Авторское определение этого произведения – «сказка – быль». Почему Платонов так определил этот жанр, как вы считаете?
Сказка-быль – это литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки, (повествование, основанное на вымысле), и были (повествование, основанное на реальных событиях).
Дома вы должны были прочитать это произведение. Как вы считете, ребята, что в нем из были и что из сказки? (Рассказ о Даше и о детях – это быль, а история о цветке: как он рос, какие переживания были у него, как он преодолевал трудности – это сказка. Цветок в этом произведении – живое существо, которое способно чувствовать, мыслить, испытывать разные внутренние переживания). Когда автор наделяет неживой предмет такими характеристиками, то он использует такой художественный приём, как олицетворение. Давайте с вами запишем, что такое олицетворение. Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам
С кем и с чем мы с вами знакомимся в этом произведении? (Мы знакомимся с девочкой Дашей, с детьми и с цветком)
Это произведение мы можем с вами разделить на несколько частей. И сейчас мы с вами вместе попытаемся найти эти части.
На сколько частей вы разделите это произведение? Давайте их кратко озаглавим. Можете посовещаться с соседом по парте. Запишите.
Итак, обращаемся к первому абзацу сказки-были.
На каком месте рос цветок? Скажите своими словами, что такое пустырь? (Пустырь – это место, где ничего нет, ничего не растет) Прочитайте описание пустыря. Найдите в этом описании противопоставление. (мертвая глина – добрая земля) Добрая земля – значит плодородная, семена приживались в доброй почве и погибали в мертвой.
Как цветок жил на пустыре? Каким он там был? (Он жил на пустыре совсем один, был одиноким) Обратите внимание, что в тексте часто повторяется слово «один»: один ветер, одни серые камни, то есть жизнь цветка была настолько одинока, что на пустыре не было никого живого, кроме камней и ветра. Сам по себе цветок на такой земле – маленький. Это и будет первая часть – жизнь цветка.
Как зарождалась жизнь цветка? (Семечко долго не могло прорасти, но потом напиталось росой, выпустило корешки, корешки эти впились в камень и глину, и стало расти). Как он боролся за жизнь, что он чувствовал при этом? (Цветок не хотел жить печально, он сторожил росу по каплям, трудился день и ночь, чтобы жить, терпел свою боль, он просто хотел жить и не чувствовать боли). Листы цветка были разные цветом, почему? (Так выражались его мучения)
Из этого можно сделать следующий вывод, что цветок не просто скучал, а он чувствовал себя одиноким. Несмотря на то, что жизнь его была трудной, он все же находил в себе силы радоваться и не сдаваться.
Какое вознаграждение цветок получил в итоге? (цветок расцвел, и ароматы его ветер уносил по всей округе) Каким он стал? Автор приводит, с чем он сравнивает цветок? (Цветок стал самым настоящим цветком, автор сравнивает его со звездой и мерцающим огнем)
О чем хочет сказать нам автор с помощью этой части своего произведения? (О том, что ради жизни нужно много трудиться, и за это тебе воздастся)
Вторая часть этого произведения – это встреча Даши с цветком. Как встретились Даша и цветок? Что привело ее к пустырю? (Дети отвечают на вопрос). Как чувствовала себя Даша? (Даще было одиноко, она скучала по маме)
После того, как они встретились, казалось бы, что цветку больше не должно быть одиноко, но почему же ему грустно? (У цветка нет уверенности в себе, он испытывает чувство вины за то, что он не похож на других)
Что Даша сделала для цветка? (Она его поцеловала, потому что оценила труд цветка, она сумела разглядеть его стержень, упорство, услышала голос маленькой жизни. Даша понимала чувства цветка, так как сама испытывала похожее. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят и в нем нуждаются). Также и цветок помог Даше почувствовать себя нужной в минуты, когда ей грустно.
Что Даша испытывает к цветку? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие – это очень важные качества человеческой души)
Подводя итог, важно сказать, что нужно уметь откликаться на чужую боль, стараться помочь, проявлять сострадание.
Третья часть рассказа – новая жизнь на пустыре.
Какой поступок совершили дети, и почему они захотели это сделать? (Дети сделали землю плодородной, так как пионеры хотели быть справедливыми и верили, что маленький цветок отдохнет, и из новых семян появятся красивые цветы)
Что произошло с пустырем после того, как ребята ему помогли? (На следующий год пустырь зарос травами и новыми цветами, и над ним летали птицы и бабочки)
Вывод третьей части – нужно делать добро и учить добру других.
Чем заканчивается эта сказка-быль? Почему Даше снова стало грустно? (Даша увидела, что пустырь стал другим. Она ехала туда в надежде снова увидеть тот цветок, но его не оказалось. Закончилось тем, что Даша нашла новый, другой цветок между камнями, и ей показалось, что он тянется к ней. Даша чувствовала восхищение, смотря на этот новый цветок, который так был похож на тот старый)
Жизнь того, умершего цветка не прошла бесследно, ведь он оставил после себя детей, которые продолжит его уже в своих детях. Но чтобы после себя оставить лучшее, нужно прикладывать много усилий, нужно идти к своей цели и добиваться ее, как это делал цветок. Ведь он не просто жил, а делился своей красотой, добротой и ароматом со всеми окружающими. После себя нужно оставлять след на этой земле.
Творческое задание: нарисуйте иллюстрацию к этому произведению, передав характер героев.