Тема урока: «Местное самоуправление»
Цель: формирование у обучающихся представления об органах местного самоуправления.
Задачи:
- предметный результат: формировать у учеников навыки работы с текстом источника, развитие умений характеризовать роли местного самоуправления в жизни общества, раскрытие на примере муниципального района.
- личностный результат: воспитывать гражданскую идентичность в форме сознания «Я» как гражданина России, ответственности за свой выбор, за свою малую родину.
- метапредметный результат: развивать умение характеризовать Устав муниципального района, назвать и иллюстрировать примерами принципы устройства местного самоуправления в муниципальном районе.
Ход урока:
1.Актуализация темы урока
"В том числе мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни». В.В.Путин
- О чем говорит В.В.Путин?
- О местном самоуправлении
И это тема нашего урока.
- 21 апреля в России отмечается «День местного самоуправления», который был установлен Указом Президента РФ Владимиром Владимировичем Путиным от 10 июня 2012 г. № 805. Новый памятный день, как сказано в тексте Указа, «установлен в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».
- 21 апреля, именно эта дата неслучайна. 21 апреля в 1785 году императрицей Екатериной II была утверждена «Жалованная грамота городам», фактически положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Сообщение ученика об истории самоуправления в России.
- Исторический опыт показал, что путь к правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление. Существует более 30 определений понятия «самоуправление».
- Что такое самоуправление?
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных традиций.
2. Структура органов местного самоуправления
- Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, самостоятельность в пределах установленных законом полномочий. Самостоятельность органов местного самоуправления обеспечивается тем, что они не входят в систему органов государственной власти. (ст.12 Конституция РФ)
- Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131 Конституции РФ); изменение границ территории, на которой осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения. (ст.11 ФЗ)
- Назовите органы местного самоуправления нашего муниципального района.
Основным звеном местного самоуправления является территориальное муниципальное образование. Это городское, сельское поселение или иная территория.
Вопросы местного значения
- Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Вопросами местного значения называют вопросы, непосредственно связанные с жизнедеятельностью населения определенной территории местного самоуправления. (ст.132 Конституции, ФЗ ст.14) Данные вопросы содержатся в Уставе муниципального района.
- У каждой общественной организации должен быть устав, по которому она работает и живет. У органов местного самоуправления РФ согласно законодательству о местном самоуправлении такой документ тоже есть.
- Так какие вопросы находятся в ведении муниципального района?
3. Деловая игра.
- Таким образом, сегодня на уроке мы с вами познакомились с основными понятиями, связанными с органами местного самоуправления, определили их основные функции. А сейчас я предлагаю вам деловую игру. (Для этого класс делится на 2 группы.) Представьте себе, что вы депутатский корпус городского Совета. 1 группа составляет план благоустройства нашего города и изменения его в лучшую сторону. 2 группа будет казначеями городского Совета и их задача изыскать средства для пополнения местного бюджета. В вашей работе вам помогут источники законодательства о местном самоуправлении .
- Выдвижение предложений групп.
1 –я группа:
1. Ремонт дорог
2. Освещение улиц города.
3. Уборка мусора и установление урн по всей территории города.
4. Открытие молодежного кафе для школьников с обеспечением безопасности на его территории.
5. Создание новых рабочих мест для населения
6. Озеленение и облагораживание.
2-я группа:
Сбор земельного и имущественного налога, поступлений от приватизации имущества, сдачи муниципального имущества и земли в аренду.
Штрафы для населения за нарушение общественного порядка, несанкционированный выпас скота, самовольные застройки и огораживания.
Сбор штрафов за загрязнение территории города, уничтожение зеленых насаждений, вандализм в общественных местах.
Проведение благотворительных акций, концертов и других мероприятий доходы с которых должны направляться на нужды поселения.
Привлечение населения к общественному труду по озеленению и облагораживанию территории города, к решению насущных вопросов.
Привлечение спонсоров для открытия новых рабочих мест и вложения капитала в развитие экономики и социальной сферы.
Подведение итогов.
- Вопросы для закрепления пройденного материала:
1. Что такое «местное самоуправление»
2. Каковы основные функции органов местного самоуправления?
3. Насколько вы считаете важным существование органов местного самоуправления?