СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварительная система

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит не только теоретический материал, но и прикрепленные видеоролики, поэтому можно не только провести уроки по данной теме, но и использовать материал длоя подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Просмотр содержимого презентации
«Пищеварительная система»

Пищеварительная система

Пищеварительная система

Барабанова Т.А. 26.03.20  Пищеварительная система  – это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез YTY Школа-гимназия №10, Усть-Каменогорск

Барабанова Т.А.

26.03.20

Пищеварительная система это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез

YTY

Школа-гимназия №10, Усть-Каменогорск

26.03.20 Барабанова Т.А. Ротовая полость Глотка Пищевод Печень Желудок Поджелудочная железа Эпиграфом своего выступления, как и всей деятельности, я решила взять слова всем известного Билла Гейтса: … Сегодня важным вопросом является вопрос о том, соответствует ли образование, полученное ребенком в школе, потребностям нового, полного неожиданностей, мира, в который он вступает? Но знания и жизненные навыки, которым учат в школе, быстро устаревают. В результате школа уже не может спокойно оставаться в позиции транслятора традиционных культурных ценностей. Ни один работник образования уже не может быть уверен в том, что содержание образования , которое он несет детям, действительно отвечает требованиям их завтрашней жизни. Тонкая кишка Толстая кишка Анус Школа-гимназия №10, Усть-Каменогорск

26.03.20

Барабанова Т.А.

Ротовая полость

Глотка

Пищевод

Печень

Желудок

Поджелудочная

железа

Эпиграфом своего выступления, как и всей деятельности, я решила взять слова всем известного Билла Гейтса: …

Сегодня важным вопросом является вопрос о том, соответствует ли образование, полученное ребенком в школе, потребностям нового, полного неожиданностей, мира, в который он вступает?

Но знания и жизненные навыки, которым учат в школе, быстро устаревают. В результате школа уже не может спокойно оставаться в позиции транслятора традиционных культурных ценностей. Ни один работник образования уже не может быть уверен в том, что содержание образования , которое он несет детям, действительно отвечает требованиям их завтрашней жизни.

Тонкая кишка

Толстая кишка

Анус

Школа-гимназия №10, Усть-Каменогорск

ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ моторная (механическая)  секреторная  (химическая) всасывающая Передви-жение пищи вдоль пищевари-тельного тракта Механи-ческое измельче-ние пищи Выделе-ние отработанных Продук-тов Выработка ферментов, пищеварительных соков (желудочного, кишечного), слюны и желчи Всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды

ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

моторная

(механическая)

секреторная

(химическая)

всасывающая

Передви-жение пищи вдоль пищевари-тельного тракта

Механи-ческое измельче-ние пищи

Выделе-ние

отработанных

Продук-тов

Выработка

ферментов,

пищеварительных

соков (желудочного, кишечного), слюны и желчи

Всасывание белков,

жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды

26.03.20 Барабанова Т.А. Ротовая полость горькое Язык кислое соленое сладкое Слюнные железы https://www.youtube.com/watch?time_continue=62&v=NAdp1odBlkY&feature=emb_logo  Зубы Перед педагогами стоит задача принципиального обновления содержания образования, где основной упор должен быть сделан на освоении способов деятельности , а не той или иной совокупности знаний и умений. Школа-гимназия №10, Усть-Каменогорск

26.03.20

Барабанова Т.А.

Ротовая полость

горькое

Язык

кислое

соленое

сладкое

Слюнные железы

https://www.youtube.com/watch?time_continue=62&v=NAdp1odBlkY&feature=emb_logo

Зубы

Перед педагогами стоит задача принципиального обновления содержания образования, где основной упор должен быть сделан на освоении способов деятельности , а не той или иной совокупности знаний и умений.

Школа-гимназия №10, Усть-Каменогорск

Слабощелочная среда рН = 7,2-7,3 амилаза (птиалин) –  расщепляет крахмал и гликоген до мальтозы и сахарозы; мальтаза – мальтозу и сахарозу до глюкозы

Слабощелочная среда рН = 7,2-7,3

амилаза (птиалин) – расщепляет крахмал и гликоген до мальтозы и сахарозы;

мальтаза – мальтозу и сахарозу до глюкозы

Продолговатый мозг

Продолговатый мозг

Глотка Проглатывание Глотание – переход пищи из ротовой полости в пищевод – сложный безусловный процесс (центр – в продолговатом мозге) Прохождение пищи (благодаря волнообразному сокращению кольцевых мышц) Пищевод https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=a_UU35dKWds&feature=emb_logo

