Педагогические условия развития нравственно - этического компонента самосознания детей старшего дошкольного возраста
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездоходность, обусловленная отчуждением человеком от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Моральное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Освоение морали начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – период первоначального фактического складывания личности, ее социализации [ А.Н. Леонтьев]
Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р.С. Буре. Л.С. Выготского, Р.И. Жуковского, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской и других. В работах А.В. Запорожца, В.К. Котырло, Я.З. Неверович, Д.Б,Эльконина и других доказано, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений. Более того, именно дошкольный возраст является сензитивным периодом морального развития.
В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В тоже время знание детьми правил не влечет за собой совершение ими нравственных поступков. Ребенку должен быть понятен смысл поступка, умение видеть его последствие, представлять ситуацию, в которую он попадет, если поступит, так или иначе.
Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.
Мной было разработано рабочее определение самосознания, которое наиболее полно характеризует его с результативной стороны. Самосознание – это высшее выражение сознания индивида, целостная оценка себя, проявляющееся в системе представлений личности о себе, которое определяет личность как таковую.
Благодаря сознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «я».
Анализируя различные авторские подходы, можно представить в обобщённом виде критерии сознания:
Выделения себя из среды, сознания себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
Осознание своей активности – «Я управляю собой»;
Осознание себя «через другого» (« То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.
Данные критерии свидетельствую о том, что самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но ,выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определённым с образом относится к себе.
Старшие дошкольники в основном, верно, осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следование положительным образам. Все это возможно лишь под руководством взрослого.
Проблема этического развития, или формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Как показывают различные социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечения ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость.
Наличие данного факта породило создание парциальных программ по социально-личностному развитию дошкольников. Парциальные программы способствую углублению образовательного процесса по данному направлению образования и развития детей дошкольного возраста, позволяю расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия взрослого с детьми. Мной были проанализированы следующие программы: программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» Е.В, Рылеевой, «Я-Ты-Мы» по социально-эмоциональному развитию дошкольников О.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной программа эмоционально – личностного «В мире друзей « Котовой Е.В.
Литература:
Авдулова, Т.А. Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте [Текс]/ Т.А. Авдулова // Психолог в детском саду. -2007.-№2.-С.15-20.
Буре, Р.С. Формирование представлений о нормах и морали у детей дошкольного возраста [Текс]//Дошкольное воспитание.-2005.-№4-С.16-17.
Мельникова, Н.А. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм [Текс]// Дошкольное воспитание.-2005.-№8.-С.82-85.
Мухина, В.С. Детская психология [Текс]/ В.С. Мухина.-М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс,1999.-352с.
Петрова, В.Н. Нравственное воспитание в деском саду [Текс]: программа и мелодические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В.И. Петрова.-М.: Мозаика-Синтез,2006.-80с.