СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по окружающему миру "Самое главное вещество" 3 класс

Тема: Вода

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по окружающему миру "Самое главное вещество" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по окружающему миру "Самое главное вещество" 3 класс»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области








План-конспект

открытого урока по окружающему миру

3 класс

Тема: Самое главное вещество




Учитель: Зуева Елена Владимировна

п. Белогорье

2021 г.



Тема: Самое главное вещество.

Цель: познакомить с составом и свойствами воды; учить быть наблюдательными, бережливыми.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о значении воды для жизни на Земле, её свойства; научаться работать по инструкции, делать выводы.

Оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, презентация, глобус, кроссворд, капельки из бумаги синего, белого и голубого цвета, оборудование для опытов (стаканы с водой, стакан с молоком, стакан с соком, трубочки для коктейля, стеклянная палочка, колба, пробка с отверстием, тарелка, разноцветные полоски бумаги).

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Работать вы будете в группе. Возьмитесь за руки и скажите вместе: «У нас всё получится!»


II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

- Для того чтобы определить тему нашего урока, нам нужно повторить пройденный материал. Решим кроссворд. По горизонтали вы должны угадать 4 слова. А по вертикали прочесть ключевое слово.


Кроссворд





1.









2.







3.













4.







1. Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас. (Воздух)


2. Жёлтая звезда, расстояние до которой от Земли составляет 150 млн. км. (Солнце)

3. Огромное раскалённое небесное тело, которое излучает свет и тепло.

(Звезда)

4. Планета Солнечной системы, которая имеет хорошо заметные кольца. (Сатурн)





в

о

з

д

у

х




С

о

л

н

ц

е


з

в

е

з

д

а








С

а

т

у

р

н




- Прочитайте ключевое слово. Сформулируйте тему нашего урока.

(Самое главное вещество)

(Слайд 1)

- Какую цель мы перед собой поставим?

(Выяснить, почему воду называют самым главным веществом.)

- На предыдущем занятии мы выяснили, что без воздуха не было бы жизни на Земле. Без чего ещё жизнь невозможна?


III. Новое знание

- Сегодня мы поговорим о многоликости воды и попробуем выявить её свойства.

- А как вы думаете, много ли воды на земле?

(Ответы детей)

- Посмотрите на глобус. На нём голубой краски гораздо больше, чем зелёной, желтой, коричневой, белой, а знаете почему?

- Потому что голубым цветом обозначены моря и океаны нашей земли. Вода занимает ¾ поверхности планеты. Вода полезна и животным и птицам и человеку. Без неё не обойтись. Но вода не только поит, она ещё и работает на человека. (Слайд 2) Добывая ток, работая на электростанциях. (Слайд 3)По морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов. Вода самая большая и удобная дорога. (Слайд 4,5) По ней перевозят грузы, пассажиров. А всё это стало возможно лишь потому, что человек очень хорошо изучил её свойства. (Слайд 6) Без воды не замесить тесто для хлеба. Не приготовить бетон для стройки. (Слайд 7,8) Без воды не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни лекарство, ни конфеты. Вот она, какая вода.

Сегодня мы исследователи. Наша задача изучить некоторые свойства воды. Для этого проделаем опыты.

Когда мама печёт пироги, ароматный запах раздаётся за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы и духи. А чем пахнет чистая вода?


Опыт 1. Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?

(Никакого запаха нет.

(Вывод: Вода не имеет запаха.)


Опыт 2. Попробуйте воду на вкус. Какой мы можем сделать вывод?

(Вода не сладкая и не солёная)

(Вывод: Вода не имеет вкуса.)


- А чем важно нам это свойство? Когда мы его используем?

(Так как вода не сладкая и не солёная мы можем утолить жажду.)


Опыт 3. На столе у вас лежат цветные полоски. Приложите каждую полоску и проверьте, совпадает ли цвет? О чём это говорит?

( Ни с одной из этих полосок цвет воды не совпадает.)

(Вывод: Вода бесцветна.)