Глотка

Проглатывание

Глотание – переход пищи из ротовой полости в пищевод – сложный безусловный процесс (центр – в продолговатом мозге)

Прохождение пищи

(благодаря волнообразному сокращению кольцевых мышц)

Пищевод

https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=a_UU35dKWds&feature=emb_logo

Желудок  — полый мышечный орган объемом около 1,5-2 л. В желудке выделяют верхнюю часть - дно пищевод дно среднюю наибольшую часть - тело нижнюю горизонтально расположенную часть - привратник. сфинктер V= 1 ,5-2 л тело привратник Сфинктер — клапанное устройство, регулирующее переход содержимого из одного органа организма в другой  ДПК Отверстие привратника ведет в  двенадцатиперстную кишку. https://www.youtube.com/watch?time_continue=247&v=gtVzJV3Sqcc&feature=emb_logo

Желудок  — полый мышечный орган объемом около 1,5-2 л.

В желудке выделяют верхнюю часть - дно

пищевод

дно

среднюю наибольшую часть - тело

нижнюю горизонтально расположенную часть - привратник.

сфинктер

V= 1 ,5-2 л

тело

привратник

Сфинктер — клапанное устройство, регулирующее переход содержимого из одного органа организма в другой

ДПК

Отверстие привратника ведет в  двенадцатиперстную кишку.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=247&v=gtVzJV3Sqcc&feature=emb_logo

Мышцы стенки желудка хорошо развиты и представлены тремя слоями волокон, имеющими разную ориентацию: продольными, кольцевыми (в области перехода привратника в двенадцатиперстную кишку слой утолщается и образует сфинктер, регулирующий продвижение пищи) и косыми. Продольные мышцы Кольцевые мышцы Косые мышцы

Мышцы стенки желудка хорошо развиты и представлены тремя слоями волокон, имеющими разную ориентацию: продольными, кольцевыми (в области перехода привратника в двенадцатиперстную кишку слой утолщается и образует сфинктер, регулирующий продвижение пищи) и косыми.

Продольные мышцы

Кольцевые мышцы

Косые мышцы

7 щелочная рН рН7 Желудочный сок имеет кислую реакцию (рН = 2 – 3) . рН = 7,0 рН Состав желудочного сока рН7 Слизь (содержит муцин (мукус); предохраняет стенки желудка от механических и химических повреждений) Гормон Гастрин увеличивает секрецию пепсина главными клетками желудка, что, вместе с повышением кислотности желудочного сока, обеспечивает оптимальный pH для действия пепсина, способствует оптимальному перевариванию пищи в желудке. Ферменты (расщепляют вещества) Соляная кислота (обеззараживает пищу, створаживает молоко, активирует ферменты, стимулирует деятельность желудка)" width="640"

В желудке за счет мышечных сокращений происходит перемешивание пищи с желудочным соком.

Водородный показатель рН – мера активности ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность.

рН=7 нейтральная среда

рН7 щелочная

рН

рН7

Желудочный сок имеет кислую реакцию (рН = 2 – 3) .

рН = 7,0

рН

Состав желудочного сока

рН7

Слизь

(содержит муцин (мукус); предохраняет стенки желудка от механических и химических повреждений)

Гормон Гастрин увеличивает секрецию пепсина главными клетками желудка, что, вместе с повышением кислотности желудочного сока, обеспечивает оптимальный pH для действия пепсина, способствует оптимальному перевариванию пищи в желудке.

Ферменты

(расщепляют вещества)

Соляная кислота

(обеззараживает пищу, створаживает молоко, активирует ферменты, стимулирует деятельность желудка)

Ферментами желудочного сока являются пепсин, липаза и химозин. В глубине пищевого комка, попавшего в желудок, ферменты слюны продолжают пищеварение в течение 20 минут, пока кислая среда желудочного сока не прекратит их деятельность. Ферменты слюны в кислой среде желудка недеятельны. В секреции желудочных желез выделяют две фазы; сложно-рефлекторную и желудочную. Фермент липаза действует только на эмульгированные (в виде мельчайших капелек) жиры молока, расщепляя их до глицерина и жирных кислот Фермент липаза Фермент  пепсин  Фермент пепсин действует на белки, расщепляя их до пептидов, и мономеров - аминокислот Фермент химозин переводит растворимый белок молока в нерастворимый казеин Фермент  химозин  Образуется пищевая кашица – ХИМУС. В желудке, в основном, расщепляются БЕЛКИ!!!

Ферментами желудочного сока являются пепсин, липаза и химозин.

