АННОТАЦИЯ
Древнейшими образцами, представляющими человеческую деятельность, являются изделия из камня, - одного из самых долговечных материалов. Камень использовался в кладках, строительстве, для изготовления орудий труда и для наскальных изображений. Последние два вида, из только что перечисленного,
являются наиболее значимыми в культурной перспективе и самыми сложными каменными артефактами.
Наскальное искусство представлено двумя видами артефактов, создаваемых с декоративными целями: живописные наскальные изображения (пиктограммы) и высеченные наскальные изображения (петроглифы), Оба эти вида представляют собой самый богатый и значимый документ человеческих культур, существовавших до появления письменности (т.н. доисторических культур), а именно 99% всех обнаруженных объектов, обладающих эстетической подоплекой.
Петроглифы являются в настоящее время самыми распространенными и часто встречающимися памятниками наскального искусства. Они прекрасно сохранились в наскальных поверхностях под открытым небом. Самые древние из найденных изображений относятся к 22000 до н.э. (в Португалии). В Казахстане петроглифы встречаются очень часто: их можно найти на ровных скальных поверхностях: некоторые из них, как предполагается, были выгравированы Неолитическими культурами (III тыс. до н.э.), а большая часть возникла в эпохи Бронзы и Раннего Железа (II-I тыс. до н.э.)
Но в настоящее время из-за разрушающего влияния человеческой деятельности и небрежения к их состоянию памятники наскального искусства, расположенные под открытым небом, подвергаются серьезной опасности. Предотвратить их разрушение может только социальная заинтересованность, охрана и культурное образование.
Цель настоящей работы - донести до населения знания о существовании, ценности и уязвимости памятников петроглифического творчества, находящихся на территории нашей страны, а так же повысить интерес к этим уникальным древним посланиям и проявить заботу об их сохранении. Еще раз привлечь внимание общественных организаций с тем, чтобы усилить меры по Законной охране каждого обнаруженного петроглифа и физической охране главных петроглифических комплексов страны. Это особенно важно в связи с ростом количества посетителей памятников старины, не осознающих их ценности и не питающих уважения ни к месту, ни к уникальным наскальным изображениям. Объем оставляемого посетителями мусора и выполненных от руки надписей на ценных поверхностях камней и самих петроглифов повышается из года в год.
В результате исследовательской работы, знакомства и петроглифическим памятником Семиречья – Тамгалы, мы пришли к выводу, что необходимо пропагандировать это древнее искусство в надежде на возрождение и развитие традиционного присущего народу Казахстана культа почитания предков и их памятников.
ВВЕДЕНИЕ
На территории Южного Казахстана и Семиречья сконцентрированы тысячи петроглифических комплексов, которые, наряду с другими монументами – такими как древние телеги и руины средневековых городов, представляют интегральную часть современного культурного ландшафта. Из-за своей доступности и месторасположения петроглифические галереи, в большей мере, чем другие археологические памятники, подвержены разрушительному влиянию нашей цивилизации.
Тамгалы является первым и уникальным петроглифическим монументом Казахстана, который находится не только под охраной закона, но и имеет физическую охрану, - результат многолетних усилий работы, изучения и эксперимента местных и международных многодисциплинарных экспертов (археологов, геологов, архитекторов и консерваторов).
Честь открытия Тамгалы, в 60-х годах прошлого столетия, принадлежит А.Г.Максимовой (1923-2002гг.), чью работу затем продолжили А.Г.Медоев, Б.З.Аубекеров, А.Н.Марьяшев и А.Е.Рогожинский.
С начала 1990 года в числе задач по изучению Тамгалы появилась и проблема его охраны. Главную роль в решении данной задачи сыграл в 1990-1994 гг. научный институт,
Сегодня называемый НИПИ ПМК, и Тамгалы стал местом применения новых методов и техники комплексного изучения, документирования, охраны и реставрации. Был разработан гео-археологический подход, применяющий различные виды анализа – геологический, физико-химический, ботанический, палео-климатический, палинологический наряду с архитектурной техникой изучения и техникой консервации. В настоящее время данный комплекс является одним из самых изученных и задокументированных памятников петроглифическоого искусства Казахстана и Средней Азии, а накопленные на его примере опыт и технологии позволяют сегодня продолжать изучение и заботиться и сохранности аналогичных комплексов Казахстана и Средней Азии.
Первые меры по обеспечению сохранности данного монумента были предприняты в конце 90-х годов прошлого столетия.
