«Первые дни ребенка в школе»
Сводный конспект
Выполнила: Шайнурова М.Е. НО1931z
Знакомство с порядком приема детей в школу и методикой комплектования первых классов
- Прием детей в 1 класс осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Положением о порядке приёма и комплектования 1 классов. Подать документы можно с 1 апреля до 30 июня текущего года. Основанием приема в образовательное учреждение на все уровни обучения является заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетних граждан. Прием детей в первые классы на новый учебный год осуществляется до 5 сентября.
- В 1 класс принимаются дети, достигшие к 1 сентября текущего года возраста не менее 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже 8 лет. Учреждение вправе на основании заявления родителей (законных представителей) принять решение о зачислении на обучение детей в возрасте менее шести лет и шести месяцев (при наличии возможности соблюдения в Учреждении гигиенических требований к условиям и организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста или в возрасте более восьми лет.
- Зачисление граждан в образовательное учреждение оформляется приказом директора. При приеме граждан в школу родителям (законным представителям) необходимо ознакомиться с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в школе.
- Количество первых классов в образовательном учреждении определяется в зависимости от списочного состава учащихся, условий, созданных для осуществления образовательного процесса, в соответствии с санитарными нормами. Наполняемость классов устанавливается в соответствии с санитарными нормами.
- Воспитанники Учреждения, осваивающие образовательные программы дошкольного образования, зачисляются на основании личного заявления родителя (законного представителя) в порядке перевода.
- Зачисление детей в 1-ый класс осуществляется на основании следующих документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении:
- заявление родителей (законных представителей) о приеме ребенка в 1-ый класс на имя директора общеобразовательного учреждения;
- паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) одного из родителей (законного представителя);
- свидетельство о рождении ребенка и его копия (заверяется Школой);
- документ, подтверждающий факт регистрации ребенка по указанному в заявлении адресу.
При приеме документов родителям выдается расписка в получении документов о приеме документов.
- Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе, медицинскую карту ребенка с результатами медицинского осмотра, заключением о готовности к обучению.
- Копии предъявляемых при приеме документов заверяются печатью организации и хранятся в школе в личном деле ребенка все время его обучения.
- Школа может отказать в приеме в школу при отсутствии свободных мест. При наличии свободных мест в общеобразовательном учреждении, дети школьного возраста, не зарегистрированные на микроучастке школы, могут быть зачислены в соответствующий класс общеобразовательного учреждения.
Комплектование 1-х классов
- Распределение детей, зачисленных в 1 класс по зданиям, классам, перевод обучающихся из одного класса в другой в пределах параллели, назначение классного руководителя является компетенцией Учреждения.
- С целью обеспечения равных возможностей при освоении образовательной программы начального общего образования обучающихся после их зачисления в первый класс создается комиссия по комплектованию первых классов.
- При комплектовании может учитываться пожелание родителей (законных представителей) в части выбора УМК и системы (из числа предложенных школой).
Работа учителя начальных классов с будущими первоклассниками и их родителями до 30 августа
- Родительские консультации в подготовительных группах дошкольных
учреждений;
- День открытых дверей для родителей будущих первоклассников;
- Онлайн родительское собрание родителей будущих первоклассников;
- Установочные родительские консультации в соответствии со списочным составом классов (август);
- Изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года;
- Размещение информационных материалов по вопросам организации обучения в 1 -х классах, порядке приема и комплектования первых классов на информационных стендах и официальном сайте школы в сети Интернет.
Размещение детей в классе в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядкой (сблокированной) расстановкой столов.
Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха.
Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка.
Запрещается использовать вместо стульев табуретки или скамейки.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.
Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Источник: https://files.stroyinf.ru/Data1/10/10760/index.htm#i65315
Знакомство с медицинскими картами первоклассников.
Родители предоставляют в школу медицинскую карту установленного образца формы 026/у-2000.
Направление для обучения в общеобразовательную школу получают лишь те дети, в состоянии здоровья которых не выявлено грубых отклонений. Медицинская карта включает личные данные ребёнка: фамилия, имя, отчество (полностью); дата рождения; домашний адрес и телефон; имена и отчества родителей, их рабочие телефоны; перенесённые инфекционные заболевания и даты болезни.
Необходимые анализы для медицинской карты для первоклассника следующие: клинический анализ крови, общий анализ мочи, глюкоза, кал на яйца гельминтов, соскоб на энтеробиоз, УЗИ органов брюшной полости, УЗИ щитовидной железы, УЗИ органов репродуктивной системы (для девочек); Эхокардиограмма.
Список врачей-специалистов для справки 026/у в школу включает: консультацию врача общей практики, стоматолога, гинеколога, уролога, невролога, офтальмолога, отоларинголога.
