«Повышение мотивации к изучению литературы и развитие творческих способностей детей через вовлечение во внеурочную деятельность».
Литературно-музыкальный бал в школе — одна из традиционных форм организации учебной и внеклассной деятельности учащихся. И кажется, этот вид учительской и ученической деятельности устарел, но мой опыт показывает, что интерес к нему не угасает. Многолетний опыт работы с учащимися на уроках литературы и во внеурочной деятельности убеждает меня в необходимости проведения литературно-музыкальных балов , потому что каждый учащийся получает возможность проявить свой творческий потенциал, реализовать себя в том виде деятельности, в котором он может проявить свои способности. Кроме того, этот вид внеклассной работы помогает познакомить учащихся с поэтами и писателя , произведения которых ребята фактически не читают, обратить их внимание на многие исторические события, которыми гордится наша страна, что помогает формировать высоко нравственную личность, любящую свою страну и свой народ. Мы знаем, что одна из важнейших целей воспитания - формирование полноценной личности, создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирования самосознания и гражданской ответственности. В ФГОС сказано, что цель изучения литературы — воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма , любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре.
Перед учителем стоит ещё одна задача — увидеть талант ребёнка, заставить поверить его в свою одарённость. Не секрет, что на уроках литературы многие не проявляют себя в полную силу, и , кажется, что им не интересен мир книг. И я стараюсь создать такие условия, чтобы многие учащиеся вовлекались в работу. Это помогает им раскрыться: кто-то читает стихи, кто-то выступает в роли актёров, танцоров, оформителей, создателей презентаций, музыкантов, оформителей сцены, фотокорреспондентов, чтобы потом составить фотолетопись мероприятия. Мне удалось заинтересовать детей, и я чувствую их огромное желание работать совместно.
Совместная работа учителя и учеников при составлении сценария, прослушивание и отбор музыкальных произведений, чтение стихов, разыгрывание сцен-эпизодов, оформление сцены и продумывание костюмов способствует формированию потребности самим творить, видеть прекрасное, чувствовать свою ответственность за взятые на себя обязательства. Такая работа сближает учителя и ученика, создаёт прекрасные условия для самовыражения, самореализации каждого участника, способствует сплочению коллектива, объединяет детей и родителей, которые являются нашими помощниками: помогают создавать декорации, при необходимости шьют костюмы. И меня радует вопрос моих учеников: «А когда мы начнём работать над следующим сценарием?»
Обращаясь к данной форме внеклассной работы по литературе, я ставлю перед собой следующие задачи:
развивать интерес учащихся к изучению литературы;
развивать любознательность, инициативность;
воспитывать трудолюбие, ответственность за взятые на себя обязательства, умение работать сообща, в содружестве;
формировать эстетический вкус , эстетические взгляды;
осваивать нравственные понятия, как: честь, совесть, любовь, самоотверженность, благородство;
пробуждать в душах детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сострадание;
развивать творческие способности учащихся.
Работая над созданием литературного праздника, я выделяю несколько этапов:
отбор, обсуждение и систематизация исторического и литературного материала;
составление сценария и распределение ролей;
подбор и подготовка музыкального оформления;
обсуждение оформления сцены;
детальное выстраивание композиции ;
обсуждение костюмов;
составление презентации, подбор видеороликов;
репетиции.
Внеклассная деятельность, по моим наблюдениям, вызывает огромный интерес у учащихся : всё больше желающих быть участником литературной гостиной. Состав творческой группы из года в год меняется, варьируется в зависимости от темы, от поставленной творческой задачи. Организуя внеклассную работу, я учитываю принцип доступности материала: ни в коем случае он не должен превышать возрастные особенности детей. Так, творческая задача литературной гостиной, посвящённой юбилею Н.В. Гоголя, « По страницам « Вечеров на хуторе близ Диканьки», состояла в том, чтобы показать, что «Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя - чудо русского языка.
Так как данное произведение по программе изучается в 5-6 класс, то участниками были пятиклассники и шестиклассники. Вместе с ними мы выбрали из повестей понравившиеся эпизоды для разыгрывания сценок, затем составили сценарий, продумали связывающие нити мини-сценок, разучили украинский танец, сочинили танец утопленниц, оформили сцену, выпустили стенгазету, в нашу творческую работу активно вовлеклись родители: сшили костюмы, помогли сделать декорации.
Литературно-музыкальный бал формирует эстетический вкус, развивает чутьё к поэтическому слову. Не секрет, что нравственное и эстетическое воплощается в поэзии, в музыке, которые помогают освоить нравственные понятия: любовь к родине, природе, к окружающему миру. Поэзия даёт возможность сердцем почувствовать красоту мира и слова. Работая над композицией «В краю берёзового ситца», посвящённой творчеству С.Есенина , участники ( это были учащиеся 7 класса) выбирали стихи о родной природе, о родном крае, о животных. Ребята творчески подошли к оформлению цены: украсили жёлтыми листьями, разноцветными русскими шалями, нарисовали карт , навеянную строками из стихотворений поэта. Творческая атмосфера, красочность помогли и участникам, и зрителям прикоснуться к тайнам поэзии, воспевающей красоту родного края, любовь ко всему живому, к родине.
Уроками любви, доброты, сострадания является творчество Л.Н. Толстого. Писатель размышляет о человеческой красоте , её внешнем и внутреннем , духовном проявлении, о нравственном выборе человека, о жизни и смерти. Учащиеся 9-11 классов провели литературно-музыкальный бал. Учащимся был предложен материал: отрывки из разных произведений автора. Они читали, выбирали, что им понравилось, сами для себя определяли роль, потом все вместе составляли сценарий, подбирали музыкальное оформление (оно оказывает эмоциональное воздействие на зрителей и участников), составили презентацию, продумали оформление сцены.
Работая над литературной композицией, я привлекаю учителя музыки, студентов Хореографического Колледжа, учащихся Кадетской школы. Неоценимую помощь оказывает библиотекарь школы, которая организует выставку книг, даёт краткие аннотации к некоторым произведениям автора. Такое сотрудничество не проходит даром: количество читателей увеличивается, и радует , что учащиеся идут в библиотеку целенаправленно: берут произведения автора, творчеству которого и была посвящена композиция.
Я глубоко убеждена, что литературно-музыкальный бал- это такая форма внеклассной работы по литературе, которая формируют духовно-нравственные ценности человека, вызывает интерес к изучению литературы и развивает творческие способности детей.