МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.Я. ОРЕХОВА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
им. Героя СССР С.Я. Орехова
__________ / /
Приказ от 31.08.2022 г. № 117
Рабочая программа
«Песни донских казаков»
для 1 – 4 классов
Направление: духовно – нравственное
Количество часов: 68
Учитель – Пасовец Людмила Викторовна
2022 -2023 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);
-Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя редакция);
-Приказ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении ФГОС НОО».
- основная образовательная программа НОО для 1 класса (Приказ от 31.08.2022г № 117);
- ФГОС НОО от 06.10.2009Г №3373 (изменения от 31.12.2015г №1576);
- основная образовательная программа НОО для 2-4 классов (Приказ от 31.08.2022г № 117);
- план внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год (Приказ от 23.06.2022 г № 97);
- календарный учебный график на 2022 -2023 учебный год (Приказ от 31.08.2022 г № 117);
- сборник образовательных программ и методических рекомендаций по реализации этнокультурного казачьего компонента в образовании. – Т.2 / под ред. М.Б.Кусмарцева. – Волгоград, 2012. Авторской дополнительной образовательной программы «Центр изучения казачьей культуры» авторов Ромашкина Г. А., Епифановского П. В.
Целью данной программы является воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней, духовно-нравственное воспитании обучающихся.
Задачи:
- изучение традиций, обычаев и обрядов донских казаков на основе традиционного праздничного календаря, особенностей традиционной одежды казаков их жизненного уклада и быта, обучение пению в народной манере, формирование навыка воспроизведения фольклорного материала.
- развитие общих, творческих и специальных способностей, исторического и культурного самосознания, интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры;
- формирование целостного и толерантного отношения к культуре народов России и бережному отношению к традиционному казачьему фольклору Ростовской области в частности, приобщение к историческим и культурным ценностям общества.
- воспитание обучающегося комплексом средств: активная творческая деятельность, рациональная организация свободного времени, организация коллективной творческой деятельности детей на основе сотрудничества и поддержки, создание «ситуации успеха» для всех детей на каждом занятии, помогающей преодолеть неуверенность в себе при выполнении заданий.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Метапредметными результатами являются:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала.
Устное народное творчество – 4 ч.
При изучение данной темы обучающиеся познакомятся с такими жанрами скороговорки, прибаутки, потешки, загадки,
считалки, сказки.
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.
Вокально-хоровая работа -- 20 ч.
Ознакомление учащихся с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, не допускать резкого, зажатого форсированного звучания. Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения.
-Постепенное развитие диапазона, начиная от зоны «ми» - «фа». Обучение умению сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания.
- Формирование у детей осознания «пульсации» в музыке, что поможет им обходиться без дирижера.
- Работа над вокально-хоровыми навыками – дыханием, артикуляцией, дикцией; стремление к полной свободе исполнителей, чтобы эти навыки были такими же естественными, как и в процессе речи. Стремление к осмысленному и выразительному пению.
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.
Пение произведений – 30 ч.
Краткая беседа о жанре песни, о месте бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась, о времени ее создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов, устаревших выражений, необходимо подчеркивать особенности казачьего диалекта, соотнося его с русским литературным языком.
Показ исполнение песни. Анализ музыкальной структуры (сколько фраз, похожи они или разные; лад и т.п.). Разучивание песни. Проговаривание, а затем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения. Игры с песнями: «Ехали казаки», «Люблю я казаченька», «Пчелочка».
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.
Хоровод. Виды хороводов – 14 ч.
Бытование и назначение хороводов. Виды хороводов: круговой, стенка-
на-стенку, змейка.
Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.
Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое разучивание движений.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел, тема занятия | Количество часов по разделу, теме | Из них |
теория | практика |
1 | 06.09 -13.09 | Устное народное творчество. | 4 | 1 | 3 |
1 | 06.09. | Введение. Малые жанры донского фольклора. | 2 | 1 | 1 |
2 | 13.09 | Предания, легенды, байки, былины донского казачества. | 2 | | 2 |
2 | 20.09 – 29.11 | Вокально-хоровая работа | 20 | 1 | 19 |
3 | 20.09 | Развитие певческих навыков. Песни донских казаков | 2 | 1 | 1 |
4-5 | 27.09 04.10 | Упражнения для развития диапазона. Песни донских казаков. | 4 | | 4 |
6 - 7 | 11.10 18.10 | Упражнения для развития вокальной техники. Песни донских казаков. | 4 | | 4 |
8 - 9 | 25.10 08.11 | Развитие чувства ритма на примере народной музыки. | 4 | | 4 |
10 | 15.11 | Определение ритмических рисунков на примере народной музыки. | 2 | | 2 |
11-12 | 22.11 29.11 | Развитие певческих навыков. Песня «Донцы молодцы». | 4 | | 4 |
3 | 06.12- 21.03 | Пение произведений. | 30 | 2 | 28 |
13-15 | 06.12 13.12 20.12 | Исторические песни. | 6 | 1 | 5 |
16 - 18 | 27.12 10.01 17.01 | Лирические казачьи песни. | 6 | 1 | 5 |
19 - 21 | 24.01 31.01 07.02 | Строевая казачья песня. | 6 | | 6 |
22-24 | 14.02 21.02 20.02 | Обрядовые казачьи песни. | 6 | | 6 |
25 - 27 | 07.03 14.03 21.03 | Работа над выученным репертуаром | 6 | | 6 |
4 | 04.04 -23.05 | Хоровод. Виды хороводов. | 14 | | 14 |
28 - 29 | 04.04 11.04 | Виды хороводов. Разучивание хоровода «Круг» | 4 | | 3 |
30 - 31 | 18.04 25.04 | Виды хороводов. Разучивание хоровода «Змейка». | 4 | | 3 |
32 - 33 | 02.05 16.05 | Разучивание хоровода «Корзиночка» | 4 | | 4 |
34 | 23.05 | Разучивание хоровода «Стенка на стенку» | 2 | | 2 |
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР
____________/ /
«30» августа 2022 год