3
Теме "Неопределенная форма глагола"
Цель: познакомить с особенностями глаголов в неопределённой форме, развивать умение ставить вопрос к глаголу в неопределённой форме
Задачи:
1. Развивать речь, внимание, наблюдательность.
2. Прививать интерес к изучаемому предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Я в школе на уроке.
Сейчас начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
II. Актуализация знаний
Урок русского языка, открыли тетради, записали дату.
-Прочитайте слова
- Найдите в них общее.
-Данные слова относятся к глаголам.
- В корне слова они имеют безударную гласную.
- Назовите безударные гласные в корне слова, проверьте их.
- Что вы можете сказать о глаголе?
Глагол – это часть речи.
- Обозначает действие предмета.
- Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделают?
- В предложении является главным членом – сказуемым.
- Изменяется по числам и временам.
III. Минутка чистописания.
Тема нашего урока “Неопределённая форма глагола”
- Наша задача - научиться ставить любой глагол в неопределённую форму, правильно задавать вопрос, находить глагол в неопределённой форме в тексте. (Слайд № 6)
- Посмотрите внимательно на таблицу .
- Приведите примеры глаголов, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? Как называются эти глаголы?
Д. Инфинитивом.
- Глаголами начальной формы.
- Глаголами неопределённой формы.
IV. Работа по теме урока.
Д. Приставка.
- Что сделать?
У. Какие глаголы записали в правый столбик? Узнайте их время, число.
2. Прочитайте слова. Первый вариант записывает глаголы совершенного вида, второй вариант – глаголы несовершенного вида.
V. Закрепление. Работа с учебником.
Задание №1.
Г…ворить – пог...в…рить, ж…лать – пож…лать, спр…сить – переспр…сить, р…совать – нар…совать, м…розить – зам…розить, х…дить – ух…дить, см…треть – посм…треть, об…яснить – об…яснять, ехать – под…ехать.
- Что вы можете сказать про глаголы? (Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? употребляются с приставками).
Задание №2.
Прочитай стихотворение. Выпиши глаголы в начальной форме.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго, долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть.
Задание №3.
Подбери к данным именам существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме.
Дружба - … ходьба - …
Просьба - … изучение - …
звонок - … подарок - …
Сидение - … соль -…
VI.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- И в завершении урока Инфинитив хочет поделиться стихотворением.
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец.
Ин-фи-ни-тив – звучит занятно,
Я вам назвался наконец!
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл всей жизни для меня…
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени!
Так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять!
VII.Домашнее задание. Образуй однокоренные глаголы в начальной форме с помощью приставок.
Молчать, шуметь, лететь, сказать, считать, беречь, стоять, плакать, помнить, светить, сидеть, бежать, бегать.