Театры и музеи Москвы | «Выбери картинку» цель: закреплять знания о Москве, о ее достопримечетельностях | «Театр» цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме | «Билеты в театр» цель: закрепить умение соотносить цифры 1-3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех | Игра «Деревья, травы, цветы» цель: закрепить знание растительного мира |
4 неделя Народные праздники | «Угадай праздник по символу» цель: закреплять знания детей о народных праздниках | «Отхлопаем слова» цель: познакомить детей с принципами деления слов в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков. | «Кривые дорожки» цель: продолжать знакомить с понятиями «ломаная линия», «многоугольник | «Земля, вода, огонь, воздух» цель: закрепить знания детей о среде обитания различных животных |
Март «Традиции родной стороны» |
1 неделя Устное народное творчество | «Отгадай сказку» цель: закрепить знание сказок, ее героев | «Повтори за мной» цель: развитие артикуляционного аппарата, дикции | «Три медведя» цель: продолжать знакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. | «Из какой сказки животные» цель: уточнить в какой сказке какие животные жили; закрепить знание сказок |
2 неделя Народные промыслы | «Назови правильно» Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ. | «Прятки» Цель: формировать морфологическую речь. Развивать умение правильно использовать предлоги и наречия, имеющие пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа). | «Посчитаем игрушки» цель: закрепить знание цифр 1- 4, счет до 4, знание состава числа 4, | «Четвертый лишний» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь |
3 неделя Народный костюм | «Подбери элементы костюма» цель: закрепить знание орнаментов разных народов | «Один - много» цель: научить образовывать множественное число имен существительных | «Нарядим кукол» цель: закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетные умения и состав чисел в пределах 4, пространственные отношения. | «Чудесный мешочек» цель: закрепить знания о том, какое животное что ест |
4 неделя Мой народ | «Русское народное» цель: развивать умение отличать одежду, фольклор, промыслы русского народа от других | «Похоже - не похоже» цель: развития фонетико-фонематической стороны речи | «Сколько у тебя друзей» цель: продолжать знакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепить знание цифр 1 – 4 | «Угадай правило» Цель: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия |
Апрель «Путешествие на юг» |
1 неделя Весна в степи | «Когда это бывает?» цель: уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления | «Перепутаница» цель: научить детей понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу | « Что ты видишь» цель: уточнить пространственные отношения: впереди, сзади | Оденем куклу на прогулку Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. |
2 неделя Откуда хлеб пришел | «Кто больше назовет хлебобулочных изделий» цель: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас. | «Отхлопаем слова» цель: познакомить детей с принципами деления слов в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков. | « В хлебном магазине» цель: формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар | Дидактическая игра «А что потом» цель: систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба, развивать сообразительность, быстроту мышления, активизировать речь детей, их словарь |
3 неделя К лету в гости | «Когда это бывает?» цель: уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления | «Светофор» цель: развивать у детей слуховое внимание | «Составим букет» цель: закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. | ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА» Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях |
4 неделя Широка страна моя родная | «Найди на карте» цель: развивать умение ориентироваться на карте, находить знакомые объекты | «Объясните, почему…» цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления | «Раньше -позже» цель: расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше – позже | «ЛЕСНИК» Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков |
Май «Что мы знаем и умеем» |
4 неделя Часы и календари | «Что потом» цель: закрепить знание детей о режиме дня | «Договори слово в предложении» цель: тренировать детей в добавлении подходящего по смыслу слова, научить их правильно согласовывать существительные и глаголы | «Какой месяц следующий» цель: повторить с детьми порядковый и количественный счет; | «Четвертый лишний» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь |
4 неделя Средства связи | «Телефон» Цель: формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб - спасателей. | “Испорченный телефон” цель: развивать у детей слуховое восприятие, речевой слух | «Какой формы телефон» цель: закрепить знание геометрических фигур | Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию» цель: закрепить знание внешнего вида и повадок птиц |
4 неделя Театральная неделя | «Загадки о сказках» цель: закрепить знание знакомых сказок и героев | «Путаница» цель: Формирование умения конструировать простое предложение с опорой на предложенные слова | «Найди сове место в зале» цель: развивать ориентировку в пространстве, координацию; закрепить знание геометрических фигур, цветов и названий. | «Что потом» цель: закрепить знания о смене времен года |
4 неделя Наша книга знаний | «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении. Материал: сюжетные картинки. Описание: предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет свой организм( в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.) | «Придумай предложение» цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления | «Найди фигуру» цель: закрепить знание геометрических фигур, цветов и оттенков; умение выполнять задание по образцу | Природа и человек. цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. |
| | | | | | |