Учитель: Кривова Ксения Михайловна, 21.07.1992 года рождения, телефон: 89156552572, почта:[email protected], город Смоленск, МБОУСШ « №21 им Н.И. Рыленкова».
План-конспект интегрированного урока английского языка и литературы в 6 классе, на тему жизни и творчества Уильяма Шекспира «Be Shakespeare!”
Сдвоенный урок проходит в игровой форме, дети предварительно разделены на 2 команды, жюри решает какая команда выиграла тот или иной конкурс.
Цель урока: Популяризация творчества У. Шекспира у школьников среднего звена.
Задачи:
Образовательные:
- практика художественного перевода с английского на русский
практика словообразования в английском языке
знакомство в пьесами и сонетами Шекспира как в оригинале, так и в переводе.
Воспитательные
1 этап. Организационно-мотивационный, определение темы.
(звучит средневековая музыка, на проекторе вид города Стрэдфорд-на-Эйвоне)
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами на урок сменим имя, внешность и род занятий. Но с начало попробуйте догадаться в какую историческую личность мы превратимся. «Этот человек занимает второе место по цитируемости, уступая Библии, поисковик Google находит 15 млн страниц, для сравнения Элвис Пресли «отзывается» 2 млн страниц». Угадайте кто это? (дети угадывают)
Учитель: Это Уильям Шекспир, давший мировой культуре 37 пьес и более 150 сонетов. Сегодня каждый перевоплотиться в него. Начнем с внешности. Шекспир личность загадочная. Прижизненных описаний его облика не сохранилось, но существуют портреты, которые люди знавшие Шекспира признают похожими. Наверняка, вы не раз их видели. Давайте восстановим его портрет. (на столе перед учащимися лежат пустые листы, отдельные «части» Шекспира: глаза разных цветов, усы, серьга, волосы разных цветов, лицо, детям нужно правильно «составить» портрет )
Ученикам дается время, после подводятся итоги. За «достоверный» вариант, дается балл-одна строчка монолога Гамлета. Выигрывает команда первая «собравшая» монолог. Так же участникам выдаются усы и серьга, дети «превращаются» в Шекспира.
(на слайде виды театра Глобус)
2 этап. Активизация ранее полученных знаний. Применение их на практике
Учитель: Ну вот мы с вами уже больше похожи на Шекспира! А теперь давайте вспомним, чем же занимался Уильям Шекспир (дети вспоминают известные им факты, годы и место рождения и т. п. команда вспомнившая больше фактов получает еще одну строчку) Как вы правильно сказали, основной работой Шекспира был театр. Знаете ли вы, что труппа Шекспира развлекала короля Якова I и официально была признана «королевской» ? Давайте с вами перенесемся в ту эпоху. Тогда театр выглядел по другому. Все роли исполняли только мужчины, актеры не учили свои роли, для этого был суфлер, нашептывающий нужные строчки. Не было никаких декораций, писатели сами описывали сцену. Те же кто приходил в театр, могли купить яблоки или персики и есть их во время спектакля. Иногда, люди кидали еду в не понравившихся им актеров. По воспоминаниям можно судить, что сам Шекспир часто выходил на сцену. Например, играл призрака отца Гамлета. А теперь, когда вы немного узнали о театре Шекспировских времен, вы сами можете быть Шекспиром.
(каждой команде раздается задание: сыграть отрывок из пьес Шекспира: «Ромео и Джульетта» и «Гамлет»( на языке оригинала), как играли в те времена, дети должны учесть все описание названное учителем: использовать суфлера, только мальчиков, зрители же могут есть яблоки. Команда выполнившая все условия получает строчку. )
Учитель: Теперь вы понимаете как же трудно было актером тех времен? А писателем? Шекспир оказал огромное влияние на английский язык. В его трудах можно найти более 2000 слов которые ранее не использовались в письменной речи. Он ставил эксперименты, склеивал приставки, суффиксы, рождались новые оттенки смысла слова. Попробуйте отгадать какие же слова в первые использовались Шекспиром ( на слайде даются строки:
1./ each man to what sport and reveals his addiction leads him... /Othello
2./I go alone, like to a lonely dragon.../Coriolanus
а так же еще несколько строчек из пьес Буря, Король Лир и Сон в Летнюю ночь, соответственно команда угадавшая больше слов получает очередную строчку).
А теперь, поскольку мы все сегодня с вами Шекспиры, проделайте его работу! Вот вам описание слов, которые отсутствуют в английском языке, вам нужно придумать эти слова. ( на экране описание: 1. Когда кто сделал что-то дурацкое, а стыдно тебе. 2. Не мало, не много, а в самый раз. И еще некоторые описания, дети сами придумывают слова на английском языке. Самые оригинальные по мнению жюри, награждаются строчкой.)
Учитель: Уильям Шекспир поистине повлиял на мировую культуру, его знаменитые цитаты, словообразование, пьесы, наполненные жизненными истинами актуальными и по сей день. Именно это привлекает внимание к его творчеству. Но постойте! Как бы большинство познакомилось с Шекспиром не зная английского языка? Конечно в этом есть и заслуга переводчиков. Знаете ли вы, что Шекспир на столько популярен, что его творчество было переведено на множество языков, в том числе и вымышленные, такие как клингонский из кино вселенной «Звездный путь». Давайте посмотрим как это выглядит: (на слайде появляется отрывок монолога Гамлета на клингонском языке taH pagh taHbe . DaH mu'tlheg hvam vIqelnIS (to be or not to be. that is the question)...etc Дети пытаются прочитать.)
Учитель: Наследие Шекспира на столько велико, что даже спустя 400 лет его творчество продолжает волновать умы переводчиков. Ведь его словообразование позволяет по своему переводить любое его произведение. Может и среди вас есть такие, кто по новому переведет знаменитые строчки. Давайте попробуем? (даются простые строчки из сонета 130 «My mistress' eyes are nothing like the sun. Coral is far more red than her lips' red”, ученикам предлагается поэтически перевести эти 2 строчки, далее дается перевод в исполнении С.Я. Маршака, предлагается этот конкурс не оценивать, а дать обеим команды по строчке.)
3 этап. Заключительный. Саморефлексия.
Учитель: Уильям Шекспир мало оставил после себя вещей, черновиков, наследников, но живет его творчество. Наградой в сегодняшних конкурсах были бессмертные строчки монолога Гамлета прошедшие сквозь века. Давайте в завершении сегодняшнего путешествия прочитаем те строчки, которые были вам розданы. ( подводятся итоги мероприятия, раздается тест-рефлексия, с заданиями multiple-choice по теме: “Be Shakespeare!”)