СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план работы: «Оздоровительные мероприятия в учебном процессе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план работы:

«Оздоровительные мероприятия

в учебном процессе»

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы: «Оздоровительные мероприятия в учебном процессе»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Норока




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с.Норовка

_________________Л.В.Порохина

«______»_____________201__г.





Перспективный план работы:

«Оздоровительные мероприятия

в учебном процессе»









Составила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Норовка

Т.В. Наумова











с.Норовка,

2016г.




Введение

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.

Соответственно, когда речь идет о здоровом образе жизни детей, то в основе своей подразумеваем определенный комплекс психолого- педагогических, интеллектуальных, физиологических (бытовых) и духовно – нравственных условий и мероприятий, позволяющий учащимся начальных классов сохранять и развивать работоспособность и активность в освоении программ обучения и воспитания.

Задача школы – «не дотянуть» детей до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ними не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить к самостоятельной жизни. Следовательно, проблема здорового образа жизни младших школьников требует предметного и всестороннего внимания, как со стороны школы, так и всего общества.

Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении оздоровительных мероприятий на уроках.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление. Срок реализации этого проекта 4 года.




Оздоровительные мероприятия в учебном процессе

Основная задача здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.

Ученые считают, что продолжительность активного внимания, например у первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество ее – 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Но, к сожалению, не всегда получается использовать оздоровительные мероприятия в учебном процессе, а это делать необходимо, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу. Поэтому я на практике применяю оздоровительные мероприятия в учебном процессе для восстановления умственной работоспособности учащихся. Это – физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме поведения.

Физкультурные минутки - кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8-20 минуте занятия). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам: проводить в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении, следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки, не допускать переутомления. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия.

Выполнять упражнения учащиеся могут самостоятельно (индивидуально), группами (фронтально). Длительность – 5-8 минут.

Самостоятельный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить учащихся целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.

Групповой способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом. Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы учащимся.

Динамические перемены – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической перемены – 35 минут

Формы проведения оздоровительных мероприятий.

Оздоровительные.

1. Общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц)

2. Подвижные игры. Их использование зависит от специфики урока, а также от площади классной комнаты. Обычно подвижные игры используют, когда на уроке присутствует подгруппа учащихся (это уроки иностранного языка, факультативы). Используют игры малой и средней подвижности. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Животный мир» мы проводим игру «Мышеловка».

3. Танцевальные. Это физкультурные минутки, которые целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения.

4. Ритмические. Данные физкультурные минутки отличаются от танцевальных четким исполнением элементов. Для их проведения можно использовать диск, заранее записав на него музыкальное произведение или ритмическое стихотворение. Практика показывает, что данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию четкости в движениях учащихся.

5. Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз.

- Плотно закрыть и широко открыть глаза

(Повторить 5 -6 раз с интервалом в 30 секунд)

- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

- Сесть, крепко зажмурить глаза на 3 – 5секунд, а затем открыть их на 3- 5секунд. (Повторить 6 -8 раз).

- Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

- Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях. (Повторить 4- 6 раз).

6. Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (приседания, ходьба, прыжки)

7. Двигательно-речевые. Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют упражнения в соответствии с текстом движения. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса к изучению того или иного предмета у учащихся, например, окружающего мира:

Мы отправились в поход

Посмотреть, кто как живет.

На пути у нас овраг-

Перепрыгнули вот так.

Переплыли Ниагару,

Посмотрели на Сахару,

И пришли мы вновь домой.

Вот какой наш шар земной!

Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету.

Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:

1. Дидактические игры с движениями. Например, на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный мир» использую игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки».

2. Двигательные действия и задания. Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.

3. Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон» (отличие игры в том, что учащиеся передают друг другу комплекс из 2 - 3 упражнений или ритмические упражнения).

Креативные (творческие)

1. Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря)

Учащиеся придумывают необычные действия, например: мячом можно «рисовать», на нем качаться как на качелях, ходить с мячом на голове.

2. Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям). Например, два мальчика скрестив руки, несут девочку. Что это может быть?

3. Сюжетно-ролевые игры. (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях) Игра «Магазин игрушек». Действующие лица: продавец, игрушки, покупатели. Все роли исполняют учащиеся. Покупатель желает купить игрушку. Продавец «заводит» игрушку, и она изображает в движении свой образ.

4. Использование карточек. Предлагаются карточки с изображением учащихся и животных, выполняющих образные физические упражнения («Летящая птица», «Любопытный щенок»). Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

5. Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов).

Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Учащиеся должны передать в движении мимикой, жестами эмоциональное состояние героя.

На уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Зрительную нагрузку испытывают органы слуха и зрения, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток.

Умение поддержать состояние активности учащихся на уроке – важный критерий оценки здоровьесберегающего аспекта используемых учителем педагогических технологий.

Во избежание усталости учащихся на уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания, игровые моменты и др. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультурных минуток. Добрый смех – мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка – показатель его качества, критерии для оценки.

Движение – это жизнь, а жизнь- это движение – так считает В.Г. Рыбченко. Именно движение, по ее опыту и убеждению является одним из основных факторов целенаправленной организации здорового образа жизни учащихся начальных классов и обеспечения на этой основе более успешного их обучения, сохранения и укрепления здоровья, работоспособности.

Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни являются не только физические нагрузки, но и необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовности в целом. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремленность на занятиях – все эти качества – неотъемлемый атрибут обучения и воспитания в школе. Более того, соблюдение норм нравственности делают занятия физическими упражнениями чрезвычайно эффективными. Когда используешь все эти технологии, разрешается проблема перегрузки и переутомления учащихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.

В своей работе я часто использую рекомендации В.Ф.Базарного. Проведение уроков в режиме движения наглядного материала за счет максимального удаления от глаз детей учебного дидактического материала. Для этого используются карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, которые раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

Учителю необходимо постоянно перемещаться по классу, быть активным, чтобы дети следили за ним.

В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Золотник - примерно вес одной двухкопеечной монеты, а пуд - шестнадцать килограммов. Это значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу. Здоровье - одна из главных ценностей жизни, источник радости. Плохое здоровье - причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.


Система работы оздоровительных мероприятий на год


Периодичность

Содержание

Ежедневная

Физкультурные минутки

Физкультурные паузы

Общеразвивающие упражнения

Гимнастика для глаз

Еженедельная

Динамические паузы

Дидактические игры

Развивающие игры

Ежемесячная

Физкультурно-спортивные мероприятия

Сюжетно-ролевые игры

По четвертям

Отчет по пропускам по болезни

Проведение оздоровительных праздников и дней здоровья














Заключение

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Знание здоровьесберегающих технологий - важная составляющая профессиональной технологии компетентности современного учителя.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно- воспитательного процесса, на мой взгляд, являются:

- организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

- использование на уроках здоровьесберегающих технологий;

- организация и проведение двигательных перемен.

Ожидаемые результаты по окончанию работы проекта.

1. Повышение работоспособности на уроке, в связи с этим улучшение качества обучения.

2. Уменьшение хронических и респираторных заболеваний учащихся.

3. Постановка и закрепление правильной осанки.

4. Воспитание у учащихся культуры здоровья.

По окончании проекта обобщить опыт работы на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме «Значение оздоровительных мероприятий на уроке для снижения утомляемости учащихся начальных классов».

Оценка осуществления поставленных целей, задач будет проводиться родительским комитетом, методическим объединением.




















Приложение


Анализ урока с позиций здоровьесбережения


1.Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начало урока)

Что наблюдается

Да

Нет

Примечание

1.Учащиеся в перемену находятся в кабинете




2.Кабинет проветрен




3.Кабинет настраивает на рабочий лад





2. Ход урока


Что наблюдается

Результат

(выше или ниже нормы)

1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы и вопросы, решение примеров и задач ( 4- 7)


2) Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности( норма: (не более 10 мин)


3) Чистота чередование различных видов учебной деятельности(норма через 7-10 минут


4)Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный(норма не менее трех)


5.Чередование видов преподавания(норма через 10 -15 минут)


6.Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельные работы, работа в группах, в парах, ролевые игры. Норма 7- 10 минут


7.Наличие на уроке оздоровительных моментов.



3.Психологический климат на уроке

0- показатель отсутствует; 1- показатель слабо выражен

2- проявляется на достаточном уровне

Что наблюдается

Результат

1)Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревнование


2) Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.


3) Взаимоотношения между учителем и учеником


4)Взаимоотношения между учащимися


5)Наличие эмоциональных разрядок( поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка)


Таблица 1


Динамика пропусков по болезни



Четверть/

1

2

3

4

Год

Класс

Пропуски по болезни

%

Пропуски по болезни

%

Пропуски по болезни

%

Пропуски по болезни

%

Пропуски по болезни

%

1











2











3











4















Таблица 2



Динамика заболеваний учащихся

Заболевание

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

ОРЗ





ОРВИ





Зрение





Осанка





Освобождение от физкультуры




























11