Кроме того, необходимо иметь карту о прививках (форма ф-63). В случае если прививки делались не по графику или не делались по медицинским показаниям, то должна быть указана причина и заключение специалиста, давшего мед/отвод. В настоящее время у родителей есть возможность отказаться от вакцинации. В этом случае должен быть приложен письменный отказ родителей от прививок.
Среди профилактических прививок выделяют: Полиомиелит, Корь, Паротит, Реакция манту, Туберкулёз, Менингит, Краснуха, Гепатит.
Источник:https://meddynasty.ru/uslugi-i-czenyi/mediczina-dlya-detej/spravki-dlya-detej/mediczinskaya-karta-rebenka-dlya-shkolyi-spravka-026-u.html
Особенности организации педагогической деятельности учителя в первую неделю (организация приема детей учителем утром, знакомство их с классом, школой, правилами поведения и режимом работы школы).
Учителю необходимо встречать детей у входа в школу. Прием детей происходит от родителей учителю. А после уроков учитель передает детей родителям.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться.
Знакомство детского коллектива проводится в несколько этапов. Прежде всего, нужно добиться, чтобы дети узнали и запомнили имена друг друга, научились обращаться к своим одноклассникам, используя разные формы их имен. В дальнейшем необходимо проводить упражнения, которые помогут ребятам узнать больше информации о своих товарищах. Она может касаться состава семьи, любимых занятий, наличие домашних питомцев, посещение кружков и т.д.
На основе глубокого знакомства в среде первоклассников проявляются первые симпатии, зарождается дружба, и образовываются микрогруппы по интересам.
Рекомендуется провести небольшую беседу с первоклассниками о том, чем они будут заниматься в школе. Это поможет выявить мотивацию ребят к учебе. Лучше всего такое упражнение провести с использованием картинок или презентации.
Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть.
Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).
Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение, широко используются дидактические игры с двигательной направленностью.
Планирование работы учителя в первые две недели.
Первая и вторая недели сентября – адаптационные. Занятия строятся в виде познавательно-развлекательных мероприятий, с использованием дидактических и спортивных игр на воздухе.
В сентябре - октябре проводится ежедневно только по три урока по 30 – 35 минут каждый. Обязательное проведение не менее двух физминуток по 1.5- 2 минуты каждая на каждом уроке.
1 день – Классный час «Здравствуй, школа» - знакомство с учителем с одноклассниками, экскурсия по школе, школьная линейка «Первый звонок».
В первые две недели учителю необходимо создать условия для психологической адаптации ребенка. В эти дни проходит: знакомство с учебниками, школьными принадлежностями, школьными правилами поведения и распорядком дня; выявление мотивации к обучению, уровня подготовленности детей к обучению в школе. Происходит рассадка детей в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Учитель заполняет социальных паспорт класса. Для создания положительного отношения к школе, к классу и др. учитель использует много игр. Например, игры на знакомство, на сплочение коллектива, и др.
Завершаются эти две адаптационные недели праздником – «Посвящение в ученики».
Основными критериями адаптированного первоклассника (считает Г.А.Дорофеева) являются: положительное отношение к школе; умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками; адекватное восприятие школьником требований; легкое усвоение учебного материала; проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений; благоприятное статусное положение в классе и др.
Примерный план первых двух недель:
День 1: Знакомство. Режим дня.
День 2: Школьные традиции. Мы – одна семья.
День 3: Реакция на реплику. Отработка правил школьной жизни.
День 4: Как можно спорить, а как нельзя.
День 5: Понятно ли мы говорим?
День 6: Различные стороны сотрудничества.
День 7: Групповое взаимодействие. Точка зрения каждого.
День 8: Учимся общаться. Обращение за помощью.
День 9: Выявление межличностных отношений.
День 10: Игра «День рождения класса»
Пути реализации преемственности педагогической работы школы с дошкольным образовательным учреждением.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, безусловно, является игровая. Недопустимо в период подготовки детей к школьному обучению проведение в детском саду и на специальных курсах в школе занятий по типу уроков в первом классе. Тем более, нельзя задавать дошкольникам предметные домашние задания и выставлять отметки.
Пути реализации преемственности:
- Оптимальное соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- Состав группы (класса) постоянный;
- Количество занятий в неделю: в д/с - 15 образовательных ситуаций (в неделю); в школе - 15 уроков в сентябре, октябре и не более 21 урока с ноября по май (в неделю);
- Продолжительность в течение дня: в д/с – по 30 минут; в школе - по 3 урока в день по 30 – 35 минут каждый в сентябре, октябре; в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь-май — по 4 урока в день по 40 минут каждый.
- после второго урока в школах рекомендуется прогулка детей на свежем воздухе.
Кроме вышеперечисленного, и в детском саду, и в школе занятия проводятся по утвержденному расписанию, являются обязательными для посещения.