Урок изучения нового материала по теме
"Имя числительное как часть речи". 6-й класс.
ЦЕЛИ:
образовательные: ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
развивающие: развивать умение работать с книгой, систематизировать материал; развивать мышление и логику.
воспитывающие: прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.
Оборудование: стандартное + презентация «Имя числительное как часть речи».
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Отсутствующие.
2. Вступительное слово. Формулировка темы урока.
Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Какой? На этот вопрос вы ответите сами, а пока спишите предложения и скажите, что между ними общего. (Это загадки).
(слайд № 1 - загадки )
Отгадайте их.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).
Четыре братца под одной большой крышей живут (стол).
Сто одёжек и все без застёжек (капуста).
Дать орфографический комментарий.
- Назовите знакомые части речи, надпишите их.
- Что называют слова два, четыре, сто? Если называют числительные, следует вопрос : Что вы уже знаете об имени числительном?
-Значит о чем пойдет речь на уроке? Запишем тему в тетрадь.
(слайд № 2 - тема )
Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. В каких ситуациях вы встречаетесь с числительными?
Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:
- В какой школе вы учитесь?
- Сколько уроков у вас сегодня?
- За которой партой вы сидите?
- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными? (математика, география, физика, биология)
- В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.
- Скольких метров достигает цунами у берега? (10 - 50 )
-Молодцы. Числительные занимают восьмое место по частоте употребления среди других частей речи.
3. Историческая справка.
История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: "два дома", "семь быков". И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.
В давние времена существовало сочетание "подай пясть", то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. "Один", "два", "три", "четыре" – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. "Пять", "шесть", "семь", "восемь", "девять" – из существительных. В давние времена, когда эти слова были существительными, за ними следовали существительные в родительном падеже.
Слово "тысяча" для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово "тьма". В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увеличение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова "легион" (сто тысяч) и "леодр" (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: десять миллионов – "ворон" (вечная птица), сто миллионов – "колода" (гроб).
Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.
С течением времени счётные имена становились всё больше похожими друг на друга. У них исчезла категория рода и числа – на путях истории счётные имена растеряли эти важнейшие признаки и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. Они образовали самостоятельную часть речи – имя числительное. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.
-Давайте попробуем записать число буквами кириллицы.
231,102. (У доски).
4. Изучение нового материала.
Вновь обратитесь к числительным из предложений. На какой вопрос они отвечают? Запишите их в первый столбик. Что они обозначают? (число, количество предметов).
- Образуйте и запишите во второй столбик слова, отвечающие на вопрос КОТОРЫЙ? А что они обозначают (порядок предметов при счёте)
(Обращаем внимание на морфемное строение слов)
Два | | Второй |
Четыре | | Четвёртый |
Сто | | Сотый |
Количественные | | Порядковые |
Семь | | Седьмой |
Восемь | | Восьмой |
Откроем 263 страницу учебника. Вам необходимо, прочитав материал параграфа, заполнить пропуски в схеме.
(слайд №3-схема)
Что у вас получилось? Проверка с комментариями.
3. Закрепление изученного материала.
А) - Посмотрите на экран и решите ребус (м/м семь, в о семь).
(Слайд № 4 - ребус )
- В какой столбик вы их запишите? Почему?
- Образуйте от них порядковые числительные. Докажите свою правоту.
Б) Давайте попробуем образовать порядковое числительное от 11? Аргументируйте ответ.
-А вы знаете, почему в слове одиннадцать пишется 2 буквы Н?
Числительные от 11 до 19, а также некоторые другие, раньше представлялись сочетаниями отдельных слов и выглядели так: Приложение 1 (слайд № 5 - иллюстрация сообщения ). Современные числительные 11, 12 и т. д. произошли из названий единиц, предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ. Они читались так .... Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна - конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая - первая буква предлога НА.
В) Физминутка.
- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите.
25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.
Г) А теперь внимание на экран. Запишите предложения. Определим, какую синтаксическую функцию выполняют числительные в предложении.
(Слайд № 6 - предложения )
- Каким ещё членом предложения может быть числительное? Определения. (Порядковые)
Приведите пример. Мы живем на втором этаже.
Д) В русском языке есть слова других частей речи, то есть существительное, прилагательное, глаголы с числовым значением, которые очень легко спутать с числительными.
Давайте выполним Упр. "Третье лишнее" (слайд № 5). Два слова в каждой строке - числительные, одно - другая часть речи. Найдите её и выпишите. (Взаимопроверка - слайд № 6.)
-Чем же отличаются числительные от слов с числовым значением?
(другие части речи отвечают на вопрос что?, обозначают конкретный предмет, имеют разные грамматические признаки, например, три – изменяется по падежам (потеряли признаки существительного), трояк- 2 скл., м.р., изменяется по числам и падежам).
- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?
Д) (Слайд №9 - текст ).
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
- Расшифруйте текст. Проверка.
-На слайде задания для самостоятельной работы. Проверка.
Итак, что вы узнали об имени числительном сегодня?
6. (Слайд № 10 - домашнее задание)
Домашнее задание. Упр. 577, выучить теорию по схеме, составленной в тетради.