Опыт 4. Рассмотрите соломинки в стаканах с различной жидкостью. Посмотрите на соломинку в стакане с молоком. Видна ли о

В стакане с соком? А в стакане с водой? Какой мы можем сделать вывод?

(Вывод: Вода прозрачна.)


- Когда нам нужно это свойство?


(Слайд 9)

(Прозрачность воды очень важна для подводных животных и растений, нуждающихся в солнечном свете.)


Опыт 5.Теперь попробуйте воду из стакана вылить на поверхность.

А теперь наклоните поверхность. Какой мы можем сделать вывод?

(Вывод: Вода текуча.)


(Слайд 10,11)

- Благодаря текучести воду можно обнаружить повсюду. Если вы начнёте копать колодец, то на глубине 7 – 12 метров вы обнаружите подземные воды. Почва тоже пропитана водой. Вскапывая огород, вы обнаружите, что почва влажная.


Опыт 6. Определите форму воды. Попробуйте перелить воду из одного

сосуда в другой (из стакана в колбу). О чём это говорит?

(Вывод: Вода не имеет собственной формы.)


Опыт 7. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Что наблюдаете? О чём это свидетельствует?

( Вывод: При нагревании вода расширяется.)


Опыт 8. Ту же колбу поставьте в тарелку со льдом. Что наблюдаете? О чём это свидетельствует?

( Вывод: При охлаждении вода сжимается.)

- И так, о каких же свойствах воды мы сегодня узнали.


Свойства воды


Без запаха

Текуча



Без вкуса

Не имеет собственной формы


Без цвета

При нагревании расширяется



Прозрачна

При охлаждении сжимается

IV. Физкультминутка (под звуки журчания воды)

Очень всем нужна вода

Делай – раз, делай – два.

Звери у ручья напились

Вправо влево наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши

До чего же день хороший.

Дождик вдруг полил с утра.

За работу нам пора!


V. Продолжение работы по теме урока.

1.Беседа.

- Отгадайте загадку.

Я и туча и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу.

(Вода)

- Как вы это понимаете?

(Туман, лед, ручей – это всё вода. Вода в природе существует в трёх состояниях – жидком, твёрдом, газообразном.)

- От чего зависит различное состояние воды?

(От температуры.)

- Где мы можем увидеть воду в твёрдом состоянии?

(Слайд 12,13)

(Это лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.)

- При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твердое?

(При температуре 0◦ С и ниже.)

- Вы уже знаете, что вода при охлаждении сжимается. Казалось бы превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд, вода расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. (Слайд14) Вода в них замерзает, и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.

- Где мы можем увидеть воду в газообразном состоянии?

(Слайд 15)

( Это пар, туман.)

Если вы потрёте мокрой тряпкой классную доску, через несколько минут доска снова станет сухой. Вода с неё испарится, т. е. превратится в пар – прозрачный и бесцветный. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

- Что такое туман?

(Густой пар, водяные пары в низших слоях воздуха, у поверхности земли.)

2. Работа по учебнику. (С.64)

(Слайд 16)

- Объясните по рисунку, как происходит круговорот воды в природе?

(Объяснения детей.)

Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты, при этом испаряется огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой, в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи, реки, озёра или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление называется круговоротом воды в природе.

3.Беседа об охране воды.

Просмотр видеоролика «Берегите воду!» и беседа по его содержанию.


VI. Рефлексия

- На уроке мы проделали опыты и узнали, какими свойствами обладает вода – волшебница. Перечислите их.

- Почему воду называют самым главным веществом?


VII. Подведение итогов урока.

- Какие открытия для себя сделали на уроке?

- На какие вопросы не получили ответ?


VIII. Домашнее задание.

Прочитать текст на с.62-65 учебника. Ответить на вопросы с.65 в рубрике «Проверим себя».


IX. Самооценивание.

- Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите капельку синего цвета, если вы были внимательными – голубого цвета, если вы были любознательными – белого.

- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.

(Слайд 17)

Закончить наш урок хочу словами:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги –

Мы ведь на планете не одни!

В.А.Андреев.