ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Аннотация:В статье рассматривается ㅤ инклюзивное образование в ㅤ условиях современной российской ㅤ школы, перспективы и ㅤ проблемы развития, особенности ㅤ в обучении детей ㅤ с ограниченными возможностями ㅤ здоровья. ㅤ
Ключевые слова: ㅤперспективы инклюзивного образования, ㅤ современная школа, ограниченные ㅤ возможности здоровья.ㅤ
Приоритетной задачей социальной ㅤ политики России является ㅤ модернизация образования, повышение ㅤ его доступности для ㅤ всех категорий граждан. ㅤ Особое значение приобретает ㅤ создание равных условий ㅤ и возможностей для ㅤ получения образования детьми ㅤ с ограниченными возможностями ㅤ здоровья (ОВЗ) в ㅤ условиях современной школы. ㅤ
Реализуемая программа инклюзивного ㅤ образования (англ. « ㅤinclusion» -включение, включающее образование, ㅤ совместное обучение) подразумевает создание ㅤ такой формы обучения, ㅤ при которой каждому ㅤ человеку, независимо от ㅤ имеющихся физических, интеллектуальных, ㅤ социальных, эмоциональных, языковых ㅤ и других особенностей, ㅤ предоставляется возможность учиться ㅤ в общеобразовательных учреждениях ㅤ. ㅤ
Обратимся к некоторым ㅤ положениям концепции ФГОС, ㅤ изложенных в статье ㅤ 79 Федерального закона ㅤ «Об образовании в ㅤ Российской Федерации», ㅤ где говорится о ㅤ том, что образование ㅤ обучающихся с ОВЗ ㅤ может быть организовано ㅤ как совместно с ㅤ другими обучающимися, так ㅤ и в отдельных ㅤ классах, группах или ㅤ в отдельных организациях, ㅤ осуществляющих образовательную деятельность. ㅤ
В современной школе, ㅤ реализующей инклюзивное образование, ㅤ должны быть созданы ㅤ специальные условия, под ㅤ которыми понимаются условия ㅤ обучения, воспитания и ㅤ развития, включающие в ㅤ себя «использование адаптированных ㅤ образовательных программ, учебников, ㅤ учебных пособий, дидактических ㅤ материалов и специальных ㅤ методов обучения и ㅤ воспитания детей с ㅤ ОВЗ». Не ㅤ менее важно обеспечить ㅤ беспрепятственный доступ в ㅤ здание образовательной организации, ㅤ то есть обязательно ㅤ наличие пандуса и ㅤ лифта для детей-инвалидов. ㅤ
В связи с ㅤ тем, что школьники ㅤ с ОВЗ нуждаются ㅤ в индивидуально - ㅤ дифференцированном подходе, М.С. ㅤАстоянц, И.Г. ㅤРоссихина в своих ㅤ исследованиях отмечают инклюзивное ㅤ образование как долгосрочную ㅤ стратегию, требующую терпения, ㅤ систематичности и последовательности, ㅤ непрерывности и комплексного ㅤ подхода для её ㅤ реализации. Действительно, ㅤ инклюзивное образование в ㅤ условиях современной школы ㅤ имеет ряд проблем. ㅤ В небольших провинциальных ㅤ городах и селах ㅤ дети с ОВЗ ㅤ остаются вне системы ㅤ образования по причине ㅤ плохого материально-технического обеспечения ㅤ школы. ㅤ
Кроме того, значительная ㅤ часть затруднений в ㅤ обучении и воспитании ㅤ детей с ограниченными ㅤ возможностями связана с ㅤ острым дефицитом квалифицированных ㅤ кадров. Реализацию инклюзивного ㅤ образования должна осуществлять ㅤ команда, состоящая из ㅤ профессионалов: педагога, психолога, ㅤтьютора, дефектолога, логопеда, ㅤ медицинского и социального ㅤ работников. Педагогические ㅤ коллективы общеобразовательных учреждений ㅤ должны быть подготовлены ㅤ соответствующим образом, обладать ㅤ необходимыми знаниями в ㅤ области специальной педагогики, ㅤ умениями использовать различные ㅤ методы коррекционного воздействия ㅤ в работе с ㅤ детьми с ОВЗ. ㅤ Особую значимость приобретает ㅤ изменение психологических и ㅤ ценностных ориентаций педагогов. ㅤ Проблема профессиональной, психологической ㅤ и методической неготовности ㅤ учителей общеобразовательных школ ㅤ к работе в ㅤ условиях инклюзии стоит ㅤ очень остро. ㅤ
Инклюзивное образование в ㅤ условиях современной российской ㅤ школы, безусловно, должно ㅤ корректироваться и совершенствоваться, ㅤ так как ежегодно ㅤ растет количество детей ㅤ с ОВЗ, нуждающихся ㅤ в педагогической и ㅤ психологической помощи. ㅤ Инклюзия способствует вовлечению ㅤ детей с ограниченными ㅤ возможностями в образовательный ㅤ процесс, помогает социализации, ㅤ создает активную поведенческую ㅤ установку в современном ㅤ обществе, учит превращать ㅤ свои недостатки в ㅤ достоинства, что в ㅤ целом приводит к ㅤ изменению отношения современного ㅤ общества к людям ㅤ с ограниченными возможностями. ㅤ
Очевидна польза инклюзивного ㅤ образования для детей ㅤ с ОВЗ, так ㅤ как школьники с ㅤ особенностями начинают проявлять ㅤ прилежание, глядя на ㅤ сверстников, имеющих успех ㅤ в учебном процессе. ㅤ Как правило, в ㅤ классе, где есть ㅤ ребенок с ОВЗ, ㅤ дети учатся понимать, ㅤ что каждый человек, ㅤ какими бы особенностями ㅤ он не обладал, ㅤ имеет право на ㅤ жизнь и получение ㅤ образования. В инклюзивных ㅤ классах есть все ㅤ возможности для толерантного ㅤ воспитания, здесь формируется ㅤ толерантное мировоззрение, мышление, ㅤ поведение, отношение к ㅤ людям. ㅤ
Перспективы инклюзивного образования ㅤ в условиях современной ㅤ школы могут быть ㅤ положительными при условии ㅤ дальнейшей поддержки со ㅤ стороны государства, важна ㅤ материальная база, техническое ㅤ оснащение всех школ ㅤ страны, в том ㅤ числе и сельских. ㅤ Значительное внимание важно ㅤ уделять образованию педагогов, ㅤ регулярному повышению квалификации ㅤ и приобретению специальных ㅤ знаний в сфере ㅤ инклюзивного образования. ㅤ