СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по изобразительному искусству "Зимний пейзаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - сформировать представление о выполнении рельефной композиции из бумаги.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по изобразительному искусству "Зимний пейзаж"»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 45 г. Могилева»











План-конспект урока

по изобразительному искусству

в 4 «Д» классе


«Бумажная пластика. Зимний пейзаж»








Кухарева Юлия Михайловна

учитель начальных классов














г. Могилев


Тема урока: «Бумажная пластика. Зимний пейзаж»

Цели урока: сформировать представление о выполнении рельефной композиции из бумаги.

Задачи урока:

1. актуализация знаний о рельефе;

2. формирование представлений о рельефной композиции из бумаги;

3. формирование умений трансформации бумаги (сминание, изгибание, скручивание, сгибание, складывание, гофрирование);

4. формирование умений составлять композиции с применением основных приемов бумажной пластики;

5. развивать мелкую моторику рук;

6. развивать художественный вкус и творческие способности, активировать воображение и фантазию.

Оборудование (для учителя):

Произведения искусства:

1. Литературные: И. Суриков «Зима», русская народная сказка «Мороз Иванович».

2. Произведения изобразительного искусства: И. Шишкин «Иней», А. Степанов «Деревня зимой», Р. Федосенко «Зимой в парке».

Наглядные пособия: фотографии, иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, репродукции картин, произведения бумажной пластики.

Художественные материалы и инструменты для работы: белая и тонированная бумага, клей, кисточки, ножницы, тряпочки.

Материалы учебного пособия: с. 136 – 140.

Предварительная работа: тонирование листа бумаги, проведение линии горизонта, определение места объектов изображения.


Ход урока


1. Организационный момент.

1.1 Приветствие.

1.2 Проверка готовности к уроку.

1.3 Создание положительной эмоциональной атмосферы для восприятия нового материала.

2. Основная часть.

2.1 Сообщение темы урока. Формулировка цели и задач изучения нового материала.

2.2 Актуализация опорных знаний учащихся.

− Давайте вспомним, что такое рельеф? (Рельеф – это объемное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны.)

− Какие материалы используются при создании скульптурного рельефа? (Дерево, металл, камень, глина и др.)

2.3 Вводная беседа. Объяснение нового материала.

− Сегодня мы продолжим разговор о различных способах создания художником рельефной скульптурной композиции.

− Давайте вспомним, как они называются.

  • Получение рельефного изображения на листе металла при помощи металлических стержней называется чеканка.

  • Создание объемного изображения из мягкого материала: пластилина, глины, теста – лепка.

  • Вырезание стекой или резцом изображений или узоров на поверхности изделий – гравировка.

− Какой способ ещё мы не назвали? (Бумажная пластика.)

− Что позволяет нам говорить о скульптурных свойствах бумаги? (Способность плоского листа бумаги обретать и сохранять объемную форму.)

− Какие способы создания рельефной композиции из бумаги вам известны? (Бумагу можно сминать, изгибать, складывать, гофрировать, сворачивать.)

Под руководством учителя учащиеся выполняют краткосрочные упражнения:

1) мнут комок бумаги;

2) изгибают (скручивают) полоску бумаги при помощи прижимания и протягивания по краю поверхности, получая «Спиральки»;

3) сгибают, складывают и гофрируют полоску бумаги при помощи гладилки, формируя «Гармошку».

− Какой способ обработки бумаги при помощи ножниц вам хорошо известен? (Вырезание.) Вырезать можно по прямой линии и по криволинейному контуру.

2.4 Организация эстетического восприятия произведений искусства.

− Тема рельефной скульптурной композиции, которую сегодня мы будем создавать в технике бумажной пластики, − «Зимний пейзаж». Мы постараемся стать художниками-волшебниками, попасть в зимнюю сказку и передать ее.

− А попасть туда нам поможет отрывок из русской народной сказки «Мороз Иванович». Давайте закроем глаза и окунемся в сказочное царство.

Учитель зачитывает фрагмент сказки.

«Рукодельница послушалась. Пошли они во двор. Во дворе все было бело. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и полы ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме и во дворе блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый – холодно, а делать было нечего.»

− Когда вы слушали сказку с закрытыми глазами, какая картина вам представилась? (Рассказы детей.)

− Представим, ребята, что мы попали в волшебный сказочный лес! Кругом стоит таинственная тишина, пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

− О какой шапке говорит И. Суриков в стихотворении «Зима»? (Снежная шапка, которая лежит на ветвях деревьев.)

− Да, действительно, на ветвях деревьев лежит белый пушистый снег.

− А теперь посмотрим на репродукции картин И. Шишкина «Иней», А. Степанова «Деревня зимой», Р. Федосенко «Зимой в парке».

− Что объединяет эти произведения? Что на них изображено? (Сугробы, заснеженные деревья и кусты, дома со снежными шапками на крышах и т.д.)

2.5. Объяснение последовательности выполнения композиции.

− Сначала мы продумаем сюжет и композицию. Закройте глаза и представьте композицию пейзажа.

− Работу начинаем с определения формата изображения, поворота листа бумаги (вертикально или горизонтально) в зависимости от композиционного решения. На тонированном (цвет неба) листе бумаги намечаем линию горизонта. Продумываем, каким образом мы создадим из белой бумаги рельеф.

− Продумываем размещение объектов изображения на переднем, среднем и дальнем планах.

− Какие способы трансформации бумаги мы будем использовать?

− Составим план создания пейзажа (работа в группах).

  • Определение формата изображения.

  • Тонирование листа бумаги.

  • Определение места объектов изображения.

  • Скручивание «жгутиков».

  • Приклеивание «жгутиков».

  • Заполнение контуров.

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика.


3. Самостоятельная работа учащихся (в парах).

3.1. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

3.2. Творческая деятельность.

Во время работы учитель оказывает фронтальную и индивидуальную помощь, поощряет творческий подход в работе, следит за посадкой, предлагает описать свою работу литературными строками.


4. Подведение итогов урока.

4.1. Выставка (оценивание) работ учащихся.

Проводится выставка, защита и выбор лучших работ с учетом:

  • правильности композиционного построения пейзажа;

  • разнообразия применяемых способов передачи пространства;

  • рациональности вырезания используемых заготовок и применяемых способов трансформации бумаги;

  • творческого подхода к работе.

4.2. Обобщение изученного материала.

− Как называется техника создания рельефной скульптурной композиции из бумаги, которую мы сегодня применяли в своей работе? (Бумажная пластика.)

4.3. Рефлексия (снежинки настроения).


5. Уборка рабочих мест.