Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 45 г. Могилева»
План-конспект урока
по изобразительному искусству
в 4 «Д» классе
«Бумажная пластика. Зимний пейзаж»
Кухарева Юлия Михайловна
учитель начальных классов
г. Могилев
Тема урока: «Бумажная пластика. Зимний пейзаж»
Цели урока: сформировать представление о выполнении рельефной композиции из бумаги.
Задачи урока:
1. актуализация знаний о рельефе;
2. формирование представлений о рельефной композиции из бумаги;
3. формирование умений трансформации бумаги (сминание, изгибание, скручивание, сгибание, складывание, гофрирование);
4. формирование умений составлять композиции с применением основных приемов бумажной пластики;
5. развивать мелкую моторику рук;
6. развивать художественный вкус и творческие способности, активировать воображение и фантазию.
Оборудование (для учителя):
Произведения искусства:
1. Литературные: И. Суриков «Зима», русская народная сказка «Мороз Иванович».
2. Произведения изобразительного искусства: И. Шишкин «Иней», А. Степанов «Деревня зимой», Р. Федосенко «Зимой в парке».
Наглядные пособия: фотографии, иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, репродукции картин, произведения бумажной пластики.
Художественные материалы и инструменты для работы: белая и тонированная бумага, клей, кисточки, ножницы, тряпочки.
Материалы учебного пособия: с. 136 – 140.
Предварительная работа: тонирование листа бумаги, проведение линии горизонта, определение места объектов изображения.
Ход урока
1. Организационный момент.
1.1 Приветствие.
1.2 Проверка готовности к уроку.
1.3 Создание положительной эмоциональной атмосферы для восприятия нового материала.
2. Основная часть.
2.1 Сообщение темы урока. Формулировка цели и задач изучения нового материала.
2.2 Актуализация опорных знаний учащихся.
− Давайте вспомним, что такое рельеф? (Рельеф – это объемное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны.)
− Какие материалы используются при создании скульптурного рельефа? (Дерево, металл, камень, глина и др.)
2.3 Вводная беседа. Объяснение нового материала.
− Сегодня мы продолжим разговор о различных способах создания художником рельефной скульптурной композиции.
− Давайте вспомним, как они называются.
Получение рельефного изображения на листе металла при помощи металлических стержней называется чеканка.
Создание объемного изображения из мягкого материала: пластилина, глины, теста – лепка.
Вырезание стекой или резцом изображений или узоров на поверхности изделий – гравировка.
− Какой способ ещё мы не назвали? (Бумажная пластика.)
− Что позволяет нам говорить о скульптурных свойствах бумаги? (Способность плоского листа бумаги обретать и сохранять объемную форму.)
− Какие способы создания рельефной композиции из бумаги вам известны? (Бумагу можно сминать, изгибать, складывать, гофрировать, сворачивать.)
Под руководством учителя учащиеся выполняют краткосрочные упражнения:
1) мнут комок бумаги;
2) изгибают (скручивают) полоску бумаги при помощи прижимания и протягивания по краю поверхности, получая «Спиральки»;
3) сгибают, складывают и гофрируют полоску бумаги при помощи гладилки, формируя «Гармошку».
− Какой способ обработки бумаги при помощи ножниц вам хорошо известен? (Вырезание.) Вырезать можно по прямой линии и по криволинейному контуру.
2.4 Организация эстетического восприятия произведений искусства.
− Тема рельефной скульптурной композиции, которую сегодня мы будем создавать в технике бумажной пластики, − «Зимний пейзаж». Мы постараемся стать художниками-волшебниками, попасть в зимнюю сказку и передать ее.
− А попасть туда нам поможет отрывок из русской народной сказки «Мороз Иванович». Давайте закроем глаза и окунемся в сказочное царство.
Учитель зачитывает фрагмент сказки.
«Рукодельница послушалась. Пошли они во двор. Во дворе все было бело. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и полы ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме и во дворе блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый – холодно, а делать было нечего.»
− Когда вы слушали сказку с закрытыми глазами, какая картина вам представилась? (Рассказы детей.)
− Представим, ребята, что мы попали в волшебный сказочный лес! Кругом стоит таинственная тишина, пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
− О какой шапке говорит И. Суриков в стихотворении «Зима»? (Снежная шапка, которая лежит на ветвях деревьев.)
− Да, действительно, на ветвях деревьев лежит белый пушистый снег.
− А теперь посмотрим на репродукции картин И. Шишкина «Иней», А. Степанова «Деревня зимой», Р. Федосенко «Зимой в парке».
− Что объединяет эти произведения? Что на них изображено? (Сугробы, заснеженные деревья и кусты, дома со снежными шапками на крышах и т.д.)
2.5. Объяснение последовательности выполнения композиции.
− Сначала мы продумаем сюжет и композицию. Закройте глаза и представьте композицию пейзажа.
− Работу начинаем с определения формата изображения, поворота листа бумаги (вертикально или горизонтально) в зависимости от композиционного решения. На тонированном (цвет неба) листе бумаги намечаем линию горизонта. Продумываем, каким образом мы создадим из белой бумаги рельеф.
− Продумываем размещение объектов изображения на переднем, среднем и дальнем планах.
− Какие способы трансформации бумаги мы будем использовать?
− Составим план создания пейзажа (работа в группах).
Определение формата изображения.
Тонирование листа бумаги.
Определение места объектов изображения.
Скручивание «жгутиков».
Приклеивание «жгутиков».
Заполнение контуров.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика.
3. Самостоятельная работа учащихся (в парах).
3.1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
3.2. Творческая деятельность.
Во время работы учитель оказывает фронтальную и индивидуальную помощь, поощряет творческий подход в работе, следит за посадкой, предлагает описать свою работу литературными строками.
4. Подведение итогов урока.
4.1. Выставка (оценивание) работ учащихся.
Проводится выставка, защита и выбор лучших работ с учетом:
правильности композиционного построения пейзажа;
разнообразия применяемых способов передачи пространства;
рациональности вырезания используемых заготовок и применяемых способов трансформации бумаги;
творческого подхода к работе.
4.2. Обобщение изученного материала.
− Как называется техника создания рельефной скульптурной композиции из бумаги, которую мы сегодня применяли в своей работе? (Бумажная пластика.)
4.3. Рефлексия (снежинки настроения).
5. Уборка рабочих мест.