План-конспект и методическое обоснование мероприятия в рамках предметной недели по русскому языку и литературе».
Предметная неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п. Мероприятия Предметной Недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
Практическая значимость: результаты предметной недели могут быть внедрены в практике учителей при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций. Неделя русского языка и литературы – это заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предметам. Это Неделя творчества, своеобразный праздник.
При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность обучающихся, наличие у них интереса к русскому языку и литературе.
Предметная неделя, проводимая совместно с учителями различных МО, способствует формированию целостного взгляда на мир и человека.
На самом деле крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, гуманитарного), где факт реальной действительности представлялся бы не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Предметная неделя может помочь решить и эту задачу. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например, обществознание, русский язык, литература, история, география и т.д. являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действа.
Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия, которые становятся возможны в рамках предметной недели, строятся на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к обучающимся.
В ходе проведения совместной предметной недели решаются следующие задачи:
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
- повышение грамотности и эрудированности в области не только русского языка и литературы, но и других предметов
- расширение кругозора, развитие творческой инициативы участников
Открытие предметной недели русского языка и литературы может пройти под лозунгом: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Теоретически обоснована и разработана программа проведения недели русского языка, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.
Организатором предметной недели являются учителя предметники нескольких методических объединений.
Участниками предметной недели являются ученики 5-11 классов школы.
В рамках предметной недели учителями разных МО могут быть проведены различные мероприятия. План проведения разрабатывается с учётом пожелания учащихся, их способностей. Неделя должна быть насыщенной различного рода мероприятиями, чтобы увлекательные конкурсы и викторины, познавательные игры захватили всех.
Предметная Неделя русского языка и литературы может состоять из следующих мероприятий: «По былинам сего времени…», «В гостях у оратора», «Физики и лирики». Принимают участие учителя литературы, истории и обществознания, физики и географии.
Урок-конференция «По былинам сего времени».
Мероприятие, форма взаимодействия | Задание | Оценивание |
Участники делятся на 3 команды: «Филологи», «Историки», «Географы». Используется следующая форма взаимодействия: Совместное создание презентаций (ко-воркинг). | Задача участников каждой команды – отразить в презентации основные факты, связанные с историей известных русских богатырей, защитников Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие. Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время. Историки расскажут о подвигах и сражениях, Географы – о прославенных богатырями местах (где родились, где бывали и где принимали участие в битве), а Филологи – познакомят с самыми яркими страницами былин. Так, участникам предстоит рассказать, как города Ростов Великий, Киев связаны с именем Алеши Поповича, Киев, Муром – с именем Ильи Муромца, где находится Ильмень-озеро и Древлянская земля, откуда родом Василий Буслаев, имя какого богатыря связано с битвой на Куликовом поле. Итогом презентации может стать красочная карта Киевской Руси, на которой будут отмечены основные географические объекты, имеющие прямое отношение к героям русских былин. | В жюри выбираются Эксперты – учителя-предметники и учащиеся 11-х классов. Оценивается творческий подход, иллюстративность, демонстративность, доступность, информационная насыщенность. За каждый критерий – от 1 до 2 баллов. |
Использование вузовской технологии – урока-конференции необычно для школьной практики и настраивает школьников на качественно новых подход к поиску и оформлению литературного и культурно-исторического материала. Совместная презентация сплачивает ребят, настраивает на коллективное творчество, развивают их информационно-коммуникативную компетенцию.
Важно, чтобы участниками выбирались самые интересные аспекты различных областей знаний, что в дальнейшем будет мотивировать учеников на самостоятельную исследовательскую работу.
Интерактивная игра «В гостях у оратора». Данное мероприятие проводится совместно с учителями-словесниками, истории и обществознания, а также педагогами ДПУ (актерского мастерства)
Мероприятие, форма взаимодействия | Задание | Оценивание |
«В гостях у оратора» сначала предполагает рассказ Ведущего о том, кто такие ораторы, где существовали первые школы ораторского мастерства, чему обучали в таких школах. Формой представления информации может быть презентация. | Задача участников – разыграть сцену прихода к Оратору учеников. С какими речами будущие ученики обратятся к Учителю, что они услышат в ответ – эти моменты школьникам нужно будет тщательно продумать. Речь должна быть красивой, изысканной, культурной, несколько витиеватой. Оратор принимает учеников и подробно рассказывает о качествах красивой речи, учит ораторскому мастерству. Далее Мастер устраивает ученикам экзамен: Нужно составить краткое выступление на одну из самых злободневных морально-нравственных тем, волнующих современное общество, например, «Что есть благодарность и неблагодарность?», «Что есть душевная красота и благородство и где эти качества?» Также в выступлении может быть поставлена проблема экологии. | Ораторы должны представить свой текст в публицистическом стиле. Выступление должно обладать такими качествами, как: - актуальность; - призывность; -информативность; -иллюстративность; -проблемность; -доступность; -грамотность; -эмоциональность. По каждому критерию эксперты выставляют баллы – от 1 до 3 Педагог по актерскому мастерству оценивает творческий подход участников к игре в сценке и дает комментарий, обращая внимание на особенности поз, мимики, движений, интонаций участников. |
Творческий конкурс «Физики и Лирики»
Мероприятие, форма взаимодействия | Задание | Оценивание |
Творческий конкурс проводится совместно с учителями русского языка и физики. Участники делятся на команды, получающие задания на карточках (моменты игры реализуется в том, что Капитаны команд вытягивают карточку с заданием из мешка). Возможные задания: «Северное сияние», «Молния», «Гроза». | Участники получают карточку, где, например, дано научно-популярное описание грозы с точки зрения физики: «Гроза - это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность». Задача команд – прослушав научное описание, написать сочинение-миниатюру на данную тему, представив указанное физическое явление как предмет художественного описания. | Участники должны представить текст, в котором, с одной стороны, наиболее полно будут учтены основные свойства явления, а с другой – найдут отражения такие качества художественного текста, как образность, правильность, эмоциональность. Форма сочинения – прозаическая или поэтическая. По каждому критерию выставлятся баллы – от о до 2. |
В основе проводимых мероприятий лежит принцип интерпретации.
Благодаря данному принципу задействуются такие важные в процессе обучения качества, как нестандартность мышления, творческий подход, а театральная форма выступления – яркому и разностороннему представлению результатов своего исследования.
Участники видят картину мира наиболее полно и объемно. Культурологические и языковые интерпретации явлений предполагают самостоятельное изучение некоторых эпох, а также погружение в материал, что заставляет представить материал самыми яркими и эффективными способами (игра, театрализованное представление, презентация, состязание, конкурс).
Интегрированные предметные недели располагают всех участников – и учителей, и учеников - к содружеству, доброжелательным взаимоотношениям, заинтересованности в достижении совместно выбранной цели.
Творческие группы преподавателей школы, участвующие в разработке и проведении предметных недель, взаимодействуют, чтобы мероприятие стало особенным для школьников и повысило их интерес к изучаемым дисциплинам.