СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план работы по самообразованию "Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы по самообразованию "Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников".»

Муниципальное Дошкольное Образовательное

Учреждение детский сад №2 «Берёзка»

г. Суоярви





Перспективный план работы

по самообразованию


Тема:

"Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр".





Воспитатель: Пешкова Наталья Валерьевна

















г. Суоярви

2019 г.





Тема самообразования «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.

Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджериц-кой, И.И. Фришман, С.А. Шмакова и многих других.

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:     

  • За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.

  • «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).

  • «Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).

  • «Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).

  • «Ребёнок в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).

  • «Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).

  • «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (Организация самостоятельной игровой деятельности)

  • «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (Организация самостоятельной игровой деятельности)


Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью своей работы я сформулировала - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.

Для реализации данной цели ставилось решение следующих задач:


  • изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;

  • создание предметно-игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;

  • освоение современных технологий и методов организации игры;

  • разработка перспективного планирования и проведения сюжетно - ролевых игр в логопедической группе;

  • классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;

  • проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;

  • повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;

  • повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:

  • правильная организация и руководство игрой;

  • правильно сформулированная мотивация;

  • многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;

  • учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.


При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:

  • организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;

  • инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;

  • общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;

  • наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);

  • образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;

  • чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);

  • рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);

  • сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.


Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.

Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе использовала следующие принципа организации игры в детском коллективе:

  • развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;

  • формирование умения договориться о теме игры;

  • самостоятельное распределение ролей;

  • обсуждение основного развития сюжета;

  • подготовка игровой обстановки.

В феврале текущего года я разработаю конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Защитники морских границ нашей Родины военные моряки!», целью  которой являлась - формирование у детей умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет. А задачами:

воспитательные:

- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них.

образовательные:

- формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа;

- расширить диапазон детских игр;

- учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия);

- помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;

- учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события;

- активизировать у детей словарный запас: капитан, корабль, штурман, боцман, радист, радиограмма, маршрут, флот, якорь, иллюминатор, кок.

развивающие:

- развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;

- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;

- развивать силу, ловкость, выносливость, двигательную и коммуникативную способности.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.

В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.


Оценка осознания детьми нравственных норм

в группе 2019 – 2020 учебный год.


Критерий

начало учебного года    

конец учебного года    

Высокий

20%


Средний

30%


Низкий

50%


Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.















































Список использованной литературы


  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство».

  2. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду. - М., 1984. под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой.

  3. Посеешь привычку – пожнёшь характер. - М., 1980. Л. И. Каплан.

  4. Воспитание детей в игре. - М., 1983. - А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.

  5. Ребёнок в детском саду. - Детство-Пресс, 2010, Т. И. Бабаева.

  6. Роль игры в воспитании детей. - М., 2008, А. П. Усова.

  7. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2001, Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.

  8. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - М., 2007 Краснощёкова Н.В.