Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Купавинская средняя общеобразовательная школа № 25 имени героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова
Урок математики
во 2 “А” классе по теме:
«Перестановка множителей»
Учитель начальных классов высшей категории
Портнова З.П.
2017
Аннотация урока
Данный урок входит в серию уроков математики 2 класса по УМК «Школа России», объединенных единой темой «Умножение и деление».
Урок проводится в форме игры-путешествия. Использование данного метода делает положительно эмоционально окрашенной деятельность по изучению и закреплению полученной информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции детей.
Класс: второй
Тип урока: урок открытия новых знаний и умений
Вид урока: урок-игра
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая
Материалы и оборудование:
Наглядный материал:
сказочные герои: Крокодил Гена, Чебурашка, Три Поросёнка, герои сказки «Теремок»;
3 домика из квадратиков: 2х5 — из белых, 3х4 и 3х6 — из цветных;
10 квадратиков 5х5 красного и синего цвета;
Поезд: паровоз и 6 вагонов с примерами 6*9, 4*5 и т.д.
6 билетов с примерами типа 9*6, 5*4 и т.д.
Песня «Мы едем,едем,едем…» для физминутки;
Маленькие вагончики красного, жёлтого и зелёного цветов для определения эмоционального состояния детей по итогам урока;
Цель урока: Познакомить детей с переместительным свойством умножения, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при работе в группах.
Планируемые результаты
Предметные:
Усвоят, что от перестановки множителей результат умножения не изменяется.
Смогут научиться применять переместительное свойство умножения при вычислениях.
Регулятивные:
Понимать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности осуществлять рефлексию способов действий.
Применять полученную информацию в новых условиях.
Коммуникативные:
Использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Ход урока
I Орг. момент
1) Приветствие
— Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости из детского садика.
— Давайте поприветствуем будущих первоклассников и их воспитательницу … .
2) Обращение к будущим первоклассникам
— Дети, сегодня вы пришли в школу в гости. А кто из вас может сказать, как называется ребёнок, который уже ходит в школу? (ученик)
— Что делают ученики в школе? (учатся)
— УчатСЯ, то есть учат себя. Делают свои маленькие, но очень важные открытия, становясь всё умнее и умнее.
— Вы бы хотели этому научиться? Тогда приходите к нам в школу.
— А сейчас мы покажем вам, как делаются открытия. Приглашаем вас на УРОК!
II Подготовительный этап. Концентрация внимания.
Вместе с Чебурашкой и Крокодилом Геной строим домик для друзей.
Строительный материал — квадратики. (на партах у детей).
— Какого цвета квадратики?
Девочки будут выкладывать стену красными квадратиками, мальчики — синими.
Левая сторона дома должна быть красного цвета, а правая — синего.
— Кто будет строить левую сторону? А правую?
(дети по очереди от каждой команды выходят и прикрепляют квадратики)
III Открытие нового знания
а) Сколько квадратиков потребовалось для постройки дома? (д/с считают)
б) Сколько этажей в нашем доме? (5)
По сколько квадратиков на каждом этаже? (по 2)
Как мы можем по-другому узнать количество квадратов? (по 2 взять 5 раз)
Запись: 2 * 5=10
в) Из скольких цветных полос состоит наш дом? (из 2)
По сколько квадратиков в каждой полосе? (по 5)
Как ещё можно узнать количество квадратов? (по 5 взять2раза)
Запись: 5 * 2 =10
г) Похожие дома построили 3 поросёнка и герои сказки Теремок.
Давайте посчитаем количество квадратиков в каждом доме разными способами.
— Сколько этажей? (3)
— По сколько квадратиков на каждом этаже? (по 4)
— Как мы можем узнать количество квадратов? (по 4 взять 3 раза)
Запись: 4 * 3=12
— Из скольких цветных полос состоит наш дом? (из 4)
— По сколько квадратиков в каждой полосе? (по 3)
Как узнаем сколько всего?
Запись: 3 * 4=12
д) — К третьему домику задайте вопросы сами, чтобы узнать из скольких квадратиков он построен
Запись: 3 * 6=18
6 * 3=18
Посмотрите внимательно на каждый столбик примеров. Что интересного вы заметили? Какой можно сделать вывод?
Вывод: от перестановки множителей произведение не меняется.
IV Применение знаний и умений в новой ситуации
Друзья отправляются в путешествие на поезде. Помогите им найти номер их вагона.
— Кто в каком вагоне поедет, если у них такие билеты:
У трёх поросят 5 * 4
У Крокодила Гены и Чебурашки 7 * 8
У персонажей сказки Теремок 9 * 6
У меня ещё есть 3 билета. (Для кого?)
Узнаем, в каком вагоне поедут девочки? (1 девочка берёт билет и определяет номер вагона. Проверка — сигнальные карточки.)
Узнаем, в каком вагоне поедут мальчики? (1 мальчик берёт билет и определяет номер вагона. Проверка — сигнальные карточки.)
Определите, в каком вагоне поедут взрослые. (1 ребёнок берёт билет и определяет номер вагона. Проверка — сигнальные карточки.)
V Физминутка
Под музыку «Мы едем, едем, едем…»
VI Решение задач на станции Задачкино
а) Задачи для будущих первоклассников
У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек?
Семь ребят каталось с горки.
Убежал домой Егорка,
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за ним.
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал, отвечайте скорей!
В первом классе нашей школы
Учатся Егорка, Коля,
Шесть Сергеев, две Наташи.
Скажет кто-нибудь сейчас,
Сколько девочек у нас?
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой —
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой —
Зайка косой.
Следом за ними —
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
б) Задачи для второклассников
На столе лежали четыре шоколадных пряничка, 5 спелых груш и 7 конфет карамелек. Сколько фруктов среди них?
За кустом спрятались медвежата. Видно 8 лапок. Сколько было медвежат?
Кузнец подковал двух лошадей. Сколько подков потребовалось?
Одна сосиска варится 2 минуты. Сколько минут будут вариться 3 такие сосиски?
У цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У 5 таких цветков?
По траве бежал котёнок,
А за ним бежал щенок.
Кто, ребята, сосчитает
Сколько там бежало ног?
Сбежала от Федоры посуда:
3 стакана, 3 чашки, 3 блюда.
Кто сосчитать готов?
Сколько всего беглецов?
В поле бабочки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их 5.
Сможете вы сосчитать:
Сколько будет лепестков,
Если 6 всего цветков?
На лужайке у дорожки
Ходят-бродят козьи ножки.
У развилки двух дорог
Вижу я 12 ног.
Задаю я вам вопрос:
Сколько там пасётся коз?
в) Задачи для больших и маленьких
На столе стояло 4 стакана с ягодами. Вова съел ягоды из одного стакана и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
На столе стояло 7 зажжённых свечей. Коля потушил одну свечу. Сколько свечей осталось на столе?
Чтобы попасть на спектакль, двум сыновьям и двум отцам понадобилось три входных билета. Как такое может быть?
VII Рефлексия
— Наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались?
— Какое открытие сделали сегодня?
— Возвращаться будем на поезде, составленном из цветных вагончиков.
Если на уроке было интересно и новое знание вы хорошо усвоили, то садитесь в зелёный вагон, если вы поняли пока ещё не всё — в жёлтый, если вам скучно, неинтересно и вы ничего не поняли — в красный.
Обратная связь: ребята показывают, какие поезда составила каждая команда.
— А будущим первоклассникам понравилось делать открытия?
— Мы ждём вас в школе 1 сентября. До встречи!
11