В 1998 году комплекс был внесен в Список Претендентов Перечня Мирового Наследства ЮНЕСКО, - наряду с Мавзолеем Ходжа Ахмеда Яссави как главного претендента на номинацию. С этого момента ЮНЕСКО стал активно участвовать в судьбе Тамгалы через реализацию мер по охране этого монумента. Так, с 2000 по 2003 гг. при его участиии и благодаря сотрудничеству между НИПИ ПМК (А.Рогожинский) и норвежскими специалистами (А.Хиген) был реализован проект по «Менедженту, охране и презентации петроглифов Тамгалы». Итогом данной работы стало решение о необходимости физической охраны данного объекта – наблюдение за состоянием камня и контроль потока туристов.
Финалом проекта стала подготовка документов для номинирования в Список Мирового Наследия ЮНЕСКО.
Одновременно с усилиями, предпринимаемыми учеными других стран, казахстанские специалисты так же внесли свой вклад: 5 октября 2001 года, особым решением правительства, в соответствии со статьей 37 ныне действующей Конституции Республики Казахстан, которая гласит «Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», археологический комплекс Тамгалы был удостоин статуса Монумента Национального Значения; а 14 октября 2003 года был основан Государственный Исторический Культурный Заповедник «Тамгалы».
К сожалению, это единственный петроглифический комплекс, который находится не только под охраной Закона, но имеет и физическую охрану. Такие уникальные памятники, как Тамгалы-Тас (правый берег р.Или), Ешкиольмес и Баянжурек (северо-западный отрог Джунгарского хребта), хотя и включены в Список Национального Достояния не имеют физической меры защиты
Особенно страдает от этого монумент Тамгалы-Тас, так как расположен в непосредственной близости от Алматы в живописнейшем месте, облюбованном жителями Алматы и Алматинской области для отдыха.
Впервые монумент был исследован отцом казахской этнографии Чоканом Валихановым в 1856 году, а позже историками З.Семеновым (1856-1857гг.) и Х.Пантузовым (1897г.).
Это небольшой петроглифический комплекс, расположенный на правом берегу в каньоне реки Или, в нескольких километрах к северу от Капчагайской гидроэлектростанции, на береговой терассе шириной 30-50 метров, покрытой каменными плитами. На этих скалах изображены 5 фигур Ламаистского Буддистского Пантеона и 20 надписей на тибетском, монголо-джунгарском и манчжурском языках.
Так вот, в последние годы комплекс не раз подвергался актам вандализма: надписи краской появлялись почти на всех изображениях, а в местах, где у Будд расположено сердце и руки появились пробоины от пуль. Кроме того, увеличившийся приток посетителей (а также лагеря скалолазов и рыбаков) привел к тому, что данный монумент буквально превратился в место свалок.
А ведь многие комплексы даже не имеют пока и законодательной охраны. Хотя каждый из них уникален и является культурным наследием каждого казахстанца.
ПЕТРОГЛИФЫ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА И СЕМИРЕЧЬЯ
ГЕОГРАФИЯ, РАСПОЛОЖЕНИЕ И КОЛИЧЕСТВО
ГЕОГРАФИЯ.
Река Сырдарья и горные цепи Тянь-Шаня представляют собой четкую природную и культурную границу между южной и серной Средней Азией. Они прочерчивают линию, которая отделяет Туранские пустыни с их ирригационными системами от обширной зоны северных степей с их пастбищным потенциалом. Южный Казахстан (от Аральского моря до гор Каратау) и Семиречья (от гор Каратау до Джунгарских ворот на границе с Китаем) составляют именно такую границу – коридор, протяженностью 2000 км и 300 км шириной. Именно здесь, на протяжении последних 4000 лет встречались, взаимодействовали и сражались два противоположных человеческих мира: южный мир оседлых земледельцев, управляемых централизованной властью и находящихся под влиянием Иранской культуры и северного мира кочевых пастухов, социализируемые внутри изменчивых кланов и племен. Последние испытывали влияние с Урала, из Сибири и с восточной части Центральной Азии. Следовательно, Южный Казахстан и Семиречье представляют собой наилучший пример дуального - сельскохозяйственного и пастбищного характера Центральной Азии, а также особую территорию для понимания сложности составляющих ее ландшафтов и культур, экзотической красоты и секретов сердца Евразии.
РАСПОЛОЖЕНИЕ.
Наскальное искусство в этом регионе выражено, главным образом, в форме наскальных гравюр (петроглифов). Места обнаружения петроглифов различного размера достаточно широко распространены, Научные исследования выявили три фактора, влияющие на их расположение и закономерности распространения: хорошая скальная порода, благоприятные условия для человеческого проживания и наличие естественных путей сообщения между регионами. С формальной точки зрения это выглядит вполне логичным: упомянутые три фактора, соответственно, увеличивают количество потенциальных каналов, источников и получателей посланий, зашифрованных в петроглифах.
Чтобы служить каналом передачи выгравированных знаков, скальный материал, в виде каменных поверхностей, находящихся под открытым небом, должен обладать определенными характеристиками. В порядке важности: гладкость, металлическая патина, соответствующий размер, выразительное естественное обрамление окружающего ландшафта. Такой материал трудно обнаружить, за исключением Тянь-Шаня и Джунгарских гор, где в результате тектонических разломов были подняты на поверхность гигантские гранитные плиты, Они расположены стокилометровой полосой вдоль северных предгорий, которая появилась в результате тектонической деятельности, исказившей плоскогорье и вынесшей на поверхность обломки осадочных и метаморфических пород, состоящих из сланца и песчаника – любимых материалов, которые древний человек избирал для нанесения петроглифов. На юге Казахстана и в Семиречье эта полоса протянулась от гор Каратау на западе до гор Чу-Или в центре вплоть до северных предгорий Джунгарского хребта на востоке.
Оптимальные экологические условия для проживания представителей смешанных земледельческо-скотоводческих сообществ представлены зонами, на которых летние и зимние пастбища расположены достаточно близко – в нескольких часах пешего хода друг от друга. Самым простым примером могут служить долины, обеспечивающие благоприятные климатические условия для ограниченного количества населения и обладающими летними и зимними пастбищами, расположенными на южных и северных склонах. Такие условия могут быть найдены в различных ландшафтах, - таких как горные луга, предгорья, пустынные оазисы и речные каньоны.
Помятуя о двух вышеуказанных условиях, решающим фактором в выборе наиболее важных мест нанесения петроглифов является наличие оазисов, представляющих благоприятные условия для формирования региональных и межрегиональных путей. В Южном Казахстане и Семиречье наилучшие условия для формирования межрегиональных путей для перемещения скота и людей представлены тремя постоянными линиями низкогорных оазисов: горная цепь Каратау (с юго-востока на северо-запад), формирующая коридор между бассейном р.Сыр-Дарья и зоной Приуралья; горная цепь Чу-Или (с юго-востока на северо-запад), соединяющая Чуйскую и Ферганскую долины на юге, и территории Центрального-Восточного Казахстана с Югом Сибири на севере; Джунгарские предгорья ( с запада на восток), ряд оазисов с восточной стороны реки Или, соединяющей Семиречье с Джунгарией, Северный Тарим и Алтайский регион.
Исторические события, происходившие вблизи этих трех дорог четко отображаются в темах и стилях петроглифов, наносимых на камни на протяжении всей истории.
КОЛИЧЕСТВО
Наибольшее количество петроглифов Южного Казахстана и Семиречья расположились в местах пересечения указанной геологической полосы с предгорными стоянками человека и тремя вышеописанными дорогами. Совместно они представляют наиболее многочисленную концентрацию петроглифов во всей Центральной Азии, и одну из крупнейших на Земле. Насчитываются десятки крупных памятников, сотни памятников среднего размера и тысячи мелких, а также десятки тысяч единичных петроглифов, сотни тысяч насеченных изображений и миллионы единичных фигур. Не будет преувеличением сказать, что в Южном Казахстане и Семиречье почти каждая подходящая каменная поверхность была иссечена изображениями: это гигантская демонстрация окультуривания ландшафта, расположенного в коридоре высокой геополитической важности и представляющая собой документ неоценимого исторического значения.
ГЛАВНЫЕ ПЕТРОГЛИФИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА И СЕМИРЕЧЬЯ:
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
Петроглифические памятники Южного Казахстана и Семиречья классифицированы по размеру как: крупные (более 1000 изображений), средние (1000-100), мелкие (менее 100 изображений). Несмотря на то, что петроглифы можно обнаружить в любом более или менее скалистом ландшафте, крупные и более значительные памятники относительно редки и встречаются в зонах, где не только присутствуют три вышеуказанных фактора, но и наличествуют наиболее подходящие условия, делающие возможным расселение многочисленных человеческих сообществ и, что наиболее важно, зоны, пересеченные главными межрегиональными путями.
Восемь главных петроглифических комплексов (в среднем по 3-4 тысячи изображений в каждом) были обнаружены в регионе и соответствуют указанным критериям: Койбагар и Арпаузен (горы Каратау); Хантау, Кульджабасы, Тамгалы (горы Чу-Или); Ешкеульмес, Баянжерек, Тасбас (Джунгарский хребет). Наиболее известными учеными, обнаружившими и исследовавшими данные памятники являются археологи А.Максимова, М.Кадырбаев, А.Марьяшев, З.Самашев, А.Рогожинский и гео-археологи А.Медоев, Б.Ауебекеров, Р.Сала.
Эти восемь главных памятников демонстрируют общие черты, присущие большинству петроглифических памятников Центральной Азии. Они состоят из базовой семиступенчатой хронологической периодизации и для каждого периода демонстрируют базовые черты исполнения (выбор лито-материала, техника, временные затраты) и набор стилей и тем. Семью периодами являются; архаичный (пока найден только в Кульджабасы), ранняя-средняя бронза, поздняя бронза, ранний железный сакский, ранний железный гуннский, средневековый и этнографический.
Похожесть данных памятников неудивительна, поскольку все они были открыты для влияния Северного Пути, пролегающего между Уралом и Алтаем и соединенных между собой Тянь-Шанскимими предгорьями, где, из-за недостатка скального материала не могли появиться коупные крупные петроглифические памятники, но где наличествовали условия для географического контакта.
За исключением Кульджабасы, все главные памятники относятся к периоду ранней-средней бронзы (1800-1200 гг. до н.э.). Для нанесения петроглифов данного периода использовался наилучший материал – горизонтальные или вертикальные гладкие скальные поверхности. По своему числу они составляют более чем половину всех изображений крупных памятников.. Они нанесены бронзовыми инструментами и использованием техники насечек и изображают фигуры среднего размера. Набор тем относительно велик и достаточен для изображения наиболее красочных и простых сюжетов скотоводческой жизни: несколько видов диких травоядных (быки, лошади, дикие ослы, козлы и бараны, олени и газели) и иных животных (волки, собаки, леопарды, змеи, птицы); люди, в том числе изображения мужчин с половыми признаками, рожающие женщины; изображения танцующих людей, людей с поднятыми руками, поддерживающих свои волосы, держащие в руках оружие, сцены сражений; лучники с добычей и собаками; человек с головой , из которой исходят лучи, с головой зеркалом; так же такие символы как солярные круги, лабиринты, точечные, линейные, круговые или квадратные знаки сомнительного значения.
В период поздней бронзы появляются фигуры, меньшие по размеру, которые начинают концентрироваться вокруг ранних изображений; стиль изменяется, предпочтение отдается линейному двухмерному изображению. Среди последних особенно значительными являются: изображение одомашненных животных и стад, что свидетельствует о росте скотоводства; появляется больше изображений повозок, откуда можно заключить, что растет значение транспортных средств наряду с интересом к механизмам и сложным знакам; появление антропоморфных фигур с головами в виде зеркал (Кульджабасы) или головами в виде солнца (Тамгалы) или же голов в виде повозок (Арпаузен) означает появление в сознании человека новых метафорических способностей.
ТАМГАЛЫ
Каньон Тамгалы (что означает «знак») располагается в восточной части Чу-Илийских гор и обладает элементами, необходимыми для появления крупного петроглифического комплекса. На настоящий момент здесь располагаются лучшие каменные поверхности среди аналогичных скоплений Юга Казахстана и Семиречья. Комплекс расположен в зоне хороших каштановых почв, на границе между предгорными степями и пустыней (что является благоприятным для возникновения как летних так и зимних кочевых поселений) и обладает всеми условиями для расселения даже многочисленного людского сообщества.
В центральном каньоне Комплекса (компактный ареал размером 400х350 метров) насчитывается 3 тысячи гравюр, составляющих 5 крупных петроглифических групп; так же на территории размером 7х3 км рассеяны более 1000 изображений, объединенных в 50 маленьких групп. Комплекс достигает своего расцвета в эпохи Средней и Поздней Бронзы и его активность начинает спадать в Сакский период.
Гравировка центральной части комплекса начинается в период Средней Бронзы сразу с превосходных изображений, выполненных сразу несколькими мастерами, и, вероятно, менее чем за один век было выполнено более 50 изображений данного места. Корреляция с археологическими раскопками позволяет датировать ранюю фазу его развития 1500 гг. до н.э. Стиль гравюр тяготеет к трех-мерности (так называемый «Классический Тамгалинский стиль») и является важнейшей ссылкой при классификации других комплексов. Сюжеты изображают диких быков, группы бегущих животных, непонятные антропоморфические фигуры в овечьих шкурах и держащих рога, сцены сексуального акта и изображения антропоморфических солнцеголовых фигур, - самых знаменитых.
В период Поздней Бронзы петроглифическая активность сокращается довольно незначительно, но, однако, изображение теряет свое прежнее превосходное качество. Фигуры уменьшаются в размерах, стиль становится линейным, двух-мерным и более скупым. Зато появляются новые сюжеты: воюющие группы людей и химерические рогатые животные. По-прежнему продолжают появляться антропоморфичные солнцеголовые существа: они менее заметны, более схематичны и имеют аналогии с подобными изображениями в Саймалы-Таше, - что говорит о широком культурном обмене.
Сакский период отмечен в каньоне несколькими превосходными изображениями (оленьи камни, являющиеся свидетелями миграции Сибирских и Монгольских племен). То же характерно и для тюркского периода, который оставил после себя прекрасную группу изображений в двух км к юго-востоку от центра. Так же здесь найдены несколько Тюркских и Джунгарских надписей.
Основные отличительные особенности петроглифического комплекса Тамгалы – это его прекрасный материал, компактность, стремительное развитие на протяжении первой фазы, особенности трех-мерного стиля и уникальные изображения антропоморфных солнцеголовых существ, Последние принадлежат к эпохе Средней Бронзы и делают данный комплекс вместе с его археологическим контекстом одним из наиболее важных полигонов для изучения культур Бронзового Века Семиречья.
ВЫВОДЫ
Широта распространения, древность, количество, значимость и эстетическая сила воздействия делают пиктограммы и петроглифы важнейшей записью человеческой истории и богатейшим документом, в котором экосистема и интеллектуальная жизнь людей была запечатлена еще задолго до появления письменности.
Благодаря использованию лабораторных способов датировки или путем корреляции с окружающим археологическим комплексом, они могут приравняться к роли керамики в научном определении культурных и исторических периодов.
Благодаря вечной природе камня петроглифы прекрасно сохранились до наших дней, практически избежав влияния сил природы.
Но в настоящее время из-за разрушающего влияния человеческой деятельности и небрежения к их состоянию памятники наскального искусства, расположенные под открытым небом, подвергаются серьезной опасности. Предотвратить их разрушение может только социальная заинтересованность, охрана и культурное образование.
В настоящее время 22 комплекса наскальных изображений планеты включены в список Мирового Наследия ЮНЕСКО.
Сегодня, когда открываются все новые туристические маршруты, необходимо ознакомить представителей молодого поколения Казахстана с миром петроглифов, способствовать пониманию их исторической и художественной ценности, привить уважение и внимание к их сохранению.
ТАЛГАРСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕПЕРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕТРОГЛИФЫ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА И
СЕМИРЕЧЬЯ
Раздел: наука
Отделение: общественных наук
Секция: история
Выполнила: Киссер Кристина
9 «б» кл. СШ № 17
Алматинская обл.,
Талгарский р-н,
п.Панфилова
Руководитель: Преподаватель истории СШ № 17 п.Панфилова
Шапорева Л.Д.
г.Талгар, 2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
Петроглифы Южного Казахстана и Семиречья. География, расположение и количество.
Главные петроглифические комплексы Южного Казахстана и Семиречья: общие черты
Тамгалы
Выводы
III. Список использованной литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Медоев А. «Гравюры на скалах», Алма-Ата, 1986г.
Мариковский П. «Загадка Каскабулака». В сборнике «Памятники
истории и культуры Казахстана». Выпуск № 4,
Алма-Ата «Казахстан», 1989г.
Рогожинский А.Е. «Изобразительный ряд петроглифов эпохи
бронзы святилища Тамгалы». В сборнике
«История и археология Семиречья». Выпуск № 2
Алматы, 2001г.
Памятники истории и культуры Казахстана. Сборник Центрального
Совета Казахского общества охраны памятников истории и культуры,
Выпуск № 4, Алма-Ата, «Казахстан», 1989г.