В глубине пищевого комка, попавшего в желудок, ферменты слюны продолжают пищеварение в течение 20 минут, пока кислая среда желудочного сока не прекратит их деятельность. Ферменты слюны в кислой среде желудка недеятельны.

В секреции желудочных желез выделяют две фазы; сложно-рефлекторную и желудочную.

Фермент липаза действует только на эмульгированные (в виде мельчайших капелек) жиры молока, расщепляя их до глицерина и жирных кислот

Фермент липаза

Фермент пепсин

Фермент пепсин действует на белки, расщепляя их до пептидов, и мономеров - аминокислот

Фермент химозин переводит растворимый белок молока в нерастворимый казеин

Фермент химозин

Образуется пищевая кашица – ХИМУС.

В желудке, в основном, расщепляются БЕЛКИ!!!

Отделы кишечника Процесс пищеварения в желудке переходит в пищеварение в тонком кишечнике, с которым соединяется желудок. Перемещение пищи происходит порциями (расслабление и сокращение пилорического сфинктера). Переход пищи длится до тех пор, пока в кишечнике не будет кислая среда. Тогда HCl раздражает рецепторы слизистой оболочки кишки и сфинктер сокращается, закрывая выход из желудка. Как только реакция в кишечнике станет щелочной, сфинктер расслабится и из желудка поступит новая порция пищи.  Кишечник человека имеет общую протяжённость около четырёх метров и делится на два главных отдела – тонкий и толстый.

Отделы кишечника

Процесс пищеварения в желудке переходит в пищеварение в тонком кишечнике, с которым соединяется желудок.

Перемещение пищи происходит порциями (расслабление и сокращение пилорического сфинктера).

Переход пищи длится до тех пор, пока в кишечнике не будет кислая среда. Тогда HCl раздражает рецепторы слизистой оболочки кишки и сфинктер сокращается, закрывая выход из желудка. Как только реакция в кишечнике станет щелочной, сфинктер расслабится и из желудка поступит новая порция пищи.

Кишечник человека имеет общую протяжённость около четырёх метров и делится на два главных отдела – тонкий и толстый.

Тонкий кишечник состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. В двенадцатиперстной кишке пища подвергается действию поджелудочного сока, желчи, а также соков желез, находящихся в ее стенке. В тощей и подвздошной кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь. В тонкой кишке переваривается до 80 % поступивших с пищей белков и почти 100% жиров и углеводов.

Тонкий кишечник состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок.

В двенадцатиперстной кишке пища подвергается действию поджелудочного сока, желчи, а также соков желез, находящихся в ее стенке.

В тощей и подвздошной кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь. В тонкой кишке переваривается до 80 % поступивших с пищей белков и почти 100% жиров и углеводов.

Пищеварение в тонком кишечнике Состав кишечного сока  Слизь; Кристаллы холестерина; Ферменты: амилаза, мальтаза, липаза, энтерокиназа. Аминокислоты и глюкоза всасываются в капилляры кровеносной системы, глицерин и жирные кислоты - в эпителий ворсинок, где синтезируются жиры, поступающие затем в лимфатические капилляры.

Пищеварение в тонком кишечнике

Состав кишечного сока

  • Слизь;
  • Кристаллы холестерина;
  • Ферменты: амилаза, мальтаза, липаза, энтерокиназа.

Аминокислоты и глюкоза всасываются в капилляры кровеносной системы, глицерин и жирные кислоты - в эпителий ворсинок, где синтезируются жиры, поступающие затем в лимфатические капилляры.

Поджелудочная железа Различают головку, тело и хвост. Состоит из эндокринной и экзокринной частей. Островки Лангерганса эндокринной части секретируют гормоны инсулин и глюкагон. Сок поджелудочной железы содержит ферменты расщепляющие белки, углеводы, жиры до глицерина и жирных карбоновых кислот, нуклеиновые кислоты. Расщепление белков, жиров, углеводов. Выработка инсулина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d5da32b-9760-467a-b4f1-5131e5364322/%5BBI8ZD_12-04%5D_%5BIL_03%5D.html

Поджелудочная железа

Различают головку, тело и хвост. Состоит из эндокринной и экзокринной частей. Островки Лангерганса эндокринной части секретируют гормоны инсулин и глюкагон. Сок поджелудочной железы содержит ферменты расщепляющие белки, углеводы, жиры до глицерина и жирных карбоновых кислот, нуклеиновые кислоты.

Расщепление белков, жиров, углеводов. Выработка инсулина

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d5da32b-9760-467a-b4f1-5131e5364322/%5BBI8ZD_12-04%5D_%5BIL_03%5D.html

Ферменты поджелудочного сока

Ферменты поджелудочного сока

  • Трипсин – расщепляет белки до аминокислот;
  • Липаза – расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты;
  • Амилаза, мальтаза – расщепляют углеводы до глюкозы;
  • Лактаза – расщепляет молочный сахар.
Печень Печень – самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500г. Она участвует во всех видах обмена веществ: углеводном, участвуя в регуляции содержания сахара в крови, в белковом, превращая аммиак в мочевину, жировом, участвуя в расщеплении жиров. В печени запасаются избытки глюкозы в форме гликогена, витамины, железо, высвобождающееся при разрушении гемоглобина. Желчь выводит в просвет кишечника продукты распада гемоглобина (билирубин и др.) Нейтрализует ядовитые вещества (фенол, индол, скатол) Состав желчи

Печень

Печень – самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500г. Она участвует во всех видах обмена веществ: углеводном, участвуя в регуляции содержания сахара в крови, в белковом, превращая аммиак в мочевину, жировом, участвуя в расщеплении жиров. В печени запасаются избытки глюкозы в форме гликогена, витамины, железо, высвобождающееся при разрушении гемоглобина. Желчь выводит в просвет кишечника продукты распада гемоглобина (билирубин и др.) Нейтрализует ядовитые вещества (фенол, индол, скатол)

Состав желчи

  • В сутки вырабатывается 800 тыс.мл.
  • Состав: вода, желчные кислоты, желчные пигменты (билирубин), муцин, неорганические соли.
  • Реакция слабощелочная.
Значение желчи

Значение желчи

  • Усиливает действие всех ферментов (действие липазы усиливается в 15-20 раз);
  • Способствует растворению и всасыванию жирных кислот;
  • Усиливает движение кишечника;
  • Вызывает усиление сокоотделения поджелудочной железы.
Толстая кишка – это конечный отдел пищеварительной трубки. Ее длина колеблется от 1,5 до 2 м. Один из ее участков – слепая кишка – имеет узкий червеобразный отросток – аппендикс (длиной 6-8 см), являющийся органом иммунной системы (участвует в защитных реакциях организма). В толстой кишке переваривание отсутствует, скапливаются остатки непереваренной пищи. Происходит всасывание воды и формирование из пищевой кашицы (химуса) оформленного кала. (К и В)

Толстая кишка – это конечный отдел пищеварительной трубки. Ее длина колеблется от 1,5 до 2 м. Один из ее участков – слепая кишка – имеет узкий червеобразный отросток – аппендикс (длиной 6-8 см), являющийся органом иммунной системы (участвует в защитных реакциях организма). В толстой кишке переваривание отсутствует, скапливаются остатки непереваренной пищи. Происходит всасывание воды и формирование из пищевой кашицы (химуса) оформленного кала.

(К и В)

Ферменты пищеварительной системы

Ферменты пищеварительной системы

Барабанова Т.А. 26.03.20 Ротовая полость ? ? Глотка ? ? Печень Пищевод ? Желудок Поджелудочная железа ? Эпиграфом своего выступления, как и всей деятельности, я решила взять слова всем известного Билла Гейтса: … Сегодня важным вопросом является вопрос о том, соответствует ли образование, полученное ребенком в школе, потребностям нового, полного неожиданностей, мира, в который он вступает? Но знания и жизненные навыки, которым учат в школе, быстро устаревают. В результате школа уже не может спокойно оставаться в позиции транслятора традиционных культурных ценностей. Ни один работник образования уже не может быть уверен в том, что содержание образования , которое он несет детям, действительно отвечает требованиям их завтрашней жизни. ? Тонкая кишка ? Толстая кишка ? Анус Школа-гимназия №10, Усть-Каменогорск

Барабанова Т.А.

26.03.20

Ротовая полость

?

?

Глотка

?

?

Печень

Пищевод

?

Желудок

Поджелудочная

железа

?

Эпиграфом своего выступления, как и всей деятельности, я решила взять слова всем известного Билла Гейтса: …

Сегодня важным вопросом является вопрос о том, соответствует ли образование, полученное ребенком в школе, потребностям нового, полного неожиданностей, мира, в который он вступает?

Но знания и жизненные навыки, которым учат в школе, быстро устаревают. В результате школа уже не может спокойно оставаться в позиции транслятора традиционных культурных ценностей. Ни один работник образования уже не может быть уверен в том, что содержание образования , которое он несет детям, действительно отвечает требованиям их завтрашней жизни.

?

Тонкая кишка

?

Толстая кишка

?

Анус

Школа-гимназия №10, Усть-Каменогорск