СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературе в 6-ом классе по рассказу А. Платонова «Неизвестный цветок»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературе в 6-ом классе по рассказу А. Платонова «Неизвестный цветок»»

План-конспект урока по литературе в 6-ом классе по рассказу А. Платонова «Неизвестный цветок»

Тема урока: А.П.Платонов, сказка-быль «Неизвестный цветок»: волшебное и реальное.

Цель – продолжение знакомства учащихся с творчеством А. Платонова, изучение жанровых особенностей рассказа «Неизвестный цветок»; символы в рассказе «Неизвестный цветок».

Задачи:

Образовательная:

  1. Познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля;

  2. Раскрыть художественное выражение мысли писателя.

Воспитательная:

  1. Развивать интерес школьников к чтению малых эпических жанров;

  2. Формировать чувство красоты, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения учащихся.

Развивающая:

  1. Развивать мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);

  2. Развивать грамотную устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

  3. Развивать умение верно воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции;

  4. Развивать исследовательские способности: правильно формулировать ответ, обобщать информацию, рассуждать на тему литературного произведения.

Оборудование: текст произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок», презентация к уроку, иллюстрации к рассказу, рабочие тетради.

Тип урока: урок приобретения новых знаний и формирования умений и навыков.

Ход урока

  1. Организационный этап

  • Сегодня мы с вами поговорим о талантливом писателе, критике Андрее Платоновиче Платонове. С ним вы уже знакомы с прошлого года. Кто помнит, какие произведения писателя мы с вами уже прочитали? (сказка «Волшебное кольцо» и рассказ «Никита»)

  • Правильно, в 6-ом классе мы продолжим изучать творчество Платонова и познакомимся с его рассказом «Неизвестный цветок». Сегодня с вами мы поговорим о цветке, только о необычном цветке. Но для начала мы должны вспомнить биографию писателя и продолжить узнавать о нем новые факты.

  1. Мотивация учебной деятельности

  • А.П. Платонов прожил недолгую жизнь – 52 года. Родился на рубеже двух веков, в 1899 году, жизнь его была нелегкой: пережил войны, революцию, голод, гонения и т.д. Его настоящая фамилия – Климентов. Пишет он под псевдонимом, который взял от отца (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён). Последние годы жизни занимался сборниками сказок, «сказка – быль», как называет ее сам писатель, написана за год до его смерти, в 1950-ом году. Этот человек – философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все его произведения о труде и человеческом сострадании. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – это заповеди писателя, которыми он наделил героев своих произведений. Уникальность языка его произведений в том, что он умел в самых обычных вещах видеть необыкновенные картины мира природы, наделял их своей уникальностью и неповторимостью. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. Но после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришла известность, о которой он и не мечтал. Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры.

  • Сказку «Неизвестный цветок» Платонов подарил своей дочери, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она станет составителем и редактором посмертных изданий Платонова.

  1. Работа над темой урока

  • Авторское определение этого произведения – «сказка – быль». Почему Платонов так определил этот жанр, как вы считаете?

  • Сказка-быль – это литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки, (повествование, основанное на вымысле), и были (повествование, основанное на реальных событиях).

  • Дома вы должны были прочитать это произведение. Как вы считете, ребята, что в нем из были и что из сказки? (Рассказ о Даше и о детях – это быль, а история о цветке: как он рос, какие переживания были у него, как он преодолевал трудности – это сказка. Цветок в этом произведении – живое существо, которое способно чувствовать, мыслить, испытывать разные внутренние переживания). Когда автор наделяет неживой предмет такими характеристиками, то он использует такой художественный приём, как олицетворение. Давайте с вами запишем, что такое олицетворение. Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам

  • С кем и с чем мы с вами знакомимся в этом произведении? (Мы знакомимся с девочкой Дашей, с детьми и с цветком)

  • Это произведение мы можем с вами разделить на несколько частей. И сейчас мы с вами вместе попытаемся найти эти части.

  • На сколько частей вы разделите это произведение? Давайте их кратко озаглавим. Можете посовещаться с соседом по парте. Запишите.

  • Итак, обращаемся к первому абзацу сказки-были.

  • На каком месте рос цветок? Скажите своими словами, что такое пустырь? (Пустырь – это место, где ничего нет, ничего не растет) Прочитайте описание пустыря. Найдите в этом описании противопоставление. (мертвая глина – добрая земля) Добрая земля – значит плодородная, семена приживались в доброй почве и погибали в мертвой.

  • Как цветок жил на пустыре? Каким он там был? (Он жил на пустыре совсем один, был одиноким) Обратите внимание, что в тексте часто повторяется слово «один»: один ветер, одни серые камни, то есть жизнь цветка была настолько одинока, что на пустыре не было никого живого, кроме камней и ветра. Сам по себе цветок на такой земле – маленький. Это и будет первая часть – жизнь цветка.

  • Как зарождалась жизнь цветка? (Семечко долго не могло прорасти, но потом напиталось росой, выпустило корешки, корешки эти впились в камень и глину, и стало расти). Как он боролся за жизнь, что он чувствовал при этом? (Цветок не хотел жить печально, он сторожил росу по каплям, трудился день и ночь, чтобы жить, терпел свою боль, он просто хотел жить и не чувствовать боли). Листы цветка были разные цветом, почему? (Так выражались его мучения)

  • Из этого можно сделать следующий вывод, что цветок не просто скучал, а он чувствовал себя одиноким. Несмотря на то, что жизнь его была трудной, он все же находил в себе силы радоваться и не сдаваться.

  • Какое вознаграждение цветок получил в итоге? (цветок расцвел, и ароматы его ветер уносил по всей округе) Каким он стал? Автор приводит, с чем он сравнивает цветок? (Цветок стал самым настоящим цветком, автор сравнивает его со звездой и мерцающим огнем)

  • О чем хочет сказать нам автор с помощью этой части своего произведения? (О том, что ради жизни нужно много трудиться, и за это тебе воздастся)

  • Вторая часть этого произведения – это встреча Даши с цветком. Как встретились Даша и цветок? Что привело ее к пустырю? (Дети отвечают на вопрос). Как чувствовала себя Даша? (Даще было одиноко, она скучала по маме)

  • После того, как они встретились, казалось бы, что цветку больше не должно быть одиноко, но почему же ему грустно? (У цветка нет уверенности в себе, он испытывает чувство вины за то, что он не похож на других)

  • Что Даша сделала для цветка? (Она его поцеловала, потому что оценила труд цветка, она сумела разглядеть его стержень, упорство, услышала голос маленькой жизни. Даша понимала чувства цветка, так как сама испытывала похожее. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят и в нем нуждаются). Также и цветок помог Даше почувствовать себя нужной в минуты, когда ей грустно.

  • Что Даша испытывает к цветку? (Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие – это очень важные качества человеческой души)

  • Подводя итог, важно сказать, что нужно уметь откликаться на чужую боль, стараться помочь, проявлять сострадание.

  • Третья часть рассказа – новая жизнь на пустыре.

  • Какой поступок совершили дети, и почему они захотели это сделать? (Дети сделали землю плодородной, так как пионеры хотели быть справедливыми и верили, что маленький цветок отдохнет, и из новых семян появятся красивые цветы)

  • Что произошло с пустырем после того, как ребята ему помогли? (На следующий год пустырь зарос травами и новыми цветами, и над ним летали птицы и бабочки)

  • Вывод третьей части – нужно делать добро и учить добру других.

  • Чем заканчивается эта сказка-быль? Почему Даше снова стало грустно? (Даша увидела, что пустырь стал другим. Она ехала туда в надежде снова увидеть тот цветок, но его не оказалось. Закончилось тем, что Даша нашла новый, другой цветок между камнями, и ей показалось, что он тянется к ней. Даша чувствовала восхищение, смотря на этот новый цветок, который так был похож на тот старый)

  • Жизнь того, умершего цветка не прошла бесследно, ведь он оставил после себя детей, которые продолжит его уже в своих детях. Но чтобы после себя оставить лучшее, нужно прикладывать много усилий, нужно идти к своей цели и добиваться ее, как это делал цветок. Ведь он не просто жил, а делился своей красотой, добротой и ароматом со всеми окружающими. После себя нужно оставлять след на этой земле.

  1. Подведение итога

  • Как вы думаете, о ком думал автор, когда писал этот рассказ? (О человеке)

  • Верно, человек живет также, как и этот цветок, и жизнь человека не может пройти бесцельно, так как она будет бессмысленна. Но не все люди могут остаться в памяти, чтобы о тебе помнили, нужно делать что-то полезное и нужное для своего времени, для своего общества. В рассказе это сделала Даша и цветок, но самое главное – это сделала сам Андрей Платонов, когда написал это произведение. И благодаря его дочери, которая продолжила его дело, издав книги, можно в этом убедиться.

  1. Домашнее задание

Творческое задание: нарисуйте иллюстрацию к этому произведению, передав характер героев.