Человек и мир
Тип урока – урок изучения нового материала
Тема: Рыбы
Цель: формирование конкретных представлений о рыбах как водных обитателях, их приспособлении к водному образу жизни.
Задачи: создавать условия для формирования у обучающихся представления о рыбах, как водных обитателях, их приспособлению к водной среде, формировать конкретные представления о рыбах, их многообразии, особенностях строения, передвижения; объяснять взаимосвязи, существующие между растениями и животными, способствовать осознанию учащихся роли рыб в природе и их значения для человека, необходимость поддерживать чистоту воды в водоёмах, развивать мышление, внимание, познавательный интерес к подводному миру; воспитывать желание сохранять чистоту воды в водоемах.
Оборудование: учебник, толковые словари, тетрадь, мультимедийное оборудование, наглядный материал, дидактический и раздаточный материал для работы в группах, карточки с дифференцированным заданием, сигнальные карточки.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Проверка домашнего задания
4. Сообщение темы и целей урока.
5. Закрепление изученного.
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
Я желаю вам сегодня на уроке успешной и плодотворной работы.
2. Актуализация знаний
Мы продолжаем работу по теме «Мир животных». К какой природе относятся животные? (к живой природе)
Назовите признаки живой природы? (Растут, дышат, питаются, развиваются, размножаются)
С каким классом животных мы уже познакомились? (Насекомые)
3. Проверка д/з.
А) Тест.
У каждого на столах лежит тест по теме «Насекомые». Проверим свои знания.
1. Как называют муравья?
п) санитаром леса;
г) санитаром водоёма;
ж) вредителем сада и огорода.
2. Найдите насекомых
а) лягушка;
ы) бабочка;
я) заяц.
3. Чем покрыто тело бабочки?
и) нежной кожей;
ы) мелкими чешуйками;
о) пушистыми волосками.
4. Чем насекомые отличаются от других животных?
б) имеют насечки;
р) имеют 6 ног;
ж) живут в воде.
5. Какую пользу приносят бабочки?
а) рыхлят почву;
к) опыляют растения;
о) очищают воздух.
Б) Взаимопроверка и взаимооценка.
Обменялись листочками. На доске ответы. Проверим друг друга.
(Буквы на доске п, ы, ы, б, р, к)
Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок, кто с 1ошибкой, 2.
В) Подведение итога проверки д/з.
Молодцы!
4. Объявление темы и целей урока
Ребята, а чтобы узнать тему нашего урока, давайте поработаем с ответами теста. Найдите среди букв звуки, которые обозначают согласные глухие звуки. (п, к). Уберем их.
Посмотрите на оставшиеся буквы и догадайтесь, какая тема нашего урока. (Рыбы)
Тема урока: Рыбы
А девизом урока пусть станут слова: «Изучай и восхищайся, наблюдай и береги»
Как вы понимаете девиз нашего урока? Чем мы будем заниматься на уроке?
- Наблюдать и восхищаться, изучать разнообразный мир рыб, учиться бережно относится к родной природе.
Сегодня на уроке мы станем исследователями-ихтиологами.
- Ребята, а кто такие ихтиологи?
О правильном значении этого слова мы узнаем из толкового словаря…
Ихтиологи – учёные, которые занимаются изучением рыб.
Мы как исследователи на уроке познаем тайны загадочного подводного мира. А работать будем по плану.
План
1. Строение и среда обитания.
2. Чем рыбы отличаются от других животных.
3. Типы питания.
4. Охрана рыб.
Узнаем о строении рыб, об их среде обитания …
5. Объяснение нового материала
Посмотрев на глобус, можно увидеть, большую поверхность земного шара занимает вода. Подводный мир многообразен. В нем водятся и растения и животные. Значительную часть подводных обитателей составляют рыбы.
- Кто такие рыбы? (это животные, которые живут в воде)
- Как удивителен и многообразен мир рыб. Ученым и известно более 20 000 видов рыб.
- А каких рыб вы знаете. Давайте проверим. Назовите их.
(Карась, окунь, карп, лещ, щука, сом).
- Всех этих рыб называют речными. А мы как исследователи должны выяснить почему? (они водятся в реках и озёрах).
Вывод: По среде обитания их называют речными.
- Где еще могут обитать рыбы? (в морях и океанах). Как называют рыб, которые живут в морях и океанах. (морские). Может кто – то знает морских рыб?
(камбала, скумбрия, …).
- А еще есть рыбы, которые живут в домашних условиях. Как мы их называем? (аквариумные).
У многих из вас дома есть аквариумы с рыбками. Как и все домашние животные - рыбки тоже требуют ухода. Ведь не зря говориться: «Мы в ответе за тех, кого приучили!».
Вывод: на какие группы делятся рыбы по среде их обитания?
Вода – среда обитания рыб. Иногда и про человека говорят, что он чувствует себя как рыба в воде.
-Что же значит это выражение? «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жукова В.П. и Жукова А.В. позволит нам это узнать.
Это значит совершенно свободно, вполне естественно и просто (чувствовать себя).
Давайте поиграем «Узнай и определи среду обитания рыб». У вас на партах лежат сигнальные карточки. Если рыба речная – зеленый, если морская- синий. (слайд 1)
Загадки
1. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом) (слайд 2)
2. На дне один
Лежит плоский блин. (Камбала) (слайд 3)
3. Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ерш) (слайд 4)
4. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука) (слайд 5)
Молодцы! Я вижу, что вы чувствовали себя «как рыба в воде».
- Давайте проведем исследование и выясним, какие части тела можно выделить у рыб?
Что за рыбка появилась на экране? Давайте выясним, из каких частей состоит тело рыбы? (слайд 6)
Жаберная крышка, туловище, голова, хвост, плавник.
У рыб есть ещё один удивительный орган слуха – боковая линия. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение – боком.
Вывод: Из каких частей состоит тело рыбы. Второй пункт плана мы с вами исследовали, выяснили, из каких частей состоит тело рыбы.
Мы знаем, что рыбы живут в воде. Но в воде могут жить лягушки и некоторые жуки.
- Наша задача определить: чем же рыбы отличаются от других животных?
А узнаете вы об этом, прочитав первый абзац текста «Рыбы».
Работа по учебнику Страница 79 (1 абзац)
Проверим, что вы выяснили из материала учебника.
- Чем же рыбы отличаются от других животных?
Работа в тетради Страница 40, зад. 49.
Вывод: мы исследовали 3 пункт нашего плана. Так чем же рыбы отличаются от других животных?
а) имеют обтекаемую форму;
б) тело покрыто чешуёй и слизью;
в) есть плавники;
г) дышат жабрами.
Самооценка.
Оцените себя. Встаньте те, кто правильно справился с заданием.
Мы говорим, что рыбы живые существа. Живым существам надо питаться. Мы уже знаем, что животным нужно питаться разной пищей. По способу питания речных рыб, как и животных, делят на следующие группы:
(слайд 7)
1. Растительноядные (карась, линь, плотва);
2. Хищники (щука, окунь, сом и др.);
3. Всеядные (лещ, сазан).
Работа в парах
В подводном мире всё взаимосвязано. Давайте составим цепи питания:
Водоросли рыба чайки
Личинки карась щука
Плотва щука человек
(2 ученика у доски)
Вывод: Дорогие ихтиологи – по способу питания, на какие группы делятся рыбы?
Физкультминутка(слайд 8). Музыкальное сопровождение.
Сейчас поиграем в игру «Меню для щуки».
Если я назову животное, которое может съесть щука, вы изображаете руками, как щука будет это делать. Если я назову того, кого должна остерегаться хищница – вы «прячетесь» (приседаете).
Лягушка, аист, червяк, рыбак, плотва, головастик, цапля.
Размножение рыб (слайд 9)
Как все животные рыбы размножаются. А как это происходит – мы увидем на экране. (просмотр видеоотрывка)
Вывод: Икра – малёк – рыба.
Вода - это дом для рыб. Рыбы имеют большое значение для человека и приносят ему огромную пользу. Однако человек часто забывает о пользе рыб, вторгается в их жилище, нарушает «мирную жизнь». Рыбы, как и другие животные, нуждаются в охране.
Момент театрализации на уроке. Сценка «Рыбак и ученик».
Однажды встретились рыбак и ученик.
Вывод: Какие правила нужно соблюдать человеку?
5. Закрепление изученного
Работа в группах
1. Заполните таблицу «Опиши щуку»
2.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова, указав их место стрелкой.
Проверка групп.
6. Подведение итогов урока
-Чем мы занимались на уроке? (наблюдали, исследовали, …)
Вот мы и опять возвратились к девизу нашего урока «Изучай и восхищайся, наблюдай и береги». Что нового узнали?
7. Рефлексия
Оцените, насколько полезным был для вас урок.
Кто чувствовал себя как рыба в воде (активно работал на уроке) – поплывем как рыбки.
Кто был на уроке ни рыба, ни мясо (было трудно и непонятно) – стоим.
Кто был на уроке нем как рыба (все понятно, но говорил мало) – закрыть ротик